Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование цен.




Понятие и виды цен. Цена – это денежное выражение стоимости продукции, работ, услуг. Разновидностью цены является тариф, который применяется к определенным услугам, например, тариф грузовых перевозок, определяющий рас ценки за расстояние перевозки.
В предпринимательской деятельности применяются различные виды цен. В зависимости от того, как определяются цены, они подразделяются на свободные и регулируемые. Свободная цена – это цена, складывающаяся на рынке под влиянием спроса и предложения и, следовательно, не регулируемая государством. Разновидностью свободной цены является договорная цена, определяемая свободным усмотрением сторон. Регулируемая ценацена, определяемая упол-номоченным органом государства. Методы определения такой цены могут быть разными: определение верхнего или нижнего предела цены, надбавок к цене, определение предельного коэффициента изменения цены, определение предельного уровня рентабельности, установление фиксированной цены.
В зависимости от назначения цены различают оптовые и розничные цены. Оптовые цены применяются при расчетах со всеми потребителями, кроме покупателей в розничной торговле. Оптовая цена включает в себя затраты на производство продукции, работ, услуг, в том числе накладные расходы (по транспортировке, хранению, снабженческо-сбытовые надбавки и т.п.); суммы налога на добавленную стоимость; суммы акцизов (по товарам, облагаемым акцизами); а также норму прибыли изготовителей (продавцов) продукции, исполнителей работ и услуг, определяемую ими самостоятельно (по свободным ценам) или с учетом требований законодательства о ценообразовании (по регу-лируемым ценам). Розничные ценыцены, по которым продукция, работы, услуги реализуются населению. Она складывается из оптовой
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 59
цены и накладных расходов торгующих и других коммерческих организаций и включает торговую надбавку с расчетом получения определенной прибыли.
В практике ценообразования используются и другие виды цен. Например, хозяйствующие субъекты могут устанавливать расчетные цены, которые применяются для учета движения продуктов производства (деталей, узлов, других полуфабрикатов) в пределах данного хозяйствующего субъекта и не связаны с товарно-денежными отношениями непосредственно.
Предмет и характер правового регулирования цен. В условиях рынка цена на продукцию, работы и услуги формируется под влиянием спроса и предложения на них. Роль государства ограничивается пределами обеспечения публичных интересов: сбалансированного развития экономики, решения социальных задач и т.п. В таком случае государство посредством права организует систему органов ценообразования и определяет их компетенцию; регламентирует порядок разработки, утверждения и применения цен; предусматривает санкции за нару-шения правил ценообразования и ценоприменения.
Право регулирует отношения между людьми и через их поведение воздействует на объекты материального мира. В этом смысле правовое регулирование цен означает правовое регулирование отношений по установлению и применению цен на продукцию, работы и услуги. Данные отношения регулируются нормами разных отраслей права. Одни отношения складываются между изготовителями (продавцами) продукции, исполнителями работ и услуг и потребителями этих про-дукции, работ и услуг (частные отношения) и регулируются нормами гражданского (коммерческого) права. Другие отношения – отношения по установлению и применению цен – складываются между органами государственной власти и изготовителями (продавцами) продукции, исполнителями работ и услуг, а также их потребителями (публичные отношения) и регламентируются нормами административного права.
В условиях рыночной экономики правовое регулирование цен отличается общедозволительной направленностью и выражается формулой:
цена определяется договором, кроме случаев когда она предусмотрена законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК). В последнем случае договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК).
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 60
Тот же принцип нашел закрепление в специальной норме ГК, посвященной цене: исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, но в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, рас ценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (п. 1 ст. 424 ГК).
Регламентируя отдельные виды договоров, ГК последовательно проводит принцип свободы ценообразования. Так, в соответствии со ст. 485 ГК, определяющей правила о цене товара по договору купли-продажи, покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. В договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (п. 1 ст. 709 ГК).
Следует обратить внимание, что по действующему законодательству цена, по общему правилу, не является существенным условием договора. Если иное не предусмотрено законом, отсутствие в договоре условия о цене не влечет его недействительность. Это вытекает из п.3 ст. 424 ГК: в случаях когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 6/8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» наличие сравнимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной. При наличии разногласий по условию о цене и недостижении сторонами соответствующего соглашения договор считается незаключенным.
В качестве примера, когда цена в соответствии с законом является существенным условием договора, можно назвать норму п. 1 ст. 555 ГК, регламентирующую правила о цене в договоре продажи недвижимости: договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п.3 ст. 424 ГК, не применяются.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 61
Принцип свободы ценообразования претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов. Эти ограничения закреплены специальным законодательством о ценах, представленным множеством нормативных актов различного уровня, нуждающихся в унификации. Пока, к сожалению, нет единого закона о ценообразовании, который бы создавал законодательную базу реализации основ ценовой политики, отнесенных Конституцией РФ к ведению РФ (п. «ж» ст. 71). Законодательство о ценах формируется по определенным сферам госу-дарственного регулирования и контроля.
Например, государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется Федеральным законом РФ от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»[1].
Общее законодательство о ценообразовании пока складывается на уровне Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Начало этому положил Указ Президента РФ от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен»[2], установивший переход, в основном, на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию, работы и услуги.
В целях дальнейшего углубления экономических реформ, повышения эффективности рыночной экономики и упорядочения государственного регулирования цен (тарифов) в начале 1995 г. были приняты два важных нормативных акта: Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»[3] и в его развитие – постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»[4].
В этих нормативных актах признана необходимость дальнейшей либерализации цен (тарифов). Государственное регулирование цен (тарифов) предусмотрено в основном только на продукцию естественных монополии: транспортировку нефти и нефтепродуков по магистральным нефтепроводам; транспортировку газа по трубопроводам;
услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожную перевозку, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 61
Складывающемуся общему законодательству о ценообразовании корреспондирует законодательство о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, направленное по существу на контроль за ценообразованием и ценоприменением со стороны антимонопольных органов.
В соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов (группы лиц) или физических лиц, в частности такие действия, как нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования, установление монопольно высоких или монопольно низких цен (ст. 5).
Также запрещаются и признаются недействительными соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 %, если такие соглашения могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения, направленные на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), на ценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах (ст. 6).
Запрещаются и признаются недействительными также соглашения органа власти или управления с другим органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе соглашения, направленные на повышение, снижение или поддержание цен (тарифов) (ст. 8).
Наблюдая за товарным рынком, в целях содействия его развитию и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендации, в том числе об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен.
Особенно жестко государство регулирует цены в сферах естественных монополий. В соответствии с Федеральным законом РФ «О естественных монополиях» ценовое регулирование является одним из основных методов регулирования деятельности субъектов естественной монополии и осуществляется посредством прямого определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (ст. 6).

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.