Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типичные ошибки, недостатки и трудностив' применении метода наблюдения 2 страница






В динамичном взаимодействии норм и инноваций, постоянном смещении равновесия между ними то в ту, то в другую сторону возможно наиболее полное функционирование и развитие социокуль­турных процессов в сфере досуга. Устойчивость нормативной систе­мы является важным фактором испытания и отсеивания нежизнес­пособных инноваций. Необходимым условием выявления значимости досуга является целеполагание, когда цели сформулированы не абстрактно, а конкретно. Как показывает опыт, в культурно-досуго-вых процессах зачастую реализуются только те цели, которые могут быть выражены в показателях, поддающихся измерению.

Научное обоснование социальной значимости показателей досуга становится возможным на основе познания факторов, побуждающих и способствующих приобщению населения к культуре, выработке навыков этой деятельности, выбору типа времяпрепровождения. В качестве таких факторов могут выступать традиции, ценностные 14


ориентации, культурные потребности, интересы, видовое разнообра­зие досуговых занятий, наличие в них элементов игры, отдыха, зрелищности, познавательных и воспитательных компонентов.

Основанием для выявления социальной значимости разнообраз­ной культурно-досуговой деятельности служат ее влияние на разви­тие творческих задатков и способностей человека и уровень его удовлетворения культурно-досуговыми учреждениями. Показателя­ми активности личности в сфере досуга могут выступать многообра­зие возможностей свободного выбора тех или иных видов досуговой деятельности, рост творческой активности, самообразования, куль­туры отдыха, любительских занятий, степень включенности в духов­но богатое общение.

Типологизация разнообразных показателей позволяет более глу­боко и объективно познать социокультурные досуговые процессы, выработать нормативно-целевые показатели, характеризующие реаль­ную ситуацию, качественные изменения в духовном мире человека, микросоциума в процессе досуговой деятельности и общения, прове­рить правильность гипотез и выводов. Именно в показателях более рельефно отражаются качество и специфика, содержание и объем досуговой деятельности,

I. 3. Программа социологического исследования досуга

Любое социологическое исследование начинается с разра­ботки программы, поскольку его результативность находится в пря­мой зависимостии от его теоретической обоснованности и применя­емых методов исследования. Программа как теоретическая основа исследования досуга представляет собой документ, определяющий стратегию и тактику научного поиска. Разработка программы явля­ется гарантией целостности исследования, его теоретической обосно­ванности, методической и практической значимости. Для того чтобы осмыслить методологическую, методическую и организационные функции программы, следует детально рассмотреть общую структу­ру программы и ее составные элементы.

Как правило, структура программы социологического исследова­ния состоит из двух разделов — методологического и методическо­го. Как показывает опыт преподавания прикладной социологии, наибольшую трудность для студентов при разработке модели про­граммы представляет выявление ее научно-познавательной функ­ции. Поэтому попытаемся выявить логику научно-методического подхода к составлению ее первого, методологического раздела. Как правило, составление программы начинается с выбора темы социоло­гического исследования и выявления проблемной ситуации. Послед­няя может характеризоваться определенной совокупностью значи­мых противоречий, условий и обстоятельств, оказывающих позитив-


ное или негативное влияние на структуру и содержание досугового общения, поведения, деятельности индивида, группы, общности.

Проблемную ситуацию могут характеризовать противоречия между условиями для саморазвития человека в реализации культур­но-воспитательных задач и отсутствием механизмов их использова­ния, между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием методов их реализации. Понимание проблем­ной ситуации помогает социологу сформулировать проблему, обос­новать необходимость изучения той или иной сферы досуга, разра­ботать теоретическую основу и практические действия, направлен­ные на выявление вызывающих противоречия причин и их устранение.

Следующим структурным элементом программы является по­становка цели. Она придает общую направленность исследованию (теоретическому или прикладному), от нее зависят задачи исследо­вания. Цель задает определенную логику проведения исследования и упорядоченность различных актов и исследовательских процедур. Так, целью прикладного социологического исследования может быть выявление структуры досуга учащейся молодежи. Четкая формули­ровка конкретной цели — одно из важнейших методологических требований к программе прикладного исследования.

Очередной этап — определение задач, которые являются средст­вом реализации цели, раскрывают содержание предмета исследова­ния и согласуются с гипотезами. Далее важно на основе анализа проблемы определить объект исследования. В качестве объекта можно выбрать, например, досуговую деятельность учащейся моло­дежи. На стадии разработки программы необходимо полно описать объект исследования в структуре позитивных и негативных факто­ров, влияющих на его функционирование и вызывающих противо­речивую ситуацию. Уточнение объекта в программе может осущест­вляться через определение генеральной и выборочной совокупности, тем самым задается объем самого исследования. Как правило, исследуются не все, а только отдельные стороны объекта, которые выступают в качестве предмета исследования.

Предмет выражает наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание* которых необходимо для решения проблемы. Определение предмета зависит как от свойств объекта, характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний специали­ста, исследовательских и финансовых возможностей. Предмет уста­навливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект. Если объектом исследования является досуговая деятельность учащейся молодежи, то предметом в этом случае может выступать ее любительская досуговая деятельность.

В качестве основного методологического инстументария исследо­вания выступает гипотеза — научно обоснованное предположение о структуре изучаемых объектов, социальных явлений, характере и существенных связях и факторах, обуславливающих эти связи. Гипотезы указывают на способ согласования факторов, составляю-16


щих проблемную ситуацию, и способ решения проблемы исследова­ния и достижения его целей. Гипотеза — это своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Она основывается на имеющихся теоретических знаниях об исследуемом объекте и практической предметной области. Характер гипотез предопределяет логику исследований и способствует правильному выбору методов исследования. Гипотеза нужна для того, чтобы, исходя из проблем­ной ситуации, высказать предположения о способах согласования влияющих на нее факторов, наметить ориентиры выхода из нее.

В социологическом исследовании досуга используются различные виды гипотез. Назовем некоторые из них. Основные гипотезы указывают на наиболее существенные связи объекта. Они ориенти­руют на установление способов решения основных проблем исследо­вания. Характер основных гипотез предопределяет логику исследо­вания, ибо все дальнейшие действия направлены на обоснование, доказательство или опровержение гипотез.

Гипотезы-с ледствия выводятся из основных и служат средством их доказательства.

Рабочие гипотезы выдвигаются на начальных этапах анализа \и являются исходными данными о характере и свойствах исследуе- мых связей объекта.

Описательные гипотезы — предположения о фактическом состоянии объекта, его структуре, функциях. ^ Объяснительные гипотезы ориентированы на определение ^упричинно-следственных связей, выявление причин, фактов, установ-Рч^ленных вследствие подтверждения описательных гипотез. S Научный уровень программы, ее целостное смысловое содер­жание во многом определяют компетентное использование клю­чевых понятий, их интерпретация. Специфика и предметная об­ласть исследования социокультурной досуговой деятельности на­иболее полно проявляются тогда, когда они четко обозначены, осмыслены и взаимоувязаны. Они задают свое особое пространство, свой категориальный статус, в котором определяются объект и предмет социологического исследования. На основе таких базисных дефиниций выстраиваются соответствующие факты, отражающие реальные события, процессы и явления. Без точного определения исходных понятий невозможны научная группировка фактов, их теоретическая и эмпирическая интерпретация, единое обоснование для сопоставления различных точек зрения. Выбор, формулирова­ние и интерпретация основных понятий в программе исследова­ния представляют собой процедуру разъяснения и уточнения их смысла.

Приступая к разработке методико-процедурного раздела про­
граммы, важно подчеркнуть, что гарантией целостного научного
познания объекта является тщательная разработщ_мегподологии,
методики и техники
исследования каклэаимосв'язанньЦ компонен­
тов. Из них методология занимает ведущее, место,, ибо чша, как мы
выяснили, позволяет прежде всеЬ^'-т& гретйчески обосновать выбор
2-«0 \ [ И 17


 



методов исследования, применения соответствующих методик сбо­ра, обработки, анализа эмпирического материала и решения по­ставленной проблемы. Если исходные методологические позиции исследователя ошибочны, то никакие самые надежные методики не дадут истинного результата. Методика должна соответствовать це­лям и задачам исследования, отражать специфику изучаемого объ­екта, способствовать раскрытию количественных и качественных изменений изучаемых досуговых социокультурных процессов. Все это в значительной мере способствует выявлению причинно-следст­венных связей, противоречий и путей их устранения.

Наибольшую трудность, особенно у начинающего социолога, вызывает разработка методики расчета объема выборочного исследо­вания, поэтому опишем этот процесс подробнее.

В прикладном социологическом исследовании в первую очередь важно определить, каким должен быть объем выборки, т.е. число опрашиваемых. Это число зависит от общего количества населе­ния — генеральной совокупности. Выборка должна быть оптимальной, или репрезентативной, повторяющей все основные признаки генеральной совокупности. Расчет объема выборки зачастую зависит от используемого метода исследования. Так, при э к с п ер т н о м опросе объем выборки редко превышает 30%, а при пробном (пилотажном) исследовании он может достигать 100%.

При определении объема выборки можно воспользоваться опытом Института социологии Российской Академии наук, в исследованиях которого он, как правило, составляет 1500 человек, но может использоваться и значительно меньший объем — примерно 400—600 человек. Для этого необходимо, чтобы в состав выборки входили представители всех категорий населения, из которых состоит гене­ральная совокупность.

Приведем конкретный пример расчета количества выборочной совокупности. Одними из основных объектов социологического изу­чения культуры досуга являются реальная и потенциа­льная аудитория посетителей досуговых учреждений. Предпо­ложим, что все население города составляет 10 тысяч человек. Опросить всех городских жителей представляет большую сложность. Поэтому для изучения культурных запросов и интересов можно опросить каждого десятого его жителя, т.е. тысячу человек, что и будет потенциальной аудиторией городского досугового центра.

Чтобы выборка была достоверной, важно определить признаки, по которым сна будет осуществляться, В основе таких признаков могут быть:


Можно использовать и другие методы выборки. Одним из них является метод, основанный на принципе случайного формирования выборки. Допустим, в городе проживают 10 тысяч жителей и нужно проанкетировать 1000. Можно взять списки жителей, например списки избирателей, и каждого десятого из этих списков, независимо от возраста и пола, занести в выбороч­ную совокупность. Метод случайной выборки эффективен и в тех случаях, когда и генеральная, и выборочная совокупности по своим объемам достаточно велики. Так, для среднего города объем выборки может составлять примерно 800—1000 человек, для малого — 400— 500 человек.

Наиболее приемлемым и практически эффективным является метод формирования выборки на базе трудовых коллективов (пред­приятия, учреждения, организации) города.

Предположим, работники городского досугового центра получили информацию или на основе личных наблюдений установили, что в трудовом коллективе есть желающие принять участие в досуговой деятельности центра. В этом случае можно поставить задачу выяв­ления количества желающих и их ценностных ориентации. Методами выявления могут быть устный опрос, анкетирование, интервью и т.д.

Получение подобных данных будет способствовать обоснованно­му расчету объема выборки. Примером метода случай­ной выборки служит почтовый опрос читателей газеты или журнала. Но здесь результаты исследования будут считаться достовер­ными только для данной совокупности, поскольку трудно судить о ее репрезентативности (представительности).

Гнездовая выборка предполагает в качестве единицы отбора не отдельных респондентов, а группы или иные подразделе­ния со сплошным их опросом. Гнездовая выборка репрезентативна только в том случае, если составы групп схожи.

При квотной выборке первоначально определяют признаки, по которым проводится отбор респондентов. Такая выбор­ка характерна для ситуации, когда известно общее число опрашива­емых, среди которых должно быть одинаковое количество предста­вителей различных групп населения. Если в исследовании проверя­ется несколько гипотез, то объем выборки вычисляется для проверки каждой гипотезы отдельно.

Не существует, да и не может существовать универсальная методика выборки на все случаи, но важно иметь в виду, что достоверность информации об исследуемом массиве во многом зави­сит от выбора наиболее характерных признаков, по которым будет проводиться отбор респондентов. Кроме описания выборочной сово­купности, определения типов выборки, во втором разделе программы намечают общий план и этапы исследования, дают характеристики методов, которые предполагается использовать для отбора инфор­мации и ее анализа, определяют инструментарий и характер ожидаемых результатов, делают обобщение и дают общую оценку


результатов, готовят итоговые документы по результатам исследо­вания.

Типичные ошибки и трудности в составлении программы социологического исследования досуга

1. Сформулированные проблемы не отражают реальную про­
блемную ситуацию, состояние объекта.

2. Цель исследования не связана с проблемой, сформулирована
абстрактно и не отражает специфики объекта и предмета исследова­
ния.

3. Поставленные задачи оторваны от реальных возможностей,
средств исследования.

4. На основе исследовательской концепции трудно установить
границы объекта, его состав и структуру.

5. Дана слишком широкая или слишком узкая интерпретация
предмета исследования.,

6. Теоретическая интерпретация ключевых понятий проводится
фрагментарно, не установлена их логическая взаимосвязь.

7. Ограничены исходные данные при выдвижении гипотезы:
основная гипотеза значительно уже (шире) поставленной проблемы
(основных задач) исследования.

Для закрепления изложенных теоретических положений и мето­дических требований к программе прикладного социологического исследования приведем пример проекта обоснования методологиче­ского раздела программы.

Проект методологической части программы

социологического исследования по теме " Туризм как активный, познавательный вид досуга"

Обоснование проблемы

1/Туристско-экскурсионные путешествия — весьма популярный вид отдыха, проведения досуга. Он способствует нравственному, эстетическому воспитанию, приобщению к культурным ценностям, расширяет кругозор, сближает людей, удовлетворяет их потребности в содержательном досуговом общении с людьми и природой. Этому виду отдыха отдают свободное время десятки миллионов людей.

Превратившись в важный компонент досугового общения, ту­ризм, экскурсии оказывают заметное влияние на развитие познава­тельно-развивающего потенциала досуговой сферы.СЭДежду тем ту­ризм, экскурсионная работа очень редко попадают в поле зрения социологической науки. Из кого состоит беспокойное племя тури­стов? Как они оценивают организацию путешествий и экскурсий? Каково ценностно-познавательное содержание маршрутов? Какие виды туристско-экскурсионного отдыха преобладают? Насколько они Удовлетворяют познавательные потребности различных групп насе­ления? Для того чтобы ответить на эти и другие подобного рода


вопросы, важно регулярно проводить социологические исследования.

Одно из таких исследований было проведено в двух традиционно туристических регионах — Карпатах и Крыму. Для исследования были отобраны 16 маршрутов четырех видов — пешеходные, лыж­ные, автобусные и комбинированные. Опрос по анкете " Ваш тури­стический отдых" проводился в конечных пунктах путешествий и экскурсий. Объем выборки составил 721 человек.

Исследование показало, что в организованных формах туризма принимает участие женщин в два раза больше, чем мужчин. Крайне неравномерно туристы распределяются по возрасту: почти 50% опрошенных — молодежь 20—29 лет, 30—39 — почти треть, 40— 49-летних — 15%. Юношей и девушек в возрасте до 20 лет среди туристов лишь 6%, людей в возрасте 50 лет и старше —4%. Достаточно высок среди туристов удельный вес одиноких — они составляют 20% опрошенных.

Только 40% считают содержание туристического маршрута вполне приемлемым и лишь половина — достаточно интересным. Всего 46% считают, что они хорошо отдохнули физически, осталь­ные чувствуют себя недостаточно отдохнувшими, а некоторые (5%) даже более уставшими, чем в начале отпуска.

Причины этого явления отчасти объясняются ответами на вопрос анкеты " Чем в первую очередь Вас привлекает туристический отдых? " Доминирующий мотив туристских поездок — познаватель­ный аспект, " возможность повидать новые интересные места, города, достопримечательности (68%); второе-третье места делят " возмож­ность побывать на природе" и " укрепление здоровья" (по 40%). Для некоторых опрошенных весьма важной является " возможность при­обрести новых друзей, знакомых" — этот мотив 20—29-летние отмечают в два раза чаще, чем 30—39-летние. V Исследование выявило негативные стороны туристско-экскурси-онного сервиса, который во многом не отвечает запросам отдыхаю­щих. Содержание многих маршрутов не несет элементов новизны, а их организация носит формальный характер. При разработке и проведении экскурсионных программ не учитываются уровень куль­туры, интересы, культурные запросы отдыхающих. Отмечено несо­ответствие существующих ныне экскурсионно-туристических уч­реждений содержанию отдыха. \Только один из трех опрошенных доволен культурными мероприятиями, спортивной работой. Лишь один из четырех туристов не предъявляет никаких претензий к книжному фонду, работе библиотек на турбазах. Всего 30% отдыха­ющих оценивают туристское обслуживание в целом как хорошее, 60% считают его удовлетворительным, 10% — плохим или очень плохим.

Наиболее привлекательными видами туризма респонденты назы­вают пешеходные, автобусные, теплоходные (соответственно 39%, 38%, 30%).

Регулярное получение такого рода социологических данных не­обходимо для установления обратной связи с туристами, совершен-


ствования туристско-экскурсионного сервиса, более четкой ориента­ции на интересы различных групп населения, выявления и исполь­зования разнообразных содержательно-познавательных форм прове­дения ежедневного свободного времени, выходных дней, каникул и отпусков.

Цель исследования: выявление потребности определенной возра­стной группы туристов в активном познавательном отдыхе и степени ее удовлетворения туристско-экскурсионными учреждениями.

Задачи исследования: изучить потребности определенной возра­стной группы туристов в организованных формах туристско-экскур­сионного проведения досуга; выявить роль и место активно-познава­тельных видов отдыха в организационной структуре, тематической направленности туристско-экскурсионной деятельности; выработать адекватные интересам различных возрастных туристских групп ак­тивно-познавательные туристические маршруты и экскурсии.

Объект исследования: туристы теплоходного маршрута.

Предмет: познавательно-развивающие активные формы досуга туртеплохода.

Основная гипотеза: знание культурных запросов туристов, ис­пользование адекватных этим запросам познавательно-развиваю­щих, активных форм проведения досуга будут в значительной мере способствовать совершенствованию экскурсионно-туристского сервиса.

Гипотеза-следствие: если культурно-досуговые программы будут содержать познавательно-развивающие элементы, то это вызовет интерес отдыхающих и повысит их активность.

Интерпретация основных понятий

Активность личности — вид социальной направленности лично­сти на определенную деятельность.

^^^Досуг — часть свободного от работы времени. Структура досуга

/представляет собой совокупность различных видов деятельности для

I удовлетворения духовных потребностей в творческой деятельности,

образовании, повышении квалификации, любительских занятиях, раз-

V— Отдых

I личных формах нерегламентированной деятельности и общения.

состояние покоя, смена вида деятельности, которая

снимает утомление, способствует восстановлению работоспособности.

Туризм — один из видов отдыха. Он распространен в большин­стве стран мира и осуществляется, как правило, специально создан­ными организациями по туристским маршрутам. Существуют мно­гочисленные виды и формы туризма.

Инструментарий исследования: наблюдение, опрос.

При составлении проекта программы использована специальная литература по прикладной социологии и теме исследования. Основ­ные литературные источники:

Абуков А. Туризм на новом этапе. М., 1986.

Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респон­дентами. М., 1989.


Воронов Ю. П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1989.

Городецкий П. Г. Социально-демографические аспекты туризма. —Социолог, исследования. 1985. № 4.

Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологического исследования. М., 1988.

Есть мнение! Итоги социологического опроса. М., 1990.

Как провести социологическое исследование. М., 1990.

Краткий словарь по социологии. М., 1988.

Мосалев Б. Г. Социология культуры. М., 1991.

Петрова 3. А. Методология и метод социологического исследо­вания культурно-досуговой деятельности. М., 1990.

Рабочая книга социолога. М., 1983.

Социологический справочник. Киев, 1990.

Социология. М., 1990,

Социология. Словарь-справочник. Т. 1—4. М., 1990—1991.

Ядов В. А. Социологические методы исследования клубной рабо­ты. М., 1986.


Глава II. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОСУГА

II. 1. Возможности контент-анализа досуга

Контент-анализ как метод социологического исследования представляет собой исследование массовой совокупности текстовых материалов в целях познания " мира" социальных отношений. Его специфика заключается в нахождении ключевых типичных призна­ков, черт, свойств письменных материалов и документов, отражаю­щих существенные стороны их содержания, тех признаков, с по­мощью которых становятся возможными измерения, сопоставления, применение точных математических операций.

В отличие от других социологических методов в контент-анализе объектом исследования являются тексты. Его преимущество наибо­лее полно проявляется в возможности упорядоченного систематизи­рованного описания различного рода текстов, их структурирования и типологизация на основе целого ряда признаков, качественных характеристик изучаемого текста.

Контент-анализ (по определению А. Н. Алексеева) — это анализ содержания массовых совокупностей текстов с использованием формализованного наблюдения и статистических процедур в социологических целях. Характерные особенности метода проявля­ются в нахождении и выделении в тексте определенных смысловых понятий, единиц анализа, представляющих интерес для исследо­вателя, а также выявлении частоты их употребления в документе в зависимости от его содержания. Любой текст несет в себе опреде­ленную информацию о его создателе, о действительности, которую он отражает, и отчасти о его предполагаемом или реальном потребителе. В системе взаимосвязей создателей текстов, их потре­бителей и отображаемых явлений в самом общем виде может быть определен круг содержательных социологических задач, решаемых в ходе контент-анализа. Такой анализ включает в себя цепочку исследовательских действий, начиная с формирования объекта, фор­мулировки цели и задач до интерпретации результатов формализо­ванного наблюдения и статистических операций. Специфическим для этого социологического метода исследования является и опреде­ленное взаимодействие объекта в научно-познавательной деятельно­сти, использование количественных и качественных методов анали­за значительного объема текстовых источников информации.

Методологическим ориентиром в разработке конкретной про­граммы контент-анализа является оптимальное сочетание желаемого (цели), возможного (средств) и наличного (объектов). При состав-


лении такой программы наиболее сложным представляется выявле­ние определенной совокупности текстов. С одной стороны, эта совокупность должна быть достаточно объемной, чтобы ее количест­венные результаты давали определенные статистически значимые сведения, с другой — она должна составлять определенную об­щность по цели происхождения текстов, что позволяет рассматривать указанные тексты как целостную совокупность. Часто повторяющий­ся по смыслу текст является основой для выявления глубины его содержания. Группировка исследуемых текстов по их типичности и однородности является основой в анализе массовой совокупности текстовых источников. Набор разнообразных контекстов содержания необозрим. Их выбор для каждого конкретного исследования дикту­ется спецификой его объекта, целей и задач.

Не меньшую трудность представляет разработка кодификато­ра, формирующего содержание изучаемых признаков и категорий текстов по форме изложения, объему информации, характеру письменного источника и т.д. Длительны и объемны процедуры идентификации (отождествления) кодировочных признаков (единиц счета) и содержания письменных источников, перевода качест­венных показателей в количественные. После кодировки (система­тизации) основных признаков социолог переходит к их интерпрета­ции (разъяснению смысла), в процессе которой количественные пока­затели переводятся в содержательную информацию более высокого уровня.

Приступая к процедуре контент-анализа, важно соблюдать ос­новные методические требования. В первую очередь необходимо точно определить тему исследования, эмпирические объекты (жур­налы, газеты, письма, дневники) и понятия, в соответствии с которыми будут отбираться единицы анализа.

Одним из основных методов сбора информации в контент-анали­зе является формализованное наблюдение. Его использование обус­ловлено самой природой объекта, где содержание текстов повторя­ется в различных вариантах. В качестве единицы наблюдения и счета может быть выбрана тема, т.е. предмет освещения в публи­кациях. При этом важно различать главную и второстепенную единицы. Главная — та, которой уделено наибольшее внимание в изучаемых публикациях. В нее входят элементы содержания, кото­рые есть в каждом тексте, из массовой их совокупности. Главная единица анализа разнообразно сочетается в текстах с другими—вто­ростепенными, которые в публикациях составляют хотя бы одно предложение.

Способы изучения темы могут фиксироваться по таким содержа­тельным параметрам:

тема рассматривается в критическом плане;

тема поднимается в критическом плане по преимуществу;

в освещении темы присутствуют элементы критики;

элементы критики отсутствуют.


Такой способ изучения и анализа, с одной стороны, позволяет учитывать все многообразие, масштабы описания в пределах одной статьи и совокупности текстов в целом. С другой стороны, он создает предпосылку для статистической обработки данных, регистрации единиц наблюдения и их признаков.

Следующим за формализованным наблюдением процедурным шагом является статистическая обработка зафиксированных единиц наблюдения и их признаков.

Он связан с переводом качественной информации в удобную для подсчета форму. Читая документ, социолог анализирует его содержание по интересующим его признакам, представленным в бланке-матрице, определяет границы признаков и их коды. Для этого выделяются два типа единиц анализа: смысловые (качествен-*! ные) единицы и единицы счета. Смысловыми единицами могут выступать социально значимая тема, понятие (например, культур-но-досуговая деятельность), ключевое слово и т.д. Единицами счета могут быть число публикаций за определенный период, количество строк, абзацев, частота использования ключевых слов и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.