Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок установления и применения регулируемых цен и контроль за ними.




Порядок установления и применения регулируемых цен. Установление и применение регулируемых цен, а также контроль за их соблюдением осуществляют различные государственные органы исполнительной власти. Функциональным органом, осуществляющим государственное регулирование установления и применения цен и контроля за ними, является Министерство экономики РФ. В соответствии с Положением о нем[1] министерство формирует предложения по основам ценовой политики страны и реализует ее, разрабатывает предложения по совершенствованию механизма регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги, а также в соответствии с действующим законодательством согласовывает, утверждает и регистрирует цены и тарифы, участвует в осуществлении контроля за их применением.
В субъектах РФ аналогичные функции возложены на соответствующие комитеты (департаменты) экономики администрации.
Другие федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов РФ исполняют функции по ценообразованию, ценоприменению и контролю за ценами в пределах их полномочий. Прежде всего, как уже отмечалось, это федеральные антимонопольные органы.
Основы порядка установления и применения цен определены Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». В соответствии с ним Правительство РФ утвердило перечни продукции и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен.
Один из перечней включает продукцию и услуги, на которые государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. Другой перечень включает продукцию и услуги, на которые государственное регулирование цен осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Третий перечень касается услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 64
Названные перечни могут пересматриваться по необходимости, но только в целях дальнейшей либерализации цен (тарифов). К продукции и услугам, не включенным в эти перечни, запрещается применять меры государственного регулирования.
Специальное регулирование цен (тарифов) осуществляется в отношении продукции и услуг естественных монополий. Так, в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» и постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 121 «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию»[2] государственное регулирование тарифов в данной сфере обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электри-ческую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов. Установление тарифов на федеральном оптовом рынке электрической энергии осуществляет Федеральная энергетическая комиссия РФ. Установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов РФ, осуществляют региональные энергетические комиссии.
Цены на природный газ регулируются Федеральной энергетической комиссией РФ посредством установления экономически обоснованных предельных уровней цен на природный газ и сбытовых надбавок к оптовой цене на природный газ в соответствии с требованиями Закона о естественных монополиях и постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 863 «О совершенствовании государственного регулирования цен на природный газ»[3].
Порядок регулирования тарифов и ставок сборов на железнодорожном транспорте определен постановлением Правительства РФ от 8 апреля 1997 г. № 410 «О порядке регулирования тарифов и ставок на железнодорожном транспорте в 1997 г.»[4]. Установлено, что изменение этих тарифов и ставок сбора не должно превышать индекса роста оптовых цен производителей промышленной продукции.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 65
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 марта 1997 г. № 265 «О регулировании тарифов на услуги связи и об утверждении Основных положений государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической связи на федеральном и региональном уровнях» государственное регулирование тарифов на услуги связи (почтовой, телефонной, телеграфной, радиосвязи и т.п.) осуществляется Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи и ее территориальными органами по утвержденным Правительством РФ перечням. Один перечень вклю-чает в себя услуги связи, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют федеральные органы исполнительной власти, другой – услуги связи, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Регулирование тарифов на услуги связи осуществляется в пределах индекса роста цен на промышленную продукцию с учетом рентабельности работы организаций связи. При этом применяются коэффициенты индексации действующих тарифов по видам услуг и категориям потребителей.
Государственный контроль за регулируемыми ценами. В условиях либерализации цен важное значение приобретает государственный контроль за соблюдением порядка установления и применения цен. Такой контроль возложен на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы субъектов РФ и местного самоуправления. Государственный контроль за соблюдением порядка установления и применения цен в связи с нарушениями антимонопольного законодательства осуществляют федеральные антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий.
К лицам, нарушившим нормы законодательства о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении – штрафа в двойном размере (п. 4 Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221).
В соответствии со ст. 146[5] КоАП РСФСР завышение регулируемых цен (тарифов) на продукцию, работы, услуги, предельных цен (тарифов), установленных надбавок (на ценок) к ценам (тарифам), нарушение порядка декларирования цен и тарифов или иное нарушение государственной дисциплины цен влечет наложение штрафа от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 66
В соответствии с Порядком применения экономических санкций за нарушения государственной дисциплины цен[6] суммы санкций за ценовые правонарушения подлежат взысканию в бюджет в бесспорном порядке. Органы ценообразования и контроля за ценами на основании проведенных ими проверок принимают решения о взыскании в доход бюджета сумм, полученных субъектом хозяйственной деятельности в результате нарушения государственной дисциплины цен, и штрафа. Данное решение направляется государственной налоговой инспекции, зарегистрировавшей субъекта хозяйственной деятельности в качестве налогоплательщика, для исполнения. Решение органа ценообразования может быть обжаловано в арбитражный суд.
Санкции за нарушение антимонопольного законодательства, связанные с ценообразованием, определены в антимонопольном законодательстве. Так, например, за завышение цен (тарифов), установленных органом естественной монополии, субъект естественной монополии обязан перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную им в результате нарушения, и уплатить штраф в размере до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда (ст. 15, 16 Закона о естественных монополиях).
Монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких цен или монопольно низких цен, установления или поддержания единых цен влекут уголовную ответственность, предусмотренную ст. 178 УК РФ.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.