Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типичные ошибки, недостатки и трудностив' применении метода наблюдения 4 страница






явлениях и процессах.


Особенностью программы эксперимента является формулирова­ние гипотезы и планирование ее проверки в системе факторов (переменных), детерминирующих досуговые социокультурные про­цессы.

Как правило, задачи, решаемые с помощью эксперимента, связаны с измерениями, поэтому конечный результат во многом зависит от сопоставимости данных. Точная фиксация эксперимен­тальных условий, их стабильность позволяют измерять, контроли­ровать ход процесса, обеспечивать получение верных результатов. Одним из показателей устойчивости результата эксперимента явля­ется возможность его воспроизведения в аналогичных условиях.

Научная значимость экспериментальных исследований во мно­гом зависит от их направленности, содержания, степени использо­вания различного рода характерных признаков и получения ко­нечных результатов. Характерными признаками можно считать: способ формирования условий (естественные и искусственные); цель исследования (преобразующая, констатирующая, контролиру­ющая, поисковая); форму проведения (лабораторная, полевая); структуру изучаемых объектов и явлений (простая, сложная); количество варьируемых факторов (однофакторные и многофак­торные).

* В практике социологических исследований используется более 20 типов экспериментов, наиболее часто применяемые из них названы ниже.

Естественный эксперимент проводят в естественных усло­виях существования объекта исследования (чаще всего исполь­зуется в социальных, педагогических и психологических нау­ках).

Преобразующий (созидательный) эксперимент предусматри­вает активное изменение структуры и функций объекта исследова­ния в соответствии с выдвинутой гипотезой, формирование новых связей и отношений между компонентами объекта или другими объектами.

Натурный эксперимент связан с введением в какой-то рабочий процесс преобразований. Например, проверяется на практике эффективность новой формы работы. При этом важно определить показатель результативности использования новой формы, ска­жем, проявленные интерес и участие в ней посетителей досуго-вых учреждений, удовлетворение культурных потребностей населе­ния и т.д.

Информационный эксперимент используется для изучения воз­действия определенной (различной по форме и содержанию) инфор­мации на объект исследования. С его помощью изучается изменение состояния объекта исследования под влиянием сообщаемой ему информации.

Социометрический эксперимент эффективен при измерении существующих межличностных социально-психологических отно-


шений в малых группах с целью их последующего совершенство­вания.

Поисковый эксперимент проводится в том случае, когда затруд­нена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление, вследствие отсутствия достаточных предварительных данных. По результатам этого эксперимента устанавливается значимость факто­ров, осуществляется их ранжирование.»

В ходе педагогического эксперимента проверяется или устанав­ливается зависимость между тем или иным педагогическим воздей­ствием или условиями воспитания, обучения и их результатами. Основной задачей такого эксперимента является изучение степени влияния педагогического воздействия.

В задачу методического эксперимента входит фиксация наличия или отсутствия определенной взаимосвязи между приемами, форма­ми, способами получения методической информации и степенью ее использования в практической деятельности. ■

Данные эксперимента важно сориентировать на то, чтобы они по возможности служили обоснованию и уточнению теоретиче­ских положений. Как правило, один факт — ничто или представ­ляет какую-то ценность только благодаря доказательству его зна­чимости.

Для формулирования экспериментальных гипотез и теоретиче­ской оценки результатов важно знание характера причинных связей в исследуемой области. Существует временная последовательность причины и следствия: причина неизбежно вызывает следствие, по времени предшествует ему. Речь идет о том, чтобы с помощью экспериментальных исследований раскрыть отношения причины и следствия в реальном социокультурном процессе, т.е. установить, каковы они в естественных условиях.

Для проведения эксперимента любого вида необходимо соблю­дать некоторые единые требования.

Эксперимент необходимо проводить на основе теории. В нее входят: постановка целей, задач и интерпретация результатов от фиксации состояния объекта до эксперимента, установление экспе­риментальных условий, выявление возможностей воздействия экс­периментальных переменных, оценка состояния объекта до и после эксперимента.

Результативность исследования зависит от степени управ­ляемости условий экспериментальной ситуации. Результаты экспериментального вмешательства должны быть наблюдае­мыми.

Основой для проведения эксперимента является его структура, один из вариантов которой представлен ниже.


 


СТРУКТУРА ЭКСПЕРИМЕНТА

Гипотеза

Построение.предмета эксперимента исследования Разработка программы экспериментального

Построение методики

исследования

Построение плана создания экспериментальной ситуации

Выбор методиче- Определение про- Выбор объектов Определение после-
ской схемы должительности довательности наме-

чаемых эксперимен­тальных процедур |

Реализация программы
Создание экспериментальной ситуации Наблюдение и контроль

Анализ результатов

Оценка реального и познавательного результатов

Получение суммар- Факторный анализ результатов

ного результата

Принципиально важным моментом является знание методики подготовки и проведения эксперимента, когда описывается весь процесс проведения эксперимента: последовательность (очередность) измерений и наблюдений, детальность описания каждой операции с учетом выбранных средств для проведения эксперимента, выбор методов контроля за качеством операций, что в совокупности обес­печивает надежность и заданную точность. Необходимо убедится в том, что выбранная методика соответствует современному уровню науки и условиям, в которых выполняется исследование, и в том, что она практически применима.

На подготовительном этапе разрабатывается программа экспери­мента, создаются условия, в которых возможно экспериментирова­ние, определяются экспериментальные, зависимые и независимые переменные факторы, возможности измерений, устанавливаются виды экспериментальных и контролируемых объектов исследования, составляется план экспериментальных работ, готовятся средства контроля, регулирования, регистрации переменных факторов, средств обработки и анализа информации.


Эксперимент может проводиться по схеме: " до—после" и пред­полагать обязательное наличие связи по схеме: «если " А"... то " В"». При таком подходе к выработке гипотезы эксперимент приобретает четкий смысл. Не менее важным требованием является обязательная разработка плана создания экспериментальной ситуации.

Экспериментальная ситуация — это совокупность условий, в кото­рых проходит эксперимент. Это может быть исследование, которое выстроено (заложено) теоретически. В период разработки такого плана выбираются экспериментальные объекты, на которых практически будут реализовываться разработанные методические схемы, и опреде­ляется последовательность экспериментальных процедур.

План создания экспериментальной ситуации всегда привязан не только к задачам, методике, но и к конкретному объекту, на котором должны решаться поставленные задачи и реализовываться сама методика. Создание экспериментальной ситуации — это оперирова­ние объектом в соответствии с предварительно выстроенной гипоте­зой и программой исследования. Например, для решения экспери­ментальной задачи " Выявление степени влияния методических рекомендаций на совершенствование культурно-досуговой деятель­ности" необходимо зафиксировать:

а) точку зрения методиста на деятельность учреждения куль­
туры;

б) мнения работника учреждения культуры на предлагаемые

методические рекомендации;

в) отзывы посетителей о деятельности учреждения культуры.
Чтобы создать экспериментальную ситуацию, нужно отобрать

несколько руководителей клубных учреждений культуры с примерно одинаковым уровнем восприятия, предложить им ознакомиться с методическим материалом и определить по заранее разработанной шкале его значимость. Заслушав мнение каждого работника учреждения культуры о значимости изученного материала, дают слово экспертам в этой области знаний, после чего предлагае­мый материал оценивается работниками учреждения культуры еще

раз.

Экспериментальным фактором в социологии является вводимое условие или система условий. Он вводится в качестве причины и управляется и контролируется экспериментатором. Фактор пред­ставляет собой независимую переменную, где качественные и коли­чественные характеристики раскрываются в пределах программы

эксперимента.

Переменные в эксперименте — контролируемые и неконтро­лируемые факторы, оказывающие прямое или косвенное воздейст­вие на состояние изучаемого объекта. Определенным набором пере­менных задается и описывается экспериментальная ситуация. Основ­ные переменные бывают независимыми и зависимыми. Переменные представляют категории анализа в эксперименте и так же, как категории анализа, отображаются в виде эмпирических показателей.


Независимый фактор вводится, изменяется, управляется и кон­тролируется исследователем. Он должен быть относительно самосто­ятельным, устойчивым, существенным и оказывать заметное влия­ние на состояние объекта.

Зависимый фактор изменяется под воздействием независимой переменной.

Выбор тех или иных факторов предполагает установление основ­ных и второстепенных характеристик, влияющих на исследуемый процесс. Правильный выбор основных и второстепенных факторов играет важную роль в эффективности эксперимента, поскольку последний сводится к нахождению зависимостей между этими фак­торами.

Основным параметром установления степени важности того или иного фактора является его роль в исследуемом процессе. Для определения этой роли процесс изучается в зависимости от какой-либо одной переменной при остальных постоянных. Такой принцип проведения эксперимента оправдывает себя лишь тогда, когда таких характеристик мало (от 1 до 3). Если же их много, целесообразен многофакторный анализ.

В ходе эксперимента проводится следующий основной объем работ: инструктаж участников эксперимента, их знакомство с целя­ми, задачами и условиями эксперимента; замер переменных в ходе эксперимента; введение экспериментального фактора (независимой переменной) и последующее управление его действием в соответст­вии с программой; наблюдение за развитием изучаемого явления, точное описание фактов в протоколах, карточках, анкетах, тестах по экспериментальным объектам.

Как и в контент-анализе, наблюдение в эксперименте играет немалую роль, поскольку в его задачу входит отслеживание изуча­емого объекта во всем многообразии его проявлений, как единого целого. Данные наблюдения обычно используются для построения и формулирования гипотезы, описания объекта во всех существенных взаимосвязях.

В остальных процесса объект изучения подвергается направлен­ному управляемому и контролируемому воздействию со стороны исследователя. Одной из главных задач эксперимента является последовательное изменение тех или иных сторон ситуации, фикси­рование связи между этими изменениями и изменениями объекта. Эксперимент используется для проверки сформулированной гипоте­зы и выделения причинно-следственных зависимостей между фак­торами, влияющими на изучаемый объект. В эксперименте изуча­ются лишь характерные стороны изучаемых процессов и явлений. Одной из ведущий результирующих процедур является контроль на всех этапах проведения эксперимента. Его основная функция — обеспечение чистоты эксперимента. Контроль в эксперименте пред­полагает четкое наблюдение за объектом, точную регистрацию переменных и их состояний, а также регулирование процесса с целью поддержания заданных параметров состояния объекта. 46


Завершается эксперимент переходом от эмпирического изучения к обработке полученных данных, логическим обобщениям, анализу и теоретической интерпретации полученного фактического матери­ала. Чтобы достоверность фактов не вызывала сомнений, необходимо выделить ту их долю, которая обусловлена только изучаемыми в опыте факторами.

Эксперимент дает, как правило, результат реальный и познава­тельный. Первый проявляется в понимании характера и степени воздействия экспериментальных факторов на совершенствование деятельности изучаемого объекта, второй — в выявлении соотноше­ния реального результата с поставленными познавательными зада­чами. Условно результаты можно разбить на основные и побочные. Основанием для такого деления служит оценка полученного результата в решении познавательных задач. К основ­ным результатам можно отнести решение тех познавательных задач, ради которых проводится эксперимент. При оценке реальных резуль­татов эксперимента необходима не только общая, - но и раздельная оценка основных и побочных результатов. Все итоги желательно записать в унифицированной форме — составить протоколы, табли­цы, схемы, графики, позволяющие наглядно сопоставить и проана­лизировать полученное. Все переменные следует оценивать в единой системе единиц.

Типичные ошибки и трудности применения эксперимента в социологическом исследовании

1. Сформулированные гипотезы не отражают проблемную ситу­
ацию, существенные зависимости в изучаемом объекте.

2. В качестве независимой переменной выделен фактор, который
не может быть причиной, устойчивой детерминантой процессов,
происходящих в изучаемом явлении.

3. Связи между зависимой и независимой переменными имеют

случайный характер.

4. Допущены ошибки в предварительном описании объекта, что
привело к неверной эмпирической интерпретации переменных и
выбору неадекватных показателей.

5. Допущены ошибки при формировании экспериментальных и
контрольных точек, вследствие чего в ходе эксперимента выявляется
значительное их различие, что вызывает сомнения в возможности
сравнивать эти группы по составу переменных.

6. Трудно подобрать контрольный объект по однородным или
сходным с экспериментальным параметрам.

7. Не поддается нейтрализации действие побочных факторов,
трудно создать экспериментальную ситуацию.

8. Не обеспечен достаточный уровень измерения и контроля за
состоянием переменных.

9. При анализе результатов эксперимента переоценивается воз­
действие независимой переменной на зависимую, не учитывается


Г


влияние ряда случайных факторов на изменения в эксперименталь­ной ситуации.

Для выявления специфики проведения эксперимента в досуговой сфере приводим его примерную программу.

Проект программы эксперимента в изучении и использовании

диалоговых форм досуговой деятельности

" Дискуссионная трибуна как активная форма

диалогового досугового общения"

Формулирование проблемы

В современной социокультурной ситуации существуют противоре­чия между общественными идеалами и реальными формами жизнеде­ятельности людей. Одно из таких противоречий проявляется между возросшим значением человеческого фактора во всех отраслях народ­ного хозяйства и преобладанием пассивных форм культурно-досуговой деятельности над активными. В связи с этим наиболее актуальной представляется проблема активизации названной деятельности.

Известно, что наиболее действенным методом воспитания явля­ется метод убеждения, который базируется на определенной системе этических знаний, усваиваемых человеком. Следовательно, необхо­димо учесть значимость активных форм воспитательного воздействия в ходе живого непосредственного общения, взаимного обмена взгля­дами, личными оценками, мнениями. Активным формам убеждения присущ диалог, который в большей степени удовлетворяет потреб­ность человека в досуговом общении, самовыражении, выработке жизненной позиции. Такие формы культурно-досуговой деятельно­сти помогают оперативно улавливать и полнее отражать новые тенденции в сфере досуга, учитывать многообразные культурные запросы различных групп населения, способствуют выработке зре­лого общественного мнения по ключевым проблемам современности на демократической основе.

К активным формам культурно-досуговой деятельности относят­ся трибуны общественного мнения, сходы граждан, вечера вопросов и ответов, дни открытого письма, диспуты, дискуссии, деловые игры, клубные гостиные, аукционы идей, вечера-диалоги с. аудиторией и др. Живой интерес у населения вызывают трибуны общественного мнения. Эта диалоговая форма позволяет полнее выразить личное отношение ее участников к интересующим их конкретным событиям и фактам. Трибуна общественного мнения как форма культурно-до­суговой деятельности позволяет убедительно, образно, эмрциональ-но, доходчиво, на конкретных примерах показать, что устранение причин, вызывающих те или иные негативные явления, важно в первую очередь для данной аудиторией.

Одной из проблем исследования досуга является эксперименталь­ная апробация этой формы и внедрение ее в работу учреждений культуры.


Цель поисково-констатирующего эксперимента по проведению диалоговых форм досуговой деятельности — разработка научно обоснованной типовой методики проведения диалоговых форм досу­говой деятельности учреждениями культуры.

Задачи эксперимента: выявление влияния диалоговых форм до­суговой деятельности на осмысление социальной значимости духов­ных ценностей, на процесс самосовершенствования участников диалога;

выработка у участников дискуссий проблемно ориентированного взгляда на обсуждаемые явления, события, факты;

анализ положительных и негативных моментов в подготовке и проведении диалоговых форм досуга;

выработка действенных диалоговых форм культурно-досуговой

деятельности.

Объект эксперимента — деятельность культурно-досуговых уч­реждений.

Предмет эксперимента — диалоговые формы культурно-досуго­вых учреждений.

Гипотеза эксперимента — регулярное проведение дискуссион­ных трибун и других активных форм диалогового общения в учреж­дениях культуры при опоре на инициативу и стремление к нравст­венному самосовершенствованию его участников будет плодотворно влиять на выработку у них активной жизненной позиции.

Экспериментальная ситуация При проведении дискуссий важно создать необходимую творче­скую обстановку, стимулирующую откровенный и заинтересованный разговор о назревших проблемах. В значительной степени этому будет способствовать острая постановка актуальных интересующих аудиторию вопросов. Многое будет зависеть от умения ведущего дискуссию активизировать мысль ее участников, направить ее в нужное русло, акцентировать внимание аудитории на верных суж­дениях, умело направлять разговор, задавать вопросы, приводить убедительные примеры, отстаивать свою точку зрения и приводить участников дискуссии к правильным выводам. Кроме этого, от ведущего требуется умение обострять дискуссию, выявляя при этом противоположные точки зрения. Такая ситуация побуждает искать новые доводы в защиту своих позиций и для опровержения других, что в конечном итоге будет способствовать проверке и становлению убеждений присутствующих.

Таким образом, в ходе дискуссии ведущий создает ситуацию
поиска и вовлекает аудиторию в заинтересованный разговор. Создав
такую ситуацию, не менее важно проследить, в каких случаях и
насколько она способствует формированию индивидуальной точки
зрения, объективного общественного мнения, насколько умело
ведущий использует методический, педагогический и психологи­
ческий механизмы воздействия на участников дискуссионной три­
буны.
4-^50 49


Набор независимых и зависимых переменных единиц, детерми­нирующих контролируемое наблюдение:

учет различных точек зрения, ценностных ориентации, нравст­венных установок;

методы активизации аудитории;

соответствие хода дискуссии целевой направленности и постав­ленным задачам;

трудности, с которыми сталкиваются организаторы этой формы работы, ведущий, и пути их преодоления;

мнение участников дискуссии о ее влиянии на развитие их общественно-политической активности;

использование местного материала, событий и их комментирова­ние;

выявление реакции аудитории в ходе дискуссии (безразличное, пассивное, неодобрительное, уход из зала и т.д.).

Замеряют названные переменные до и после эксперимента.

Подведение итогов эксперимента. Подтверждена или опроверг­нута сформулированная гипотеза? Анализ и оценка результатов эксперимента (познавательных, побочных и др.).

В качестве вывода о значимости эксперимента в досуговой сфере важно подчеркнуть, что в ходе эксперимента проверяется гипотеза в процессе активного воздействия на объект, когда эксперимент приобретает черты эвристического поиска новых приемов, более совершенных методик, средств, способов социокультурного воспита­тельного воздействия на субъект досуговой деятельности.

Описанные выше социологические методы исследования досуга не исчерпывают всего их многообразия. Здесь основное внимание уделено методам, которые не нашли должной методической разра­ботки в специальной литературе и пока слабо используются в анализе значимости досуговой сферы в жизнедеятельности различ­ных социальных групп и слоев населения. В прилож. 1 дана инфор­мация о различных методах и результатах исследований в сфере досуга за последние 10 лет, проведенных Институтом социологиче­ских исследований АН СССР (ныне Институт социологии РАН).


Глава III. МЕТОДИКА ОБРАБОТКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

III. 1. Ручная обработка информации

Заполненные анкеты представляют собой первичную эмпи­рическую информацию. Для того чтобы она стала социологически значимой, необходимо ее обработать. Существует два вида обработки анкет — ручная и на ЭВМ. Ручная используется при ограниченном количестве анкет — до нескольких десятков. Если анкеты содержат немного вопросов, то вручную можно обрабатывать до пятисот анкет.

Ручная обработка анкет начинается с их проверки на точность, полноту и качество заполнения. Такая проверка предполагает выяв­ление соответствия вопросов" ответам, исправление допущенных неточностей и ошибок. Например, на вопрос: " Знаете ли Вы о мероприятиях центра досуга? " дан ответ: " Да, знаю". Но если следующий вопрос: " Если знаете, назовите, пожалуйста, их" — остался без ответа, то позицию " Да, ' знаю" следует зачеркнуть и отметить позицию " Нет ответа", " Не знаю" или " Затрудняюсь ответить". Затем следует изъять анкеты, в которых отсутствуют •ответы более чем на 30% основных вопросов и не указаны пол, возраст респондента и другие важные позиции.

После этого проверенные анкеты нумеруются, а каждый вопрос и варианты ответов получают свой порядковый номер, который становится кодом. После такой обработки анкетная информация превращается в логически упорядоченный ряд чисел.

Вопросы и ответы на них кодируют двумя способами. Один из них — порядковая нумерация всех позиций. Приведем пример такого способа кодирования.

Вопрос: Являетесь ли Вы участником любительского объединения?

Варианты ответов:

1 — Выполняю постоянные поручения

2 — Выполняю временные поручения

3 — Являюсь лидером.

Вопрос: В чем Вы находите смысл любительских занятий? Варианты ответов:

4 — В повышении своего уровня культуры

5 — В развитии творческих задатков

6 — В возможности досугового общения по интересам и т.д.
Второй способ называется кодированием определенных позиций,

и ведется оно по тем же параметрам:

Вопрос 1: Являетесь ли Вы участником любительского объединения?


 


4*





 


5 — Не нравятся отношения между посетителями

6 — Его работа не соответствует моим интересам.
Выборочная совокупность — 50 человек.

Результаты проведенного опроса и обработки данных (см. табл. 6) показывают, что изучаемая совокупность из 50 респондентов рас­пределилась следующим образом:

а. По полу:

1 — Мужской — 48%

2 — Женский — 52%.

б. По возрасту:

1 — От 17 до 20 — 36%

2 - От 21 до 27 - 20%

3 — От 28 до 35 — 18%

4 — От 36 до 45 — 14%

5 — От 46 до 55 — 10%

6 — От 55 и старше — 2%.

в. По посещаемости досугового центра:

1 — Несколько раз в неделю — 26%

2 — Несколько раз в месяц — 50%

3 — Несколько раз в год — 20%

4 — Совсем не хожу — 4%.

г. Факторы, влияющие на слабую посещаемость досугового центра:

1 — Не хватает свободного времени — 12%

2 — Не с кем оставить детей — 8%

3 — Низкое качество мероприятий — 18%

4 — Не удовлетворены эстетическим

видом и оформлением центра — 24%

5 — Не нравятся отношения между посетителями — 16%

6 — Его работа не соответствует моим интересам — 22%.

В данном случае ясно, что основные причины слабой посещае­мости досугового центра вызваны его неудовлетворительной работой.

III. 2. Ввод и обработка информации на ЭВМ1

Существует ряд компьютерных программ (SPSS, Stat, Diasta, Socium, Stadia и др.), позволяющих осуществлять ввод информации в ЭВМ и получать различные варианты ее машинной обработки. Данные социологических опросов, содержащиеся в анке­тах, являются наиболее распространенным видом информации. Ввод социологической информации в ЭВМ позволяет обработать боль­шой массив анкет, содержащих качественные и количественные пока­затели (признаки), устанавливать и измерять взаимосвязи между ними.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.