Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы проектирования ЭССИ






Под компьютерным справочным пособием понимается электронное пособие, поддерживающее компьютерную технологию обучения, где основным средством обучения является компьютер. По своим функциональным возможностям компьютер уже сегодня стал практически идеальным средством обучения, однако, возникает проблема эффективной реализации этих возможностей в процессе приобретения знаний, выработки навыков и умений. Этой проблемой специалисты в области обучения и образования занимаются со дня появления мини-ЭВМ, а эра персональных компьютеров еще более остро выявила ее актуальность [2]. В процессе обучения важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование реализует достижение поставленных образовательных целей.

Реализация компьютерной поддержки процесса обучения является процедурой, органически взаимосвязанной как с разработкой системы обучения в целом, так и для каждого учебного курса. При этом последовательно решаются следующие задачи:

· определение необходимости применения компьютера;

· определение степени компьютеризации учебного процесса;

· определение перечня функций, возлагаемых на компьютер;

· разработка компьютерного пособия в соответствии с информационно-методическими рекомендациями преподавателей-предметников и методистов.

Компьютерная технология обучения реализует опосредованное обучение, при котором основной объем учебной информации исходит не от преподавателя, а от компьютера. Конкретный преподаватель, ведущий учебный процесс, как правило, не принимает участие в разработке компьютерного пособия. Поэтому при разработке учебно-информационных материалов для компьютерной поддержки процесса обучения основным принципом становится принцип " отчуждения" этих материалов от их создателя. Этот принцип будет реализован тогда, когда пользование учебными материалами пособия не требует пояснений от разработчика и пособие обладает свойством самодостаточности при выполнении тех учебно-образовательных функций, которые определены в техническом задании на его разработку.

Составными частями учебно-информационного и методического обеспечения системы обучения, как таковой, являются:

· учебные раздаточные материалы;

· контролирующие и тестирующие материалы;

· упражнения;

· методики проведения групповых, индивидуальных и самостоятельных занятий;

· стратегия и тактика использования каждого средства обучения, их совокупности, а также возможная замена и дублирование каждого из них;

· привязка всех учебно-информационных материалов к средствам обучения и методикам проведения занятий.

Компьютерное справочное пособие разрабатывается в соответствии с требованиями к системе обучения в целом, а его информационно-методической основой являются перечисленные выше материалы. Оно призвано решать те задачи и поддерживать те функции обучения и/или администрирования учебного процесса, которые были определены на стадии общей проработки проекта по оказанию образовательных услуг на основе компьютерной технологии обучения.

Разработка компьютерного пособия как программного обеспечения (ПО) учебного назначения является многопрофильной задачей, реализация которой возможна только на основе привлечения специалистов разных областей. На рисунке представлен функциональный состав группы разработчиков, в которую помимо преподавателя-предметника должны входить специалисты по компьютерным методикам обучения и компьютерной интерпретации учебных материалов, методам контроля, а также программисты.

 

 

Функциональный состав группы разработчиков компьютерного справочного пособия

Здесь важно выделить следующие существенные моменты:

· необходима интерпретация учебно-информационных, контролирующих и тестирующих материалов для их использования на компьютере;

· необходима корректировка традиционной или разработка новой методики обучения, корректировка дидактических приемов с учетом функциональных особенностей компьютера и специфики его применения в учебном процессе;

· необходима разработка общего " сценария" справочного пособия и частных " сценариев" по каждой теме курса, урока и учебного шага в рамках урока;

· необходимо определить степень " открытости" создаваемого ПО в смысле предоставления возможностей пользователям (преподавателям, сопровождающим конкретный процесс обучения) изменять какую-либо функциональную часть пособия в соответствии с потребностями конкретной системы обучения. Например, дополнять примерами контролирующую часть пособия или усовершенствовать часть пособия по администрированию учебного процесса.

Заключительной стадией разработки компьютерного справочного пособия является его кодирование. Современный уровень разработки прикладного ПО предполагает использование для этих целей инструментальных систем (ИС), таких, как HM-Card, Visual Basic, Delphi, Power Builder и др. Основными преимуществами применения ИС являются:

· сокращение сроков разработки ПО;

· обеспечение удобства сопровождения ПО на всем протяжении его жизненного цикла;

· предоставление возможности корректировки пособия преподавателю-пользователю в соответствии с его представлениями о структуре и содержании частей пособия;

· обеспечение единства интерфейса пользователя при изменении (замене) отдельных составных частей пособия.

Для создания приложений учебного назначения в телематических системах могут быть использованы также среды на основе языка " Java". Использование компьютера, как средства обучения объективно порождает посредническое звено в системе предоставления образовательных услуг. Де-факто создается индустрия по компьютерному опосредованию обучения, которая так же, как и любая другая отрасль экономики требует своих финансовых вложений и должна входить в стоимость оказания образовательных услуг наравне с оплатой труда преподавателей. Первым шагом в этом направлении являются затраты на приобретение компьютеров и их эксплуатацию. Эти затраты будут впустую если программно-аппаратные средства используются только как инструмент, для реализации информационных технологий. До тех пор, пока не будет создано и использовано в процессе обучения ПО учебного назначения, в частности, компьютерные справочные пособия, не будет и реального экономического эффекта от информатизации образования.

Современный уровень развития образовательных технологий, базирующийся на развитой компьютерной базе, а также мультимедиа, Интернет и Интранет технологиях, позволяет ставить вопрос о полном покрытии дисциплин учебных планов направлений и специальностей электронными справочными пособиями (ЭСП). Общеизвестные достоинства ЭСП позволяют поднять учебный процесс на качественно новый уровень. В электронном справочном пособии могут быть реализованы практически любые методические приемы, используемые преподавателем на занятиях.

Основная проблема полного покрытия дисциплин учебных планов специальностей заключается в значительной трудоемкости создания качественных ЭСП и отсутствии у большинства преподавателей, преподающих дисциплины не информационных циклов, достаточной квалификации для самостоятельного создания качественных ЭСП. В связи с этим была предложена многоуровневая концепция создания электронных учебных пособий. Суть концепции заключается в следующем. На основе анализа инструментальных средств были выделены инструменты, обеспечивающие создание ЭСП, разного уровня сложности и соответственно, требующие различных усилий для освоения. Для каждого инструмента была разработана детальная методика создания ЭСП с его помощью. Каждая методика нашла свое выражение в учебном курсе, справочном пособии, изданном типографским способом и в электронном виде, и наборе примеров, иллюстрирующих основные особенности применения методики. Были выделены и разработаны следующие методики:

· создание гипертекстовых ЭСП в формате Windows Help;

· создание мультимедиа ЭСП в формате PDF;

· создание виртуальных лабораторий и полных мультимедиа ЭСП в авторской среде Asymetrix Toolbook;

· создание виртуальных лабораторий и полных мультимедиа ЭСП в форме Интернет приложений.

ЭСП, получаемые в рамках первых двух методик, создаваются с помощью достаточно простых инструментальных средств. В следствие чего, значительная часть преподавателей, имеющих богатый методический опыт, но не в совершенстве владеющих информационными технологиями, может их освоить достаточно легко и быстро. Обучающие мультимедиа программы, получаемые в рамках третьей и четвертой методик, крайне сложны в разработке, инструментальные средства являют собой сложный комплекс программ для создания видеоматериалов, полноцветных иллюстраций, авторской речи и верстки конечного продукта. Причем основная доля работ — это написание сценария, которая также требует специальной подготовки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.