Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Богослужение и Таинства 1 страница






Исследование Плиния, особенно сопоставленное с другими христианскими источниками приблизительно того же времени (с писаниями святого Иустина Фи­лософа, святого Игнатия Богоносца, «Δ ι δ α χ ή» и др.), в какой-то мере освещает и собственную их жизнь.

Средоточием христианской жизни является бого­служение, молитвы, Таинства. Богослужебные собрания устраиваются в «положенный день». Этим днем был, как видно по «Δ ι δ α χ ή» и святому Иустину, «день Господень» — воскресенье, по римской терминоло­гии — день солнца. «В день же солнца мы все вооб­ще делаем собрания... — говорит святой Иустин.— В день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам и по селам»56. Видимо, частные богослужебные собрания бывали и чаще, едва не каждый день, ибо святой Игнатий, например, совету­ет: «Собирайтесь чаще». Все, особенно живущие по окрестным городам и селам, конечно, не могли соби­раться особенно часто, для этих общецерковных со­браний и был «положенный день» в неделе. Святой Иустин поясняет, почему это был день солнца — первый день недели: «Это есть первый день, в кото­рый Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день вос­крес»57. По Плинию, христиане собирались сперва перед рассветом и попеременно «воспевали песнь Христу, как Богу». Это первое в истории указание на утреннее, предрассветное богослужение у христиан (его не было в еврейском богослужении). Вторично христиане собирались для «общей трапезы» днем, видимо, к вечеру (утром и вообще днем до вечера в древности не принято было трапезовать, кроме сла­бых и малых). Вечером христиане собирались и при Апостолах; собрания затягивались и на ночь, которая иногда проходила в молитве и совершении Евхарис­тии. Слова Плиния, что «собираясь утром, христиане воспевали песнь Христу, как Богу», указывают на то, что в I и II веках, помимо псалмов и песней ветхо­заветных, составлялись гимны и песни, воспевающие Христа Спасителя. Об этом говорится и в христиан­ских источниках начала III века — Евсевий приводит отрывок из так называемого «Малого Лабиринта» свя­того Ипполита, где говорится: «Сколько в древности написано верующими братьями псалмов и песнопений, которые Христа нарицают Словом Божиим и прославляют Его Божество»58. Во время утрени со­вершалось и крещение, во всяком случае та его часть, где отрекались от греховной жизни и приноси­ли обеты крещения.

Христиане, по словам Плиния, имели обыкновение обязывать себя клятвою или Таинством — не красть, не грабить и тому подобное. Ученых почему-то сму­щало выражение Плиния «sacramento se obsringere», так как в переводе это значит «принести клятву», а христианам запрещалось клясться. Но сам Апостол Петр, наставляя вифинских христиан, в своем посла­нии к ним назвал крещение «обещанием Богу доброй совести» (1 Пет. 3, 21), ибо отречение от греховной жизни и обещание себя отдать на служение Богу и Его заповедям составляли существенную часть кре­щения, которую, как наиболее понятную, вифинские христиане, вероятно, и сообщили Плинию. Следует обратить внимание, что и у Тертуллиана это выраже­ние иногда употребляется применительно к обетам крещения. Плиния прежде всего интересовало, к чему обязывались христиане, вступая в свое «тайное общество» (гетерию), каковым была для него Цер­ковь. Вифинские христиане и сообщили ему об обе­щаниях (sacramento se obsringere) в крещении, кото­рое было принятием в христианское общество, и что совершалось оно за утреней.

Об этом говорит и святой Иустин: кто «обещает­ся... жить сообразно с учением», тех «учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущение пре­жних грехов, и мы молимся и постимся с ними».

У святого Иустина не говорится, в какое время молятся и приносят обещания, но всего естественнее, что за утренним богослужением, ибо за вечерним совершали Евхаристию, к которой не допускались не­крещеные. Тем более, что свой рассказ святой Иус­тин продолжает так: «Потом мы приводим их (то есть обещавших жить сообразно с заповедями. — С. М.) туда, где есть вода... После того, как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее со­брание»59, где совершается Евхаристия и крещеный приобщается. Порядок, описанный святым Иустином, вполне совпадает с рассказом Плиния, с той разни­цей, что святой Иустин, сам участник Таинств, под­робнее рассказывает их содержание. Помимо обетов, он говорит о посте и молитвах, как подготовляемых к крещению, так и других христиан.

Это подтверждает и «Δ ι δ α χ ή»: В Никомидии (сто­лице Вифинии) люди присоединялись к христианству едва ли не каждое воскресенье.

Святой Иустин пишет: «...приводим их туда, где есть вода», — указание на то, что христиане первых веков предпочитали креститься в текучей — «живой», как ее называли, - воде, по примеру Христа Спасите­ля. Об этом говорится и в «Δ ι δ α χ ή». Но не запреща­лось крещение и во всякой иной воде: «Крестить в живой воде, если же нет живой, окрестите в иной; а если не можете в холодной, (окрестите) в теплой. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на го­лову трижды, во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (7, 1-3). То же находим и у святого Иустина: «...воз­рождаются крещаемые... то есть омываются тогда во­дою во имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго»60. Далее свя­той Иустин, дав пояснение такого очищения и воз­рождения через омовение, на основании слов Спасите­ля, пророка Исаии и Апостолов, продолжает так: «Чтобы не остаться нам чадами необходимости и неведения (каковыми мы сделались через естественное рождение), но чтобы стать чадами свободы и знания и чтобы получить нам отпущение прежних грехов, — в воде именуется на хотящих возродиться и раскаяв­шихся во грехах имя Отца всего и Владыки Бога. Это одно имя произносит тот, кто ведет приемлющего омовение к купели, потому что никто не может ска­зать имя неизреченного Бога (по существу); если же кто и осмелился бы сказать, что оно есть, тот показал бы ужасное безумие... И при имени Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, и при имени Духа Святого, Который через пророков предвозвестил отно­сящееся к Иисусу, омывается просвещаемый. А омове­ние это называется «просвещением», потому что про­свещаются умом те, которые познают это».

Дав такое описание Таинства крещения, святой Иустин описывает христианские богослужебные со­брания, куда допускаются христиане после Таинства крещения: «После того как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание (христи­ан) для того, чтобы со всем усердием совершить об­щие молитвы как о себе, так и о вновь просвещен­ном и о всех других повсюду находящихся, дабы удостоиться нам, познавши истину, явиться и по де­лам добрыми гражданами и исполнителями запове­дей, для получения спасения»61.

Затем святой Иустин описывает порядок Литур­гии, который ему знаком был по Ефесу и по Риму — в первом он обратился к христианству, во втором до­живал свою жизнь: «Читаются, сколько позволяет время, сказания Апостолов (то есть Евангелие и Апо­стольские послания. — С. М.)или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посред­ством слова делает наставление и увещание подра­жать тем прекрасным вещам (тому, о чем прочитано в Священном Писании. — С. М). Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы»62. Совершаются молит­вы о новокрещеном, о всех присутствующих, чтобы они «являлись и по делам исполнителями запове­дей», молятся и об отсутствующих63.

В другом месте своей Апологии святой Иустин говорит еще, что «мы научены... в чувстве благодар­ности возносить {Богу) посредством слова торже­ственные действия служения и песни за то, что мы сотворены, за все средства к благосостоянию нашему, за различные роды произведений, за перемены време­ни; и воссылать прошения о том, чтобы нам воскрес­нуть для нетления»64.

Это приблизительно соответствует содержанию тех молитв, которые теперь тайно возносит перед Евха­ристией священнослужитель. Из Посланий святого Игнатия и других памятников II века известно, что молились еще об обращении еретиков, о царе и вла­стях (об этом есть у святого Иустина), молились о больных. Святой Ириней рассказывает о случаях, «когда вся местная Церковь молилась с великим пощением и молением, и возвращался дух умершего, и человек был даруем молитвам святых»64.

«По окончании молитв, — говорит святой Иус­тин, — мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братии приносится хлеб и чаша воды и вина»66. Добавим из «Δ ι δ α χ ή», где предписывается «благодарить (то есть совершать Евхаристию. — СМ.), исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва» (14, 1). «В церкви исповедуй преступления свои и не приступай к молитве своей в лукавой совести», — поясняется в другом месте «Δ ι δ α χ ή» (4, 14). В каком месте службы совершалась исповедь, «Δ ι δ α χ ή» не указывает; быть может, до мо­литв, так как нельзя не только к Евхаристии, но и к молитвам приступать, не исповедав грехи.

В «Δ ι δ α χ ή» даны образцы евхаристических молитв, к которым, впрочем, прибавлено: «Пророкам (то есть Богом вдохновенным людям. — С. М.)предоставляй­те совершать Евхаристию — по изволению»т (10, 7).

Придерживаясь этого правила, Церковь допускала и позднее разнообразие образцов литургических мо­литв, разных по форме, но одинаковых по основному содержанию. Таковы на Востоке были Литургии Апо­стола Иакова, святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста; на Западе — Литургии Римская, Мозарабская, Медиоланская и другие. Видимо, во II веке, когда было много признанных Церковью Богом вдохновенных пророков, было еще большее разнооб­разие литургических, евхаристийных молитв, хотя тогда же для священнослужителей, не имевших под­линного пророческого вдохновения, даны были опре­деленные образцы, примеры которых мы видим в «Δ ι δ α χ ή». Вот один из них: «Благодарим Тебя, Отче Святый, за Имя Твое святое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру, и бессмертие, которые Ты открыл нам через Иисуса Отрока Твое­го, Тебе слава во веки» (10, 2).

«После того, как он (предстоятель) совершит мо­литвы и благодарение (Евхаристию), весь присут­ствующий народ отвечает: Аминь... После благодаре­ния предстоятеля и возглашения всего народа диако­ны дают каждому из присутствующих приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды, и относят к тем, которые отсутствуют»67.

Заканчивается воскресное богослужебное собрание, по рассказу святого Иустина, сбором в пользу нужда­ющихся. Подобный еженедельный сбор установлен в Коринфе еще Апостолом Павлом. Сбор и общее по­печение о находящихся в нужде поручались, по сло­вам святого Иустина, предстоятелю, то есть епископу.

Об Евхаристии святой Иустин поясняет: «Пища эта у нас называется Евхаристиею, и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину нашего (исповедания) и омылсяомовением во оставление грехов и в возрождение и живет так, как предал Христос. Ибо мы принимаем это не так, как обыкновенный хлеб или обыкновен­ное питие: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасе­ния нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение чрез молитву слова Его и от которой чрез уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть — как мы научены — плоть и кровь Того воплотившегося Иисуса»68.

Рассказ святого Иустина воспроизводит порядок Литургии в двух главнейших центрах христианской жизни II века — в Ефесе и Риме. Видимо, они мало чем разнились (у святого Иустина нет никаких на это указаний), и Поликарп, епископ Асийский, совер­шивший Евхаристию в Риме (около 160 года), ни в чем существенно не отступал от своего чина Литур­гии, служа ее по римскому обычаю.

Глава: СВЯТОЙ АПОСТОЛ ИОАНН БОГОСЛОВ

Погибла Иудея; разорен храм; прекратились жерт­вы; не стало священников и левитов; умолкли проро­ки. Отнялось от евреев Царствие Божие.

Кому дано было отнятое Царство? Кто приносил плоды Его?

Если мы посмотрим на народы вселенной, на вре­мя, следующее за разрушением Иерусалима, то уви­дим, что нигде так обильно не процветали единомыс­лие и любовь, преданность заповедям Божиим (чего так ждал Христос Спаситель от народа Божия), как в Малой Азии, и особенно в Ефесской Церкви.

Если не всем дано знать тайны Царствия Божия, а только достойным его, и не всех можно было воз­водить к совершенству, а только уже утвержденных в начатках христианской жизни, то где же было рас­крывать тайны Божии, как не в Ефесе, и кому, как не ефесянам, было показывать «путь еще превосход­нейший» (1 Кор. 12, 31), путь благодатной любви? Они подготовлены были к тому и долголетним руко­водством и учением Апостола Павла. Им он раскры­вал тайну своего служения. Здесь он нашел наиболее восприимчивых слушателей. О том же говорит и осо­бенная близость и любовь, которая связывала ефесян со святым Игнатием Богоносцем. В Ефесе воспитал­ся и дух святого Иустина Философа. Все, что было наиболее глубокого и славного в первой половине II века, — все это связано с Ефесом.Поэтому, если бы даже молчало предание, если бы Писания Апостольские не давали указаний на Малую Азию, мы по плодам могли бы судить о дереве: какая Церковь, как не Ефесская, должна была слышать то, что было в проповеди Христовой наиболее глубокого и о чем благовествовать должен был возлюбленный уче­ник Христов. Здесь были «христоносцы», «во всем ук­рашенные заповедями Иисуса Христа»; здесь, по сло­вам святого Игнатия Богоносца, были «истинные кам­ни храма Отчего, уготованные в здание Бога Отца».

Это все делает понятным и вместе внутренне не­пререкаемо свидетельствует, что именно здесь дожил до времен Траяна, то есть до II века, пережив лет на 30 или 40 остальных Апостолов, и заканчивал свою жизнь последний Апостол Иоанн Богослов. Жил здесь он не год и не два, а столько, что целое поколение христиан Ефеса и вокруг Ефеса воспитано было им в самых возвышенных догматах и жизненных путях христианства. Настолько долго жил здесь, что среди христиан казались правдоподобными толки, что он совсем не умрет до пришествия Спасителя. Стали ссылаться при этом и на слова Христовы, сказанные Апостолу Петру. Потому-то, вероятно, Апостол и счел нужным приписать в конце своего Евангелия: «Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» (Ин. 21, 23).

Апостол Иоанн не пребыл на земле до Второго пришествия, по крайней мере, видимо для глаз чело­веческих, но что-то особенное было в его жизни, по сравнению с другими Апостолами.

Все Евангелисты ставят его в число трех особенно близких Спасителю учеников. Насколько он с братом своим Иаковом был выделяем, видно из того, что у их матери и у них самих явилась мысль попросить Спасителя дать им сесть по правую сторону и по левую в Славе Его, в Царствии Божием (Мф. 20, 21; Мк. 10, 37).

Что выделяем был Апостол Петр — это неудиви­тельно. Новозаветные писатели единодушно отличают его особую ревность, первенство во всяком подвиге и служении Христу Господу. Труднее понять, почему так приближен был Апостол Иаков. Но он первый из Апостолов принял мученическую смерть — привлек внимание царя Ирода Агриппы (пострадал, мученичес­ки скончался). Видимо, его ревностные труды, пропо­ведь сделали его особенно заметным даже врагам христианства. Наряду с ним был схвачен только Апостол Петр, но чудесно спасен Ангелом (Деян. 12, 1-10).

Но Апостол Иоанн? Два-три вопроса и поступка его отмечены в Евангелии. Ни одного слова, ни од­ной проповеди в Деяниях, только указание, что он сопутствует Апостолу Петру в храм и на проповедь в Самарию — вот все почти, что мы узнаем об Апосто­ле Иоанне от новозаветных писателей. Но при этом неизменно указывается у всех, что он в числе трех особо приближенных Господу учеников. Только они трое на Фаворе видят Преображение, они трое при­сутствуют при воскрешении дочери Иаира. Они — в Гефсиманском саду. И по Книге Деяний, это он, Апо­стол Иоанн — спутник Апостола Петра, а не родной брат Петра — Апостол Андрей. И по словам Апосто­ла Павла, он «знаменитый», один из трех «столпов» среди Апостолов. Почему?

Только собственные его творения дают ясный и убедительный ответ — почему так выделен из всего мира и из среды апостольской этот молчаливый спутник Апостола Петра.

Евангелисты, предшественники Апостола Иоанна, ясно благовествовали как первую и наибольшую за­поведь: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всею крепостию твоею и всем разумением твоим»; и вторую, подобную: «Возлюби и ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 36-40; Мк. 12, 28-34; Лк. 10, 25-28). Привели ислово Спасителя, что поступающий так будет жить жизнью вечной (Лк. 10, 25-28) и что только еще понявший ее значение — не далек от Царства Божия (Мк. 12, 28-34).

Но не им было дано раскрыть любовь во всем ее Божественном величии.

Нужно было, чтобы созрело церковное общество; созрел и тот, кому дано было благовествовать эти глубочайшие тайны Божии.

И он зрел около тридцати лет, охраняя молитвен­ный покой Божией Матери, под Ее молитвенным по­кровом.

Он один был с Нею у креста. Ему было сказано: «Се Матерь твоя»; Ей: «Се сын Твой».

Он был возлюбленный ученик. Ему и через него было раскрыто с наибольшей полнотой учение о Боге, о Сыне — Слове Божием, об Утешителе — Духе Святом. Ему было дано раскрыть учение о Боге-Любви; научить людей свойствам жизни в Боге, в Духе, в любви, благодати, истине, свете... Больше этого, глубже этого никто не научил, не благовествовал — никто из Апостолов: ни Петр, ни Павел, ни Иаков, никто из учеников Христовых — никто в мире.

Итак, имея его творения, нам незачем спрашивать, почему из всех учеников Христовых выделен Апос­тол Иоанн.

Не ясно ли и то, что он был тот ученик, который должен был пережить остальных, благовествовать после всех Апостолов и Евангелистов? Его пропо­ведь должна была идти не наряду, а после других Апостолов.

Без других Евангелистов и Апостолов, без Апосто­ла Иакова, Петра и Павла его бы не поняли или плохо поняли бы, как и теперь не понимают, отры­вая его проповедь любви от того, с чем она необхо­димо связана, от учения остальных Апостолов — от учения о покаянии, от борьбы со страстями, самоот­вержения, подвига, молитвы, разрывая необходимую связь с учениями ветхозаветными о Христе-Мессии. Словом, превращая догмат о воплощении Бога Слова и учение о благодатной любви — в «философскую систему» «рационалистического» и «гуманитарного» направления, или проще — отождествляя Божествен­ное откровение с земными мыслями и чувствами...

Глава: СВЯТОЙ ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ

Конец I и начало II века было временем первых крупных испытаний для Церкви, оставшейся без ру­ководства Апостолов. Опасность грозила извне и из­нутри. Созрела опасность со стороны Римского госу­дарства: оно на грани II века, в лице императора Траяна определило на многие годы свое отношение к христианству. Государство признало, что христиан­ство, как недозволенное тайное сообщество, не имеет прав законного существования (в Римском государ­стве) и что христиане, обличенные перед судом в христианстве, подлежат уничтожению, если не отре­кутся. Дело было за доносчиками. Если кто-нибудь доносил — остальное кончали представители государ­ственной власти. Нетрудно себе представить, в какое положение попали многие тысячи христиан, живших на всем пространстве мирового Римского государства. Всякое неудовольствие любого язычника могло сто­ить христианину жизни. Недовольный раб мог донес­ти на своего господина, слуга на хозяина, хозяин на слугу, сосед на соседа. Даже беспутный муж, недо­вольный целомудренной христианской женой, легко освобождается от нее, донеся судье, что она христи­анка (см. II Апологию святого Иустина Философа). И потому понятно, как легко во II веке возникали на всем пространстве Империи отдельные гонения, несмотря на отсутствие общего указа о преследова­нии. И хотя годами не так уж часто случались гоне­ния, но все же всякий христианин должен был жить всегда готовым на арест, ссылку, казнь. Тертуллиан (в конце II века или в начале III века) так определял, что такое христианин: «Христианин, то есть человек, который всегда должен быть готовым к смерти». На примере Вифинии мы уже знаем, что далеко не все христиане имели мужество жить под такой постоян­ной угрозой. Некоторые стали отставать от христиан­ства, оберегая свою безопасность.

Но это было только полбеды. Еще большая опас­ность для Церкви таилась в недрах самого христиан­ского общества. Если посмотреть на дело со стороны, церковное общество встречало опасность гонений очень нестройными рядами. В обзоре жизни Мало­азийских Церквей мы видели много светлого. Но на­ряду с этим все больше появлялось христиан, кото­рые имели «обычай коварно носить имя Христово, между тем делать дела, недостойные Бога» (Св. Игна­тий. Послание к Ефесянам. 7). Они не только вноси­ли в христианское общество, по словам современни­ков, вместо тихости — грубость, вместо кротости — гнев, вместо молитвы — злословие, вместо смиренно­мудрия — велеречие; мало того: многие из них еще стремились учить и руководить. Так, в Коринфе по­добного рода люди, по словам Климента Римского, подняли «нечестивый мятеж», так что дотоле «слав­ное и для всех достолюбезное имя» этой почтенной Церкви подверглось поруганию даже среди невер­ных69. В Коринфе восстали и лишили сана тех, кто по преемству от Апостолов безукоризненно проходи­ли там епископское и пресвитерское служение.

В Малой Азии до этого дело не доходило. Но все же и здесь часть христиан на словах признавали епископа, «а делали все без него» (Св. Игнатий. По­слание к Магнезийцам. 4). Со всех сторон доходили известия о попытках вносить разделение в дотоле единые церковные общины. По словам живших в то время, даже люди, «по-видимому, достойные доверия» (ср.: Послание Поликарпу. 3), сбивались и сбивали, «пленяли посредством гибельного удовольствия идущих путем Божиим» (Послание к Филадельфийцам. 2); «толковали слова Господни по собственным похотям и говорили, что нет ни Воскресения, ни суда» (Послание святого Поликарпа к Филиппийцам. 7)70. Словом, отводили христиан от крестного христианс­кого пути и «учили иному».

На беду, сами пресвитеры, законные руководите­ли церковного общества, не всегда оказывались на высоте положения. Так, в Филиппах пресвитера Ва-лента пришлось лишить сана за любостяжание — по-видимому, за присвоение денег, предназначенных Церковью для бедных. Появились и диаконы, кото­рые, по словам «Пастыря» Ерма, «худо проходили служение, расхищая блага вдов и сирот, сами нажи­ваясь от своего служения» (Подобие девятое). Если таковы были даже некоторые из числа руководите­лей христианских, то что было ожидать от простых верующих? Неудивительно, что, по словам живших в то время, значительная часть христиан «отупела в вере», «не стала ходить по правилам заповедей Бо­жиих»; одни стали «дерзки, мало учатся, самодо­вольны, желают казаться всезнающими, но ничего не знают»; другие, из числа богатых, «с трудом всту­пают в общение с рабами Божиими, опасаясь, чтобы у них не попросили чего-либо»; третьи «из желания прибытка обольщали людей и учили по похотям грешников» и т. д. Такие люди под видом Апосто­лов и пророков усердно обходили христианские об­щины, странствуя из города в город («Δ ι δ α χ ή». 11), Хорошо еще, если они вводили только в обман и в убыток христиан, но они часто делались распростра­нителями всяких ложных учений и в погоне за уче­никами вносили разложение в дотоле единомыслен-ные общины («Δ ι δ α χ ή». 11).

Так что уже начиная с первой половины II века язычники (Цельс, который, по словам Оригена, жил и наблюдал христиан в царствование Адриана, 117-134 годы, и позднее) не без язвительности, но, конечно, преувеличивая, замечали: «После того как (христиане) распространились во множестве, среди них появились снова отдельные партии и секты — каждый желал най­ти себе собственных последователей; они снова отделя­ются от большинства (как раньше христиане от евре­ев. — С. М.) и затем осуждают друг друга, так что, можно сказать, уже не имеют между собою ничего об­щего, кроме только имени». И это в то время, когда языческое общество начало присматриваться к новому учению и повело с ним борьбу, а христиане призыва­лись спасать и обновлять объятый грехом мир.

Наоборот, само язычество ко II веку как-то подтя­нулось. Языческая государственность переживала пе­риод какого-то оздоровления. Один за другим, начи­ная с Траяна и кончая Марком Аврелием, у кормила правления становились выдающиеся люди, просве­щенные, образцовые государи, охранители лучших римских традиций, заботящиеся о благе государства. Они все единодушно, вместе со всем просвещенным языческим обществом, с презрением и подозрительно­стью смотрели на «упорное суеверие» преимуществен­но «темных людей», на веру, которая больше всего привлекала разный мелкий люд — ткачей, шерсто­битов, портных, а также женщин — всякий «темный» народ, способный верить, но не способный мыслить. Где тут, казалось, христианству поколебать весь этот прочный и уверенный в себе языческий мир? Как было даже устоять в борьбе? Казалось, несколько крепких ударов мощного Римского государства и не­сколько снисходительности к отпадающим — и долж­но рассыпаться все это «плохо организованное» и «непросвещенное» движение «восточного суеверия». Так думал, например, умный Плиний Младший, пра­витель Вифинии.

Однако после ста лет узаконенного преследования Тертуллиан, обращаясь к язычникам, мог писать: «Вез­де горько жалуются, что люди всякого возраста, пола, звания во множестве стекаются, чтобы вступить в их общество. Неужели же не приходит вам на мысль, что в религии нашей должно заключаться какое-ни­будь сокровенное благо?» — и сокровенная сила, прибавим мы, несмотря на слабость христиан.

Прошло еще сто лет. Отдельные преследования христиан превратились во всеобщие и повсеместные гонения. Христианство окончательно восторжествова­ло. У Господа оказались свои пути борьбы, спасения и обновления Церкви и человечества — пути дотоле человечеству неизвестные.

Невольно возникает вопрос: нет ли какой сокро­венной связи между преследованием и торжеством христианства?

Не потому ли христианство победило, что его сила и «сокровенное благо», о котором говорит Тер­туллиан, не оскудевает в преследованиях, а наоборот, судя по плодам гонений, растет? Не заключен ли в природе подлинного христианства рост через страда­ние, борьбу и подвиг? И крест не залог ли его побе­ды? «Для чего я сам себя предал на смерть, в огонь, на меч, на растерзание зверям? Нет (не напрасно), — восклицает по собственному опыту святой Игнатий Богоносец, который один из первых вступил в борь­бу и удостоился, по его словам, послужить к славе Божией. — Кто подле меча — подле Бога, кто посре­ди зверей — посреди Бога; только бы это было во имя Иисуса Христа. Чтобы участвовать в Его страда­ниях, я терплю все это, и Он укрепляет меня». В своих страданиях христиане приближались к Богу, и Бог был подле них, а это было целью их жизни и их сокровенной силой. Углубившись опытно и умозри­тельно в законы жизни христианской, святой Игна­тий приходит к такому выводу: там нет подлинной жизни Христовой, где нет, по крайней мере, готовно­сти добровольно умереть по образу страдания Его*. Вот почему мученичество, аскетизм, вольное и не­вольное страдание и подвиг — условия очищения и роста христианского духа, сближения неба и земли. Нужно присмотреться к личности и мысли святого Игнатия Богоносца, второго после Апостолов еписко­па Антиохии Сирийской, чтобы многое понять в жизни Церкви II и III веков, да и вообще в жизни церковной всех веков.

И словом, и примером святой Игнатий был вест­ником победы христианства в завязавшейся борьбе. Враг еще только начал свое нападение, а святой Иг­натий своим личным подвигом и своим словом дал противнику лучший ответ, разрушающий козни «кня­зя века сего». Господь дал Церквам в тяжелую мину­ту в лице святого Игнатия лучший пример и руко­водство. Святой Игнатий силою пламенного духа, в нем раскрывшегося, показал, что должным образом принятое гонение, со всеми его ужасами, вплоть до смерти, не только не ослабляет христианства, но слу­жит лучшим для него путем очиститься и достигать своего высшего сокровенного блага — достигать Хрис-га (см. его Послание к Римлянам). Христиане — «вет­ви креста».

А Богом внушенный завет, который святой Игнатий оставил Церквам, идя на смерть при трепетном внимании всей Церкви, устранял самое уязвимое, что шло в христианском обществе. Идя на смерть, он писал Церквам: «Дух возвестил мне, говоря так: без епископа ничего не делайте, любите единение... бегай­те разделений» (Филадельфийцам. 7). Против попы­ток внести в Церковь разделение — дух мирского умствования и любопрения философских школ с плодами его — ересями и расколами, — он научал «во образ нетления», то есть отражал на земле веч­ное Божественное единство, призывал сплотиться вокруг достойных иерархов, обретать путем деятель­ного послушания епископам, пресвитерам, диаконам таинственное евхаристическое единение во Христе, «лучше которого ничего нет», ибо «полезно вам быть в невозмутимом единении между собой, чтобы всегда быть и в союзе в Богом» (Ефесянам. 4), наслаждать­ся «миром в плоти и крови и страдании Иисуса Христа» (Приветствие Траллийцам).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.