Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек как познающий субъект природы






 

В результате сложнейшей эволюции живого вещества у природы появляется инструмент самопознания. Таким инструментом стал человек - познающий субъект (лат. subjectus - находящийся в основе). Природа и он сам, как ее часть, стали объектами (лат. objectum - предмет; то, что противостоит субъекту) его познания. Он является носителем предметно-практической деятельности, создает неотъемлемые компоненты своего окружающего мира - культуру, общество и техносферу. Природа, человек, познание и культура увязаны в единый нерасторжимый узел.

Голод, нужда и присущие человеку генетически любознательность и творческое начало двигали его устремлениями разгадать всеобщность и взаимосвязь событий, узнать, как устроен окружающий мир, преобразовать его, сделать удобным для своего проживания. Медленно, вопреки неудачам, сквозь тернии и преграды он идет к познанию мира, пытаясь сделать его понятнее, ближе, а значит, доступнее и безопаснее. На заре человечества знание имело инстинктивное (лат. instincus - возбуждение) начало и эмоциональную (лат. emoveo - потрясаю, волную) основу, выступало как ответная реакция на действие внешних раздражителей, было связано с необходимостью удовлетворения, в основном, биологических потребностей и сохранения себя как вида. В этом плане древний человек мало чем отличался от животного. Он постигал окружающий мир через непосредственные ощущения. Это, хотя и помогало ему добывать себе пищу и избегать опасностей, но позволяло познавать лишь внешнюю сторону объектов, процессов и явлений. Понадобились тысячелетия, чтобы человек научился наблюдать, примечать, копировать, выявлять ритмы природы и приспосабливаться к ним.

В течение многих веков медленного и постепенного выделения его из животного стада и восхождения к разумной жизни вырабатывались более совершенные формы отражения окружающего мира, совершенствовалась психика, формировалось то, что качественно отличает его от животных - высокоразвитое мышление, сознание и речь. Это позволило человеку овладеть принципиально новым, по сравнению с животными, важнейшим средством ориентировки в окружающем мире - системой знаний.

Совместный труд активизировал познавательные силы человека, придавал им интеллектуальную (лат. intellectus - познание, понимание, рассудок) направленность, формировал его рефлексивные (лат. reflexio - обращение назад, самопознание, осмысление своих действий) способности, содействовал развитию и совершенствованию разных форм мышления. Развивая хозяйственную деятельность, человек копировал то, что уже было «изобретено» самой природой, экспериментировал, приобретал практические знания, умения и навыки, перенимал и перерабатывал опыт предыдущих поколений, приспосабливая его к новым условиям. Это требовало усвоения определенного алгоритма (от algoritmi - трансляция имени математика аль Хорезми - набор правил, последовательность операций при выполнении какой-либо задачи) действий, инициировало развитие эвристических (греч. heurisko - отыскиваю, открываю; синоним - творческое) и дискурсивных (лат. discursus - рассуждение, довод; синонимы: понятийный, логический, опосредованный) способностей.

Медленно и постепенно выковывалось конкретное наглядно-действенное мышление человека, зарождалась и обогащалась система эмпирических (лат. empeiria - опыт) знаний, которые помогали приспособиться к внешнему миру и решать жизненно важные задачи - изготавливать орудия труда, выращивать скот, сеять зерно и убирать урожай, заниматься ремеслами, ориентироваться в пространстве. В совместной деятельности происходила социализация человека, формировались его способности взаимодействовать с другими людьми, осуществлялись передача опыта и обучение. В ходе этих процессов конкретные реальные объекты, явления и действия замещались их мысленными образами, символами или знаками. Наряду с наглядно-действенным мышлением формировались элементы наглядно-образного. Это требовало с одной стороны усложнения мыслительных процессов и расширения аналитико-синтетических возможностей, а с другой - способствовало совершенствованию второй сигнальной системы, развитию общения и речи, становлению дифференцированных (лат. differentiо - разделение, расчленение целого на отдельные части, формы и ступени) устойчивых эмоций, перерастающих в чувства и отношения, появлению нравственных, эстетических, интеллектуальных потребностей, которые реализовывались в искусстве и примитивном техническом творчестве.

И наглядно-действенное, и наглядно-образное мышление включают определенную долю абстракции(лат. abstractio - отвлечение, форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей объекта и отвлечение от других частных его связей и свойств). Чтобы познать окружающий мир, человек должен был научиться выделять общее из конкретных частных форм: за ослепительным блеском солнца, холодным сиянием луны, периодичностью движения ярких светил на небосводе суметь увидеть нечто общее, что их объединяет - окружность, научиться ее изображать, рассчитывать и использовать в практической жизни. Замена реальных объектов их идеализированными схемами или моделями, восхождение от конкретного к абстрактному, а от него к практике содействовали развитию и совершенствованию абстрактно-теоретического дискурсивного мышления и получению системы знаний, основанных на доказательстве и логике. Благодаря этому постигалась внутренняя невидимая суть вещей.

Постепенно человек овладевал операциями анализа (греч. analysis - разложение, разделение), сравнения, обобщения, синтеза (греч. synthesis - соединение), моделирования ситуаций и прогнозирования результатов своей деятельности. Выделение общего из конкретных частных форм, образование понятий, умение ими оперировать и выполнять мыслительные операции означало одно - человек научился решать как практические, так и теоретические познавательные задачи и отвечать на вопросы: как это происходит, почему так происходит, в чем причина этого.

Мышление - это высшая ступень человеческого познания, процесс отражения объективной действительности, позволяющий получать знания о внутренних, скрытых свойствах объектов, которые не могут быть непосредственно восприняты на основе ощущений и восприятий.

Мышление реализуется в представлениях, понятиях и суждениях человека. Оно, как и сам человек, - продукт эволюции материи, ее неотъемлемое свойство. Оно целостно и синкретично (греч. synkreticos - нерасчлененность) по своей природе. Становление его различных видов и форм происходило практически одновременно, однако на разных этапах развития психики одни из них преобладали над другими. В процессе его развития постепенно вырабатывалась система рациональных (лат. ratio - разум) знаний, основанных на логике и рассуждении. Эти знания, хотя и не имели теоретической базы, были ненаучны и опирались, главным образом, на наблюдения и их осмысление, но подлинность и объективность(лат. objectum - независимый от восприятия окружающего мира отдельным человеком) этих знаний проверялись и подтверждались многовековым опытом людей. Систематизация и обобщение эмпирических знаний позволили человеку строить первые, хотя и наивные, но логично объясняющие его бытие, картины мира.

Новые понятия и термины: абстракция, алгоритм, анализ, дискурсивный, дифференциация, инстинкт, интеллект, картина мира, логика, мышление, объект, психика, субъект, рациональный, рефлексия, синкретический, синтез, эвристический, эмоции, эмпирический.

Ведущие идеи:

- синхронность развития психики и познавательных способностей человека в процессе освоения окружающего мира;

- мышление как форма отражения окружающего мира, неотъемлемое свойство человека и продукт его эволюции;

- мышление как целостная система, его синкретичность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.