Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль тезаурусного метода в структурировании и систематизации понятий информатики






В информатике для описания отношений между понятиями наряду с сетевым моделированием находит применение тезаурусный метод, впервые предложенный Ю.А. Шрейдером (1963). Понятие тезауруса как системы знаний, отраженных языком, связано с общей концепцией семантической информации. Под тезаурусом понимается взаимосвязанное описание отношений между понятиями, а также способ описания системы понятий [317-319]. Тезаурус является основой построения информационно-поисковых систем. Вопросам разработки концепции тезауруса в информатике, а также методики составления тезаурусов и тезаурусной деятельности посвящены работы А.И. Черного (1968), М.С. Миримановой (1984), Л.Ю. Монаховой (1997), А.Г. Шмелева (1997) и др. Тезаурусный метод традиционно применяется при составлении квалификационных характеристик обучаемых. Так, в исследовании В. Димовой, В. Чалыкова, Д. Маламова (1978) указано, что метод составления в эксплицитной форме квалификационной характеристики является эквивалентным по своим результатам методу выбора содержания образования, овладение которым " автоматически" ведет обучаемого к удовлетворительной квалификационной характеристике. Необходимость введения дополнительных дескрипторов в содержание образования, без которых невозможно построение его системы, обусловливает различие между объемами понятий " содержание образования" и " тезаурус специальности". Отличительная особенность тезаурусного метода состоит в том, что с его помощью можно не только определить содержание (выделить систему понятий той или иной предметной области, задать " логический каркас" будущей модели знаний выпускника — свойство эксплицитности. выраженности связей между понятиями), но и метод его обработки, то есть соотнести логику науки с логикой учебного предмета.

В качестве примера применения тезаурусного метода и анализа его результатов приведем сравнительные и типологические исследования по содержанию образования, проведенные для обоснования структуры многоуровневого учебного плана (научный коллектив под руководством проф. Ю.В. Рождественского, 1993). Сравнительные исторические исследования учли объем содержания и типы предметов в школах древности, греко-римской античности, средневековья и нового времени, а типологические исследования осветили содержание современного общего среднего образования в СССР, Японии, ФРГ, США, Франции и отчасти в КНР. Сравнения проводились на базе унифицированной единицы сравнения — термина и отвечающего ему понятия или представления. Например, треугольник, историческая личность, категория грамматики или лексики, фигура танца и т. п.

Оказалось, что во все времена двенадцатилетний цикл образования включал примерно одинаковое число единиц — до 20 000 терминов, а содержание понятий совершенствовалось путем расширения и углубления на основе новых знаний путем систематизации (фактически применялся метод системного анализа и логического вывода) при сохранении количества понятий и терминов.

Названным научным коллективом был составлен тезаурус общемировой компоненты содержания образования объемом в 10 000 терминов. Тезаурус отражает историю развития общего образования, сохраняет его основные разделы: физическая культура, филологические науки, математические науки, мусические искусства (танец, музыка, живопись и скульптура), практические искусства (домоводство, право, домашняя медицина, основные общетехнические термины), естественные науки (физика, химия, биология), гуманитарные науки (география, история, социология), этика (мораль, нравственные суждения, этические теории).

Систематизация терминов и содержание понятий данного тезауруса построены так, что позволяют без дублирования добавить любые национальные и профессиональные компоненты в каждой конкретной школе. Схема, конкретизирующая этот принцип дополнения, приведена, например, в [307, с. 115-118], отметим лишь, что в ней присутствует и информатика с такой профессионально-ориентированной компонентой, как программирование. В соответствии с результатами проведенных исследований предложено отвести до половины всего содержания образования (приблизительно 10 000 терминов) на национальную и профессионально ориентированную компоненты.

Как известно, содержание школьного образования должно давать общую ориентацию ученикам в основных направлениях культуры. В учебных планах различных школ, стран и эпох можно выделить достаточно инвариантные циклы учебных предметов, отражающих культуру. По классификации проф. Ю.В. Рождественского выделяются восемь циклов: физическая культура, филология (языки, письмо, письменность, литература, устная литературная речь, теория языка), математика (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, элементы теории вероятностей и математической статистики), мусические искусства (изобразительное искусство, музыка, танец), практические искусства (домоводство, труд, право, медицина, военное дело), естественные науки (физика, химия, биология), гуманитарные науки (география, история, обществоведение), этика (правила морали, нравственные суждения, этико-философские учения).

,

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.