Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цирк Чинзелли. Величайшие русские цирковые актеры и клоуны.






Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке — цирк города Санкт-Петербурга, первый каменный стационарный цирк России, один из старейших цирков России.

Открылся 26 декабря 1877 года. Инициатором его постройки был итальянский подданный, глава большой цирковой семьи, артист цирка (наездник и дрессировщик лошадей), составивший себе громкое имя в Европе, - Гаэтано Чинизелли.

Здание цирка Чинизелли, очень скоро вошло в число главных достопримечательностей города и заняло положение первостепенного зрелищного предприятия столицы. Здесь, в 1892 году, зрители впервые увидели водяную пантомиму.

В этом спектакле, под названием «Четыре стихии», вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных местах арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками. Здесь же демонстрировались и всевозможные технические новшества. В 1897 г. предлагался «Волшебный электрический фонтан». В феврале того же года можно было посмотреть «Оригинал космограф - живые фотографии с коллекцией разнообразных картин». Ни одного сезона не прошло в цирке Чинизелли без постановки пышной по оформлению пантомимы - циркового спектакля, где можно было устроить красивую феерию, показать впечатляющую батальную сцену при участии пеших и конных войск.

С 1919 года здание цирка, перешедшего в ведение государства, претерпело множество переделок, которые привели к ряду архитектурных и эстетических утрат, как в его внешнем облике, так и в интерьере. Сменилось административное и творческое руководство цирком. Последний его владелец из династии Чинизелли - Сципионе Чинизелли. После того как он покинул Россию в 1919 году, его обязанности приняла на себя группа артистов, официально именующаяся «Коллектив работников цирка». В 1924 году первым советским директором уже Ленинградского цирка стал выдающийся артист, режиссер и деятель циркового искусства Вильямс Труцци. Управление цирком он успешно совмещал с артистической деятельностью.

В феврале 1930 при Ленинградском цирке открывается Экспериментальная мастерская по подготовке новых цирковых номеров. Создатель и руководитель мастерской - Е.М.Кузнецов, который с 1933 по 1936 гг. и с 1944 по 1946 г.г. был художественным руководителем Ленинградского цирка. По его сценариям ставятся пантомимы «Черный пират», «Шамиль», водный аттракцион «Люди морского дна», целью которого была демонстрация технических достижений водолазов, занимавшихся подъемом потонувших или потерпевших аварию судов.

В довоенный советский период (до 1935 года) в Ленинградском цирке гастролировали не только отечественные артисты, но и звезды европейской величины: дрессировщики Тогарэ, Карл Коссми, капитан Валь, иллюзионист Кефало, атлетка Сандвина, музыкальные клоуны Баррасета и др.

В 1941 году Ленинградский цирк завершил свой 63-ий сезон. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка. Открытие очередного сезона состоялось лишь в ноябре 1944 года. В первых послевоенных программах Ленцирка принимали участие артисты, создавшие свои номера и аттракционы во время войны. Это воздушные гимнасты Полина Чернега и Степан Разумов с номером «Самолет в пике», гротеск-наездница Валентина Лерри, Александр Корнилов с аттракционом «Слоны и танцовщицы», воздушные эквилибристы на «семафоре - гиганте» сестры Кох. Программу открытия сезона 1946-1947 годов подготовил новый художественный руководитель Ленинградского цирка Георгий Семенович Венецианов. Глубокое знание специфики циркового искусства и богатая художественная фантазия позволяли Г.С. Венецианову с одинаковым успехом ставить и тематические представления («Женщины – мастера циркового искусства», «Праздник на воде», «Карнавал на льду», «Цирк зверей» и др.), и отдельные номера. Особенно плодотворно он работал в конном жанре («Русская тройка» п/р Александрова-Сержа, «Восточная фантазия» - Б.Манжелли и др.) и клоунаде (Демаш и Мозель, Б.Вяткин, Х.Мусин и др.).

С 1965 по 2008 год главным режиссером Ленинградского (Санкт-Петербургского) цирка был Алексей Анатольевич Сонин. А.А.Сониным осуществлено свыше 150 постановок, среди которых инсценировки произведений А.С.Пушкина и А.П.Чехова - «Руслан и Людмила» (1979 г.), «Самый радостный день» (1984 г.); тематические представления: «Парад-алле» - к 100-летию Ленинградского цирка (1978 г.), «Дом без углов» - к 120-летию Санкт-Петербургского цирка (1997 г), «Потешный маскарад» (2003 г.) - к 300-летию Санкт-Петербурга; новогодние спектакли для детей.

В состав художественно-постановочной группы цирка входят: режиссер-педагог В.П.Саврасов (в прошлом воздушный гимнаст, акробат); художник-постановщик - Лауреат Национальной премии «ЦИРКЪ» (2006 г.) Н.В.Велегжанинова балетмейстер – Лауреат Национальной премии «ЦИРКЪ» (2005 г.) М.В.Федорова, заведующий постановочной частью – Б.Б.Власов. Оркестром Большого Санкт-Петербургского цирка с 1987 г. руководит Заслуженный артист России Семён Семёнович Чебушов. С 1998 г. режиссёром-инспектором цирка работает Виктор Владимирович Цветков в прошлом жонглёр на моноцикле. С 2007 г. вторым режиссёром-инспектором работает Юрий Антонович Лысенко, в прошлом клоун.

Главным режиссёром является Виктор Петрович Саврасов. С 1987 года по настоящее время директором Санкт-Петербургского цирка является Григорий Павлович Гапонов.

В 1992 году Большой Санкт-Петербургский государственный цирк перешел в ведение Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.

В 2006 году, спустя 125 лет со дня кончины основателя цирка Г.Чинизелли, в вестибюле появилась мемориальная доска. Фронтон старинного здания, снаружи был полностью воссоздан и как в ХIХ веке на фасаде восстановлена надпись " Циркъ Чинизелли".

В 2007 году программой «Международное цирковое шоу «Карнавал на Фонтанке» Санкт-Петербургский цирк отметил свое 130-летие.

Величайшие русские цирковые актеры и клоуны.

Карандаш (Михаил Николаевич Румянцев; 1901–1983). В 1930 М.Румянцев дебютировал в Московском цирке-шапито в качестве клоуна-коверного. Поначалу повторял черты образа, созданного Ч.Чаплиным. Впервые в образе Карандаша выступил в 1934 на манеже Ленинградского цирка. Костюм и грим Карандаша отталкивался от облика обычного человека, своего современника, только были несколько утрированы. Карандаш работал как клоун во многих цирковых жанрах: акробатика и гимнастика, дрессировка и т.д. Постоянным спутником и «опознавательным знаком» Карандаша стал шотландский терьер Клякса, постоянный партнер клоуна. Одной из основных красок его творческой палитры стала сатира. Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Сегодня имя Карандаша (М.Н.Румянцева) носит московское государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Попов, Олег Константинович (род. 1930), артист, клоун. После окончания Училища циркового искусства в 1950 начал выступать как эквилибрист на слабо натянутой проволоке. Практически сразу проявилось комедийное дарование артиста. В его репризах отсутствовала сатира, тональность его номеров была мажорной и лиричной. Недаром зрители очень скоро присвоили ему звание «солнечного клоуна». Олег Попов всегда ассоциировался у зрителей с Иванушкой-дурачком, наивным и простодушным. В своих репризах он обращался ко многим жанрам циркового искусства: эквилибр, жонгляж, пантомима, музыкальные номера и т.д. Главным и любимым направлением работы были спектакли-дивертисменты, спектакли-обозрения, состоящие из серии реприз (Лечение смехом, Царевна-Несмеяна и др.). Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом – клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.

В конце 1980-х «солнечный клоун» уехал из России. Живет в Германии под Нюрнбергом. Вместе с женой выступает в цирковой программе, где Попов по-прежнему «собирает» солнечный лучик в корзинку, но не уносит с собой, а «разбрызгивает» его над головами зрителей.

Юрий Владимирович Никулин (18 декабря 1921, г. Демидов — 21 августа 1997, г. Москва) — советский и российский актёр, артист цирка (клоун), телеведущий. Народный артист СССР (1973).

Главное в творческой индивидуальности Никулина – это сокрушительное чувство юмора при полном сохранении внешней невозмутимости. Костюм был построен на забавном контрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом – черный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье. Виртуозно разработанная маска (за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостью проступали мудрость и нежная, ранимая душа) позволяла Никулину работать в самом трудном жанре клоунады – лирико-романтических репризах. На манеже он всегда был органичен, наивен и трогателен, при этом умел смешить зрителей как никто.

В клоунском образе Никулина удивительным образом сохранялась дистанция между маской и артистом, и это придавало персонажу большую глубину и многогранность. За свою долгую жизнь на арене Никулин создал множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим, из которых самыми памятными и дорогими для артиста стали «Маленький Пьер», Пипо и миллионер в цирковых представлениях «Карнавал на Кубе» и «Трубка мира», Бармалей в новогоднем детском представлении. Одна из самых знаменитых жанровых сценок – легендарное «бревно». Со своей будущей супругой Татьяной Никулин познакомился во время представления. Позже она не раз работала в качестве его «подсадной утки».

Вячеслав Иванович Полунин (р. 1950) — актёр, режиссёр, клоун. Народный артист России (2001). Актёр-мим, клоун, автор и постановщик клоунских номеров, реприз, масок, героев, спектаклей. Один из создателей нашумевшего в 1980-е годы театра «Лицедеи», из реприз которого наибольшей известностью пользовались номера «Асисяй!», «Низзя» и Голубая канарейка («Блю-Блю-Блю-Канари…», автор номера Роберт Городецкий). С 1988 года работает в основном за границей (жил в Лондоне, затем недалеко от Парижа): в Англии награждён премией Лоуренса Оливье за лучший спектакль года, в Эдинбурге его спектакль признан лучшим театральным спектаклем фестиваля, в Ливерпуле и Дублине получил премии за лучшее шоу сезона, в Барселоне — премию за клоунаду, а также приз английской критики и журнала «Таймаут». Получил звание почётного жителя Лондона. Начиная с 1989 года, несколько раз приезжал в Россию. Один из организаторов и руководителей международного фестиваля уличных театров «Караван мира» (1990). Один из главных учредителей Академии дураков, которая в 1993—1994 провела в Московском киноцентре фестивали «Бабы-дуры». В 2000 приехал в Москву с грандиозным, эффектно-грустным шоу-спектаклем о возвращении «SnowShow». В 2001 организовал программу площадных театров Московской театральной олимпиады. В 2008 году исполнилось 15 лет со дня премьеры полунинского спектакля «Snow Show» («сНЕЖНОе шоу»), показанного за истекший период во многих странах мира.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.