Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познание и мировоззрение






 

Каждая культурно-историческая эпоха по своему отвечает на вопросы: что есть первопричина всего сущего, из чего все произошло, откуда взялся этот мировой порядок, кто им управляет, в чем смысл и предназначение человека в системе Мироздания? Из попыток ответить на эти вопросы и складывается общепринятая, свойственная ей, картина мира, которая включаетспецифические представления о Мироздании, познавательные системы, эталоны мышления, методы исследования и освоения окружающего мира, отражающие уровень развития цивилизации, ее особенности и проблемы, взаимоотношения с природой, состояние науки и культуры.

Систему. обобщенных взглядов общества или индивида на мир и место в нем человека, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, отношения, принципы познания и деятельности называют мировоззрением.

Мировоззрение формируется на основе синтеза самых разнообразных знаний и включает определенную идеологию. Его носителем являются общество, социальная группа или отдельный человек. В целостной системе мировоззрения присутствуют три взаимосвязанных компоненты, характеризующие отдельные его аспекты: естественнонаучная, гуманитарная и гносеологическая (греч. gnosis - познание). Естественнонаучный аспект отражает целостное научное представление о социоприродной среде, отношение к природе как универсальной ценности, сфере своего бытия и объекту практической деятельности. Гуманитарный аспект включает онтологию (греч. ontos - сущее) - учение о бытии, особенностях мира людей, влияние на него социоприродной среды. Он связан с внутренним миром человека и содержит его взгляды, направленные на осознание своей социальной природы, своих интересов, потребностей, мотивов, целей, смысла жизни, нравственных норм и образцов поведения. Гносеологический аспект составляют знания об особенностях познавательной деятельности, ее форм, средств и методов. Ядро мировоззрения составляет система взглядов, включающая четыре группы проблем: учение о бытии, учение о познании, учение о ценностях и учение о практике.

Выделяют три уровня мировоззрения - эмпирический, теоретический и методологический (методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах познавательной деятельности). Эмпирическое или жизненно-практическое мировоззрение - это скорее миропонимание, которое базируется на практическом опыте взаимодействия с социоприродной средой всех предыдущих поколений и включает в себя национальные и культурные традиции, ненаучные знания, которые постигаются через практический опыт, мифологию, мистику, искусство, религию. Теоретическоеили научное мировоззрение опирается на научные представления об окружающем мире. Его основу составляют научные теории и идеи. Оно базируется на понимании всеобщности действия фундаментальных законов природы, взаимосвязи и взаимной обусловленности всех процессов и явлений, протекающих в социоприродной среде.

Базисом методологическогоуровня является философия(греч. phileo - любовь, sophia - мудрость). Используя диалектический метод (греч. methodos - путь исследования, теория, учение)познания и законы логики, она обобщает и систематизирует знания об объективных закономерностях развития мира, о месте человека в системе Мироздания, смысле и назначении его жизни и деятельности.

В конце XIX века сформировалась особая форма мировоззрения, которая получила название - космизм. В его основе лежат научно осмысленные и философски обоснованные идеи неразрывной взаимосвязи человека с космосом, всеединства и универсальной этики. Огромный вклад в развитие этого направления внесли русские ученые В.И.Вернадский, Н.А.Умов, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский. Идеи космизма широко представлены и в русской религиозной философии. Ее представители - П.А.Флоренский, Н.Н.Бердяев, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров и другие. Философия космизма пыталась синтезировать два подхода к человеку и его деятельности - антропологизм и космизм, объединить судьбы человека и судьбы вселенского бытия. В его рамках главная миссия человека - активное и гармоничное включение в процесс общей мировой эволюции. При этом нравственный критерий деятельности человека в равной мере распространяется как на отношение человека к человеку, так и на всю область отношений человека к природе.

В середине ХХ века обозначились, продолжают стремительно углубляться и приобретают глобальныемасштабы проблемы, которые принято называть экологическими (греч. oikos- дом, жилище). Подкрепленные психологией потребительского отношения к природе, которое формировалось у человека тысячелетиями, и несовершенством социальной и политической организации общества. они приобрели антропологический (греч. antropos- человек) характер и стали истоком глубокого духовного кризиса общества. Преодоление этой ситуации общество видит в формировании нового, экологического мировоззрения. Определение «экологическое» отражает осознание каждым человеком и обществом идей коэволюции природы и общества, принятие и неукоснительное выполнение требований коэволюционного (экологического) императива (лат. imperativus - повелительный). как системы экологических предписаний и требований, разрешающих такие поведение и деятельность человека в природе, которые не противоречат ее законам и установившимся в ней отношениям. (Н.Н.Моисеев)

Для раскрытия категории «мировоззрение» в философской и научной литературе используется понятие «обобщенная картина мира».

С одной стороны, обобщенная картина мира - это способ систематизации знаний, выработанных человечеством в процессе освоения действительности через разные формы ее познания, с другой - это модель Мироздания, общепринятая обществом в тот или иной период его культурно-исторического развития.

Однако однозначная трактовка этого понятия отсутствует. Несмотря на то, что картина мира и мировоззрение соотносятся множеством каналов связей, они все же существенно отличаются. Вся совокупность представлений человека об окружающем мире и самом себе превращаются в мировоззрение только на основе определенной их философской интерпретации (лат. interpretatio - истолкование, объяснение) и ценностных ориентаций, которые реализуются в практической деятельности.

Обобщенная картина мира складывается из мифологической, эзотерической, религиозной, художественной, научной, технологической, информационной, экологической, социально-культурной и других частных картин, которые построены на основе разных форм познания мира.

Они генетически связаны между собой, однако принципиально несводимы друг к другу и входят в обобщенную картину как отдельные этапы становления представлений человечества о Мироздании.

Имеется ряд оснований для их различения:

- центральная идея (эзотерическая реальность, бог, художественный образ, социоприродная среда с ее объективными законами),

- особенности и логика познания (иррациональное, трансцендентное, чувственное, интуитивное, рациональное),

- характер общности представлений (общие для узкого круга лиц, религиозной конфессии, научного сообщества),

- следствия для практики (совершенствование духовной и материальной жизни отдельного человека и общества).

 

 
 


Мифологическая

 

 
 


Религиозная

 

Художественная

       
   
 
 


Обобщенная

картина Социокультурная

мира

 
 


Научная

 
 


Технологическая

 

 
 


Информационная

 

 
 


Экологическая

 

Рис.2 Обобщенная картина мира

 

Тем не менее, наложение этих совершенно разных интерпретаций воспроизводит в сознании человека некую объемную голографическую (греч. holos - весь, полный) картину мира, в которой природа, человек, его дух, поиски истины, творчество, труд неотделимы друг от друга, выступают как целостность и высвечивают разные ракурсы этой картины.

Мифологическая, религиозная и художественная картины связаны с образным, субъективным, личностно-значимым представлением о мире. Научная картина мира построена на объективном знании о мире, полученном с помощью научного метода исследования. Она включает множество составляющих - научные основы миропонимания, законы развития природы и общества, духовный мир человека, механизмы их взаимодействия. Та ее часть, которая связана с гуманитарными науками и чувственным восприятием мира, сохраняет в себе отдельные черты мифологической, религиозной и художественной картин. Научная картина мира как форма систематизации объективных знаний включает качественное обобщение научных теорий, их методологическую интерпретацию и выработанную на их основе общественную мировоззренческую позицию. Однако она - всего лишь одна из сторон нашего представления о Мироздании, его объективная, подвижная и динамичная модель, которая по мере развития науки изменяется, приобретает новую концептуальную(лат. conteptio - понимание; определенный способ трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, совокупность основополагающих идей) основу, дополняется, изменяется и перестраивается.

Социокультурная картина мира во многом опирается на достижения как гуманитарных, так и естественных наук. Естественные науки являются основой техники, технологий и информационных систем и составляют базис экологической, технологической и информационной картин.

Целостный образ мира, его обобщенная картина в представлениях отдельного человека, его миропонимание и его деятельность формируются на основе синтеза как научных, так и ненаучных знаний, отражающих разные стороны познания. Многомерность и безграничность окружающего мира обуславливают и многомерность его восприятия. Все формы познания - наука, религия, философия, искусство, мифология - не более, чем разные интерпретации действительности. Вступая в резонанс, они дают новое видение истоков человеческого разума и культуры, приносят более глубокое понимание связи духовного мира человека с природой и практической деятельностью.

Сегодня происходит осознание, что полная и целостная картина Мироздания, в которой нашлось бы место и объяснение всему, что есть, что происходит и почему так происходит, может быть построена в рамках синтагмы (греч. sintagma- вместе построенное, соединенное) - формы развития познания, основанной на синтезе разных способов освоения и постижения окружающего мира. Естественной предпосылкой развития и углубления этой тенденции является генетическое родство и преемственность науки, философии, мифологии, религии, искусства. Многие крупные исследователи, работающие в области микро - и мегамира, пытаются найти то универсальное знание, те переходы, которые могли бы как-то связать эзотерическую, религиозную и научную картины, например, с помощью теории единого информационного поля Вселенной, или теории физического вакуума, или каких-то других представлений. Но уровень развития современной науки пока не позволяет найти механизма этого перехода и вопрос о синтезе разных форм познания с целью построения единой непротиворечивой картины мира остается дискуссионным.

Новые понятия и термины: гносеология, голографический, интерпретация, концептуальный, методология, мировоззрение, научный метод, обобщенная картина мира, онтология, философия.

Ведущие идеи:

- мировоззрение как система обобщенных взглядов общества или индивида на мир и место в нем человека, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, отношения, принципы познания и деятельности;

- обобщенная картина мира, как многомерный целостный его образ, ее структура и связь с мировоззрением;

- научная картина мира как часть его обобщенной картины;

- различие и взаимосвязь частных картин мира.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.