Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скоморохи, гистрионы, майстерзингеры, ваганты и зрелища. Средневиковые представления






В период становления христианства этот вид зрелищ сохранялся в представлениях странствующих актеров, называвшихся в разных странах по-разному (гистрионы, скоморохи, ваганты, шпильманы, мимы, жонглеры, франки, хугляры и т.д.). Такие представления жестоко преследовались церковью, и существовали практически на «подпольном» положении. ВАГАНТ - в ср.-вековой Европе - беглый монах, разжалованный служитель церкви или недоучившийся семинарист, сочинявший и исполнявший на латыни свои песни о любви, горестях и радостях жизни, зло высмеивал святых отцов. ГИСТРИОН - в Др.Риме и ср.-вековой Франции - народный профессиональный актёр разнообразных специальностей. МЕЙСТЕРЗИНГЕР - в Германии 16 в. - певец-поэт, ремесленник по професии. СКОМОРОХИ - в 11-17 вв. - русские странствующие актёры, акробаты, музыканты, жонглёры, дрессировщики, потешники-острословы.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Средневековье было одним из самых тяжелых и мрачных периодов в истории. Пришли в упадок философия, литература, искусство, политика. Место культуры заняла религия. Для искусства в целом и для театра в особенности наступили трудные времена. Светские театры были закрыты, актеры – в том числе странствующие комедианты, музыканты, жонглеры, циркачи, плясуны – преданы анафеме. В 14 в. соборным постановлением актеры, устроители зрелищ и «все одержимые страстью к театру» были исключены из христианской общины. Театральное искусство считалось ересью и подпадало под компетенцию инквизиции. КАРНАВАЛЫ Наиболее наглядно результаты проигранной клерикальной борьбы с язычеством проявились в традиционных для католической Европы карнавалах (в православных странах – масленица), празднике, предшествующем Великому Посту и обозначающем окончание зимы. Жестокие акции помогли добиться лишь одного – сократить официальную продолжительность карнавала с двух недель до одной. Традиционные ритуальные действа постепенно трансформировались, в них включались фольклорные элементы; художественная сторона обряда приобретала все большее значение. Подобные праздники были всенародными; однако из народной среды выделялись люди, начинавшие заниматься играми и действами профессионально. Из этого источника пошла одна из трех основных линий средневекового театра — народно-плебейская. Эта линия позже получила свое развитие в возрожденном искусстве гистрионов; в уличных представлениях; в более поздней театральной средневековой форме — сатирических фарсах. СТРАНСТВУЮЩИЕ АРТИСТЫ Переходной формой между народно-плебейской и феодально-церковной линиями развития средневекового театра можно считать и вагантов – странствующих клириков, комедиантов из числа священников-расстриг и недоучившихся семинаристов. Их появление впрямую обусловлено литургической драмой – представления вагантов, как правило, сатирически пародировали литургии, церковные обряды и даже молитвы, заменяя идею смирения и покорности Богу прославлением земных плотских радостей. Ваганты преследовались церковью с особой жестокостью. К 13 в. они практически исчезли, влившись в ряды гистрионов. Примерно к этому времени происходит и профессиональная дифференциация гистрионов по видам творчества: странствующие комедианты, потешавшие народ на площадях и ярмарках, назывались буффонами; актеры-музыканты, развлекавшие высшие сословия в замках – жонглерами; а «придворные» сказители, воспевающие в своих произведениях рыцарскую славу и доблесть – трубадурами. Однако это деление было в значительной степени условным; гистрионы, как правило, владели всеми возможностями своей профессии.

17. Уличные театры, характер и особенности зрелищности: история и современность.

Уличный театр — это театр, спектакли которого происходят на открытом пространстве — на улице, площади, в парке и т. п. как правило, без оборудования сцены. Представления уличного театра всегда носят интерактивный характер: нечеткое разделение на артистов и зрителей. Зрители часто сами вовлекаются в действие. Немаловажен момент импровизации.

Виды. Виды уличного театра многообразны, что, в свою очередь, приводит к невозможности строгой классификации его форм. Многие театры огня заявляют свое творчество как УТ. Близкие направления — перформанс, хепенинг, флеш-моб. Особенности. Стилистика актерской игры (жест и пластика, манера ношения театрального костюма) обуславливается не только открытым пространством. Отсутствует сцена и искусственное освещение, а значит, внимание зрителя привлекается альтернативными средствами. Для удерживания его до конца представления требуется большая энергетическая и эмоциональная концентрация. Соответственно, методы обучения и подготовки актеров особые. Речь идет не только о воспитании импровизационных способностей. Голос актера уличного театра должен звучать совершенно иначе, нежели актера классического театра (даже при наличии современных технических приспособлений: микрофонов, усилителей и т.п.). Акустические особенности открытого пространства требуют от голоса иной энергетики, иной направленности. Потому принципы представлений уличных театров близки цирковому искусству, с его яркой зрелищностью, экстремальным эмоциональным воздействием на зрителя, злободневностью. Недаром в уличных представлениях так распространена клоунада.

Уличный театр относится к самым древним видам театрального искусства. Начинается с обрядово-ритуальных действ, связанных с циклической темой умирания и обновления природы. Эти архаичные черты живут, развиваются и акцентируются по-разному в разных видах современного уличного театра.

• Уличный обрядовый театр. Вплоть до 20 в. существовал на любительских началах – колядование и вертепные театры (во время Святок, от Рождества до Крещения). В 20 в. этот вид уличных представлений получил огромное распространение в профессиональных коллективах.

• Дополнительный толчок развитию УТ дали новые социальные идеи 1950–1960-х – молодежные европейские революции (Париж, Прага), движение хиппи, пытавшихся преобразить мир с помощью собственной фантазии.

• Всесоюзный фестиваль уличных театров в Ленинграде (1987) - современный этап развития уличных театров России. Организовал Вячеслав Полунин, страстный энтузиаст этого направления.

• 1989 г., «Караван мира», европейский фестиваль уличных театров (инициатива Полунина).

• 2001 г., фестиваль клоунады в рамках Третьей театральной олимпиады – «Корабль дураков» (инициатива Полунина). «Офф-программа» – уличная программа театральной олимпиады оказалась самой яркой и запоминающейся ее частью.

 

18. Цирк как зрелище: история и современность. Русские и западные традиции цирка.

Цирк – это развлекательное представление, происходящее на манеже, а также сам вид искусства, по законам которого выстроено это зрелищное действо. Специфика всех цирковых жанров основана на демонстрации необычных навыков и умений, превышающих способности среднего человека и выходящих за рамки обыденного. Именно потому первоосновой циркового искусства является трюк, основанный на эксцентрике (от лат. ex – вне и centrum – средоточие, центр). История цирка. Первый известный нам стационарный цирк – Большой цирк, названный в 7 году до н.э. одним из чудес Рима. Его здание трансформировалось и перестраивалось на протяжении нескольких веков. Собственно, конные ристалища проводились на этом месте еще со времен Ромула. Позднее здесь возникли деревянные постройки, постепенно заменявшиеся мраморными и приобретавшими всю большую пышность. Здание украшалось статуями, бронзой, позолотой; появлялись привилегированные места для знатных римлян, сенаторов, позже – императорская ложа. Увеличивалась площадь арены, количество загонов для размещения лошадей и диких зверей, а также количество мест для зрителей. Во времена поздней Империи считалось, что там может разместиться от 150 до 385 тыс. человек. Большой цирк был самым крупным, но не единственным в Риме.

Все стационарные цирки в определенном смысле можно назвать проводниками официального искусства развлечений. Незамысловатые жестокие и кровавые зрелища (масштабные гладиаторские бои, травля диких зверей и гонки колесниц) пользовались безусловной популярностью во всех слоях общества. Однако есть исторические сведения о том, что в Древнем Риме (как, собственно, и в Древней Греции, Византии, Китае и др. странах) были известны и бродячие цирковые труппы, состоящие из акробатов, эквилибристов, жонглеров. Они давали представления на городских и сельских площадях, и воплощали принципиально иной вид циркового искусства – незамысловатый, мобильный, адресованный только беднейшим слоям.Собственно, это разделение на «официальное» и «демократичное» направления существовало в цирковом искусстве Европы до начала 19 в. В стационарных и полустационарных цирках культивировались пышные зрелищные представления, приспособленные ко вкусам аристократической публики: искусство наездников и дрессировки лошадей, театрализованные феерии, прославлявшие конные маневры и сражения, и т.п. А в балаганах и на площадях давали свои представления акробаты, гимнасты, эквилибристы, клоуны-фигляры. В 1807 в Париже открылось вновь выстроенное здание Олимпийского цирка, куда из балаганов переходит ярмарочный акробат Ж.Б.Ориоль, соединивший акробатику и эквилибристику с приемами клоунады. Это стало началом нового этапа развития циркового искусства. Цирк уверенно пошел по пути синтеза всех возможных жанров в одном представлении. А с середины 19 в. увеличение количества цирковых жанров и расширение технических возможностей пошло семимильными шагами. Уже к началу 20 в. структура циркового представления кардинально меняется. В стационарном цирке появляются коверные клоуны и клоуны-дрессировщики. Из зверинцев в цирк переходят укротители. Огромный скачок происходит в жанре воздушной гимнастики: после введения страховочной сетки появляется возможность качественного усложнения трюков. В воздушной гимнастике появляется новое амплуа – т.н. «ловитор» (артист, страхующий и ловящий летящих партнеров), и впервые исполняется номер «перекрестный полет». Происходит и переворот в искусстве канатоходцев: пеньковый канат заменяется неизмеримо более прочным металлическим тросом, что дает возможность исполнять на канате сложные акробатические пирамиды. Появляется новый жанр: икарийские игры. В начале 20 в. новый атрибут получают акробаты и гимнасты: подкидную доску, увеличивающую высоту прыжка. А с технической революцией начала 19 в. коренным образом трансформируются и множатся номера и аттракционы, основанные на использовании техники: от «гонок по вертикальной стене» до «полета из пушки на луну»; от «феерий на воде» до бурного всплеска новых возможностей «иллюзиона».

Современный цирк. Современные цирковые искусства включают клоунаду, акробатику, эквилибристику (удержание равновесия при неустойчивом положении тела, на проволоке, шаре и др.), музыкальную эксцентрику, иллюзионизм, пантомиму, интермедию и др.

Цирковые специальности, помимо работы с животными, включают в себя разнообразные акробатические и гимнастические дисциплины, в том числе: хождение по канату, воздушную гимнастику, например, номера на трапеции и различные наземные упражнения.

Клоунада — наиболее сложный цирковой жанр. Клоун мастерски владеет несколькими дисциплинами, и его участие в «чужих» номерах — популярное явление в любом цирке.

Последнее время переживает второе рождение одна из древнейших профессий цирка — огнеглотатели. Многие цирки начали включать в программу выступлений огненное шоу.

Традиции цирка.

В обычных для западного цирка традициях поставлен номер канатоходцев Мендез и Зайтц — подъем и спуск по паклоиному канату. Все трюки исполняются с явным расчетом «поиграть» на нервах зрителей. Инспектор настойчиво подчеркивает, что артисты выступают без лонжей, зрителей просят «не двигаться с мест». Композиционно трюки никак не связаны, н цельного номера, по существу, нет. Запомнилось выступление дрессировщика Вплли Ленца. Его дрессированные шимпанзе прыгают на батуте, работают на туриике, играют в чехарду. Любопытна пародия на ковбойские фильмы в исполнении артистов Цаккинис. Неплохое впечатление оставляет номер акробатов Товарич. Вот, собственно, и все, что можно сказать о гастролях цирка ФРГ...

Несколько лет назад в Центральном парке культуры и отдыха имени M. Горького гастролировал шведский цирк. Привез его Тролле Родин, который был тогда директором и руководителем этого цирка. Он выводил на манеж двенадцать чистокровных арабских коней, работа была высокопрофессиональной, а дрессировщик очень артистичен.

С моей точки зрения, самым неудачным номером программы было клоунское антре «Сумасшедший в такси», которое показывали артисты Нильсеп и Лорциннг. Сколько-нибудь заметного комического дарования исполнители не обнаружили, и поэтому клоунада вызывала не столько смех, сколько недоумение. Заканчивалась программа водяными фонтанами, которые били в такт музыке. Мне всегда казалось, что «дрессированные фонтаны» — явление скорее технического порядка и представляют интерес для городской площади, но не для манежа цирка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.