Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типичные ошибки, недостатки и трудностив' применении метода наблюдения 1 страница






U2030000 — 001

189(03) — 95 ISBN 5-85652-022-8


Без. обьявл.


© Б. Г. Мосалев, 1995 © Изд-во МГУК, 1995


Глава I. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДОСУГА

1.1. Специфика социологического познания досуга

Многоплановость и противоречивость современных социокуль­турных процессов усилили потребность в диагностике быстро меня­ющейся ситуации и поиске компетентных решений. Социально-лич­ностный аспект культуры наиболее полно проявляется в уровне осознания значимости времени. Чувствовать время — значит быть причастным к нему, органично связанным с ним и активно в нем действовать.

Социальное время — это время существования, функционирова­ния и развития общества как совокупности социальных систем и общностей. Это время общественного бытия людей, их материальной и духовной деятельности и отношений, в которые они вступают в процессе этой деятельности. Социальное время есть единство дли­тельности и последовательности, объема деятельности людей и ее результатов, выступающих в виде явлений, событий, процессов, происходящих в обществе. Наиболее полно значимость времени проявляется в типе формации, исторической эпохе, исторических событиях, их разнообразии, формах его проведения. Проблемный подход к пониманию сути социального времени является методоло­гической предпосылкой к исследованию социальной деятельности как системы, а не только ее отдельных видов. Лишь анализ социаль­ных общностей и институтов в их органической связи с деятельно­стью людей позволяет полнее раскрыть содержание социального времени. Емкое определение социальной значимости времени дано в знаменитой загадке Вольтера:

Что на свете пожирает все ничтожное и воскрешает все великое?

Что на свете длиннее всего и всего короче?

Что на свете всего быстрее и медленнее?

Чем больше всего пренебрегают и о чем больше всего жалеют?

Социологический подход к изучению значимости времени может быть реализован при рассмотрении социальной и деятельностной структур общества, времени как ресурса, которым располагает любой социальный субъект. В качестве такого субъекта может выступать индивид, группа, в которой он выполняет ту или иную социальную функцию.

1 Цит. по: Русанова И. Что? Где? Когда? Игра для всех. М., 1992. С. 170.


Социологический анализ деятельности субъекта может осущест­вляться, к примеру, в цепочке человек — семья — коллектив (социальная группа) — территориальная общность — нация — государство (общество) — человечество. Такую последовательность можно назвать системно-деятельностной, где главным критерием выступает структура социально значимой деятельности. Для ее субъектов характерны непосредственный внутренний обмен дея­тельностью, совместное пользование средствами деятельности, об­щность условий жизни, определенная завершенность системы дея­тельности.

Теоретическое осмысление человеческой деятельности в ее це­лостности и конкретности является необходимой методологической основой социологического подхода к различным видам деятельности. Единство деятельности, способностей и потребностей конкретной личности, живущей в системе определенных общественных отноше­ний, служит способом реализации человеческих сил, которые не только проявляются, но и формируются лишь в процессе деятельно­сти. Однако ее содержание находится в прямой зависимости от уровня культуры человека. Многообразие знания о сущности и природе культуры личности вырастает из разнообразия форм прак­тической деятельности. Известно, что формирование личности про­исходит под влиянием большого количества условий и социальных факторов. Так, полнота культурной жизни во многом зависит от того, насколько человек реализует себя в социальных контактах, в потреб­ности постоянного познания действительности, окружающей природ­ной и социальной среды. Без такого понимания невозможно посто­янное углубление знаний о социокультурных процессах и жизнеде­ятельности человека.

Социокультурное изучение человека базируется на целостном осмыслении деятельности как органического единства ее чувствен­но-практической и теоретической форм. Социальный индивид обла­дает необходимым для самостоятельной деятельности свойствами целостности и особенного. Его индивидуальность проявляется как в самобытности, так и в способности выступать самостоятельным существом в рамках другого целого. Своеобразие индивида создают единство самовоспитания, воспитания, саморазвития и извне направ­ленного воздействия. Но это своеобразие может проявиться в полной мере лишь тогда, когда индивидуальность функционирует в составе определенной человеческой общности и выполняет определенные функции. В то же время индивидуальность способна вступать в межличностное общение именно благодаря своей неповторимости, универсальности и самобытности.

Для социологического изучения фактора времени особый интерес представляет выявление его культурного аспекта, сегодняшних про­порций рабочего и свободного времени, соответствие этих пропорций их оптимальному сочетанию в структуре ценностных ориентации различных групп населения. Использование времени, отношение к нему человека, умение беречь его, соблюдение пропорций рабочего

 


и свободного времени — все это в значительной мере характеризует культуру его использования.

Практическая значимость социологического изучения времени вытекает из признания уникальной и действенной роли культуры в решении задач гуманизации жизни общества, когда из всего много­образия проблем культуры мы выделяем ее социально-личностный аспект. С этой точки зрения по мере деятельности и развития самого человека становится возможным проследить его природное и обще­ственное бытие в определенном периоде и социальной микросреде. Культура как способ жизнедеятельности людей проявляется во влиянии свободного времени на культуру личности и в содержании этого времени.

Для понимания социальной сути свободного времени, его бюдже­тов и структуры принципиальное значение имеют работы В. А. Артемова, Л. А. Гордон, Б. А. Грушина, В. Н. Пименовой, Г. А. Пруденского, С. Г. Струмилина и др. В настоящем пособии термин " свободное время" используется с учетом принципиального различия рабочего (включая дополнительный труд с целью заработка) и внерабочего времени. Во внерабочем времени, в свою очередь, выделяются затраты времени, которые по своей сути являются необходимыми для человека. К их числу относится время, затраченное на:

бытовые дела и нужды (посещение магазинов, коммунально-бы­товых учреждений и т.п.);

уход за детьми, ведение домашнего хозяйства и т.п.;

личную гигиену, питание, сон и т.п.

Оставшаяся от необходимых затрат на подобного рода нужды часть внерабочего времени называется свободным временем. В это время удовлетворяются потребности в восстановлении сил, затрачен­ных в сфере труда и духовного развития человека.

• Свободное время как социологическая категория нуждается в глубоком анализе ее сущности, содержания и соответственно специ­фического выражения внутренних основ и конкретных форм. Иссле­дователи свободного времени стремятся решить, по крайней мере, три задачи: во-первых, очертить границы свободного времени, во-вторых, раскрыть его функции и, в-третьих, определить его струк­турные и содержательные элементы. В социологическом анализе нуждаются разнообразные формы проведения и содержательная насыщенность свободного времени. Их видовая направленность про­является в основном в двух его функциях: рекреационной (восста­новительной) — пассивный отдых, развлечения, дружеское и семей­ное общение; более возвышенной деятельности, которую мы назы­ваем досуговой, связанной с духовным развитием человека, с раскрытием его способностей (учеба, участие в создании и потреб­лении духовных ценностей). Время досуга как условие свободной деятельности людей позволяет каждому индивиду выбрать те виды занятий, которые обладают свойствами, отсутствующими во многих видах трудовой деятельности в рабочее время.

Принцип свободной деятельности может по праву выступать в качестве показателя развитости структуры досуга. В то же время и процесс осуществления прикладных социологических исследований досуга в силу относительности содержания используемых понятий, (" отдых", " досуг", " развлечение" и т.п.) для эмпирических измере­ний всегда содержит в себе опасность неполного их перечисления. Такого рода определения не только полностью не исключают, но, наоборот, делают весьма вероятной возможность упустить из виду какие-то существенные элементы досуга. Приведенные понятия позволяют лишь более четко зафиксировать общие временные прин­ципы досуга и не дают никаких указаний на понимание тех или иных конкретных способов его проведения.

Практическая значимость социологического изучения досуга вы­текает из потребности людей в рекреации, общении, самореализа­ции, саморазвитии и т.д. В зависимости от уровня культуры индивида осуществляется выбор тех или иных форм досугового занятия, направленного на активное творчество, учебу, образование, самооб­разование, культурное потребление, пассивный отдых и т.д. Деятель­ность может быть продуктивной, созидательной, целенаправленной, социальной, асоциальной и т.д. Благодаря культурным интересам стремление к активности приобретает социально значимые черты для личности, определенного социума, общества в целом.

Специфика социологического познания сферы досуга проявляет­ся в изучении поведения индивида в процессе досуговой деятельно­сти, досугового общения во всей их конкретности и противоречиво­сти, потому что, как правило, недостаточно полный и адекватный учет особенностей каждой личности, ее позиций, потребностей и интересов ведет к абсолютизации внешних, внеличностных компо­нентов. В то же время, типизируя социальные действия на эмоцио­нальное, рациональное, нормативное и т.д., социология рассматри­вает влияние на поведение людей тех или иных факторов и реакцию группы, коллектива, общности, общества на это влияние.

Социология досуга как отрасль социологического знания призва­на выявлять социальную роль, специфику проявления, закономер­ности функционирования культуры, поведения, общения людей в досуговой сфере. На эмпирическом уровне она исследует уровни культуры различных групп населения, степень соответствия куль­турно-досуговой деятельности уровню образования, духовным по­требностям и возможности их удовлетворения. Социология изучает социально значимые действия в досуговой сфере, социально-куль­турную среду человека, общности, в которые он включен, структуру досуга социальных групп и т.д.

Досуговая сфера по сравнению с другими сферами жизнедеятель­ности предоставляет человеку возможность свободного выбора лю­бого вида занятий, досугового общения между индивидами и груп­пами людей. Наиболее полно социокультурная направленность этих отношений проявляется в развитии активности, элементов творче­ства, удовлетворении культурных потребностей, во взаимосвязях


деятельности субъекта и условий для этой деятельности, в богатстве и многообразии социокультурной среды. Она характеризуется взаи­модействием материально-вещественной среды и социального субъ­екта (личности, группы, общности) и представляет собой их устой­чивую совокупность, на основе которой осуществляются различные виды деятельности.

Богатые познавательно-развивающие возможности досуга, при­общения к духовным ценностям заложены в осуществлении преем­ственности различных культур, реализации нравственно-эстетиче­ских норм культуры в разнообразных видах досуговой деятельности, формах общения и поведения. В сфере досуга создаются, сохраняют­ся и передаются из поколения в поколение образцы культурных традиций через разнообразные формы обучения, просвещения, вос­питания, подключения индивидов, социальных групп к культурно-досуговой деятельности (КДД). В процессе этой деятельности про­исходит развитие и саморазвитие личности. Познавательно-развива­ющие возможности досуговой деятельности зависят как от внешних условий досуговой сферы, так и от внутреннего богатства личности, разнообразия ее культурных запросов.

Социологическое изучение и, осмысление различных сторон досуга сегодня сталкивается с проблемами выявления реальной социокультур­ной ситуации в регионе, определенном социуме, особенностей раз­личных видов досуговой деятельности, степени приобщения человека к определенному культурному социуму, духовных потенций лич­ности, ее ценностных ориентации.

Хорошо известно, что структура ценностных ориентации задает программу и направленность досуговой деятельности. Так, появле­ние постоянной аудитории, понимающей классическую музыку, будет социально важным фактором, ибо он свидетельствует о воз­никшей потребности в регулярном осуществлении этой формы досу­говой деятельности и общения на основе интереса к серьезной музыке.- Однако до сих пор ценностные ориентации остаются мало исследованными. На фоне значительного числа социологических исследований бюджета свободного времени, содержания досуга, про­веденных в 1970—1980-х гг., довольно остро проявляется потреб­ность в исследовании реальной структуры ценностных ориентации и предпочтений в сфере досуга различных возрастных групп.

Социологическое исследование досуга предполагает изучение общих закономерностей, динамики культуры и специфических форм ее проявления в досуговой сфере, степени усвоения или конкретного вклада индивида той или иной социальной общности в развитие ее субкультуры. Такое изучение позволяет, с одной стороны, выявить факторы, которые способствуют поддержанию устойчивых явлений и процессов культуры, а с другой — определить ту или иную целевую ориентацию на перспективу. Это может. быть ориентация на межкультурное понимание и общение, на целостное эмпирическое описание культуры, сравнительный ана­лиз ее уровней или установка на выявление социальной значи-8


мости культурно-досуговой деятельности индивида, группы, об­щности.

Социологический анализ связан как с изучением социальной обусловленности, целостности досуговой деятельности, так и с вы­явлением значимости последней в культурной жизни микросоциума. Он ориентирует на выявление истоков социальной активности лич­ности, социальной сущности межличностного досугового общения внутри различных групп и общностей, изучение объективных струк­турно-дифференцированных и устойчивых форм индивидуальной и совместной деятельности людей, характера групповых, индивидуаль­ных ценностей и норм.

Одним из важнейших направлений социологического изучения досуга можно назвать выявление реальной аудитории посетителей учреждений культуры как определенной общности. Исследования в этом направлении позволят полнее учитывать характерные особен­ности, социально типичные признаки посетителей учреждений куль­туры, прогнозировать их возможные реакции на различные виды досуговых занятий и услуг. Социологический анализ сложившихся способов приобщения и освоения культуры, степени влияния учреж­дений культуры на удовлетворение культурных потребностей раз­личных групп населения поможет выявлять, формировать и распро­странять новые инициативы, образцы деятельности, способствующие качественному улучшению социокультурной ситуации.

В социологическом изучении досуговой сферы заключены бога­тые возможности обновления, обогащения и актуализации досуговой деятельности в соответствии с реальными запросами различных групп населения. При таком понимании социальной значимости досуга открываются широкие горизонты воспитательно-преобразую­щей, познавательно-развивающей деятельности ее субъектов.

Социологические исследования досуга в контексте временного развития культуры позволяют увидеть человека во всей полноте его предметного окружения, динамику его деятельности и досугового общения.

I. 2. Качественная характеристика значимости досуга

Опыт социологического изучения досуговой сферы свиде­тельствует не только о необходимости получения достоверной ин-1 формации, но и о выявлении и обосновании показателей содержания досуговой деятельности. В настоящее время исслёдоТатёЗпГв1 поиске' показателей промежуточных и конечных результатов досуговой деятельности сталкивается с серьезными трудностями. В первую очередь это касается целостного описания объекта социологического исследования, поскольку отсутствует объективная информация о широком спектре культурных потребностей, интересов, ценностных ориентации различных социальных групп. Сложность такого поиска


связана еще и с тем, что каждое учреждение культуры имеет свои особенности, котррые не позволяют составить универсальный, еди­ный набор показателей и параметров.

В социологии под показателем понимается качественно-количе­ственная характеристика досуговых процессов, социально-культур­ной деятельности, эмпирически замеряемые и наиболее значимые проявления этой деятельности в сфере досуга. Именно в показателях более рельефно отражаются содержание и объем досуговой деятель­ности. Этим термином обозначаются свойства, признаки, статисти­ческие данные, результаты, получаемые в ходе социологических исследований. Показатели выступают в качестве концептуального средства социологического анализа того или иного досугового про­цесса. Так, богатство и многообразие окружающей культурной среды является необходимым условием развития индивидуального духов­ного богатства индивида, которое, в свою очередь, может выступать в качестве реального показателя развитости инфраструктуры сети культурно-досуговых учреждений.

Различные виды досуга могут быть оценены с помощью показа­телей, основанных на знании культурных потребностей разнообраз­ных групп населения и степени удовлетворения их культурно-досу-говыми учреждениями. Так, если показатель связан с числом посе­тителей этих учреждений, то здесь важно выделить наиболее существенные, характерные признаки конкретных посетителей, ибо они представляют собой специфическое социальное и духовное образование, общность. Определенные качества посетителей (ауди­тории досуговых учреждений) детерминированы социально-эконо­мической и политической структурой общества, и в этом смысле она является социальным феноменом, ибо формируется, существует и развивается в процессе куяьтурно-досуговой деятельности. Это по­зволяет нам определить посетителей как специфическую социально-культурную общность с характерными для нее качественно-количе­ственными показателями:

социально-демографическая структура;

структура досуговых занятий;

степень включенности в различные виды культурно-досуговой деятельности;

эпизодическая или постоянная аудитория учреждений культуры и т.д.

Каждый из показателей целесообразно дополнить содержатель­ными параметрами, которые можно получить, анализируя научно-методическую, социологическую литературу, проводя социологи­ческие исследования. Следует признать, что при использовании метода опроса значительное количество анкетных данных часто обеспечивает лишь относительную полноту показателей. Для того чтобы информация, содержащаяся в анкетах, носила более значи­мый характер, ее лучше представить в виде обобщенных качест­венно-количественных характеристик, каждая из которых детали­зируется с помощью конкретных эмпирических показателей. 10


На следующем этапе поиска показателей проводятся типо-логизация, вычленение и дифференциация наиболее существен­ных свойств и черт. Итоги этой работы позволяют конструировать конкретные показатели. В результате такого построения кон­цептуальная модель социологического исследования преобразует­ся в операциональную, состоящую из конкретных показателей, где связь последних с процедурой измерения более чем оче­видна.

В качестве примера удачного построения типологии телевизион­ной аудитории можно назвать исследование, проведенное в 1991 г. Центром по изучению общественного мнения (ЦИОМ) по теме " Типология аудитории как основа программирования телерадиове­щания". Целью исследования было построение эмпирической типо­логии телеаудитории и разработка на этой основе принципов и рекомендаций по совершенствованию содержания многоканального телевидения. Предполагалось, что это позволит выделить проблемно и целостно-ориентированные типы аудитории, различной по инфор­мационному восприятию телевидения, в зависимости как от объек­тивных характеристик образа жизни респондентов, так и от субъек­тивных социально-психологических признаков, ценностных ориен­тации, функциональных потребностей, мотивов, жанровых и тематических интересов.

Наиболее универсальные показатели, такие, как посещение культурно-досуговых учреждений, чтение, повышение квалифика­ции, занятие любимым делом и другие, позволяют наблюдать и замерять различные виды досуговой деятельности. В этом случае появляется возможность говорить о качественном анализе структуры и содержания досуга. Для формализации и ранжирования показате­лей, их количественных и качественных характеристик за основу можно взять, к примеру, вид, интенсивность и продолжительность досуговых занятий.

В качестве показателей досуговой деятельности может выступать и рейтинг (балл, индекс) популярности различных видов досуговой деятельности, культурно-досуговых программ. Для построения целе­вых показателей важно осмыслить, что социальная значимость досуга находится в прямой зависимости от набора показателей, основанных на знании: величины свободного времени различных групп населения, затрат этого времени на досуговые формы удовлет­ворения культурных потребностей; процентного соотношения актив­ных и пассивных форм проведения досуга; степени распространен­ности различных форм проведения досуга и т.д. Так, для того чтобы разработать перспективную программу удовлетворения культурных потребностей различных групп населения в учреждениях культуры, структуру целевых показателей схематично можно представить сле­дующим образом. На начальном этапе определить направленность культурных потребностей населения, а затем установить видовое

Подробнее см.: Аудитория. Проблемы изучения общественного мнения. 1991, № 15.


разнообразие культурных запросов и интересов населения. После этого становится возможной их типизация по характерным призна­кам. В этой связи представляет интерес довольно четкая типизация досуговых видов деятельности населения США на основе знания рекреационных интересов. Рекреационные виды деятельности в США можно типизировать по следующим признакам: возрасту, уровню интеллектуального, физического развития, приобретаемым умениям и навыкам, времени, месту проведения и т.д. Традицион­ной для жителей США является приведенная ниже типизация досуговой деятельности:

1. Декоративно-прикладные виды искусства;

2. Танцевальные виды;

3. Виды сценического театрального искусства;

4. Различные виды музыкального искусства;

5. Хобби;

6. Виды спорта и спортивные игры;

7. Загородная рекреация;

8. Социальная рекреация (пикники, вечеринки, банкеты, воск­
ресные базары и т.д.);

9. Клубная форма;

10. Специальные мероприятия (празднование юбилейных дат, торжеств и т.д.).

Одним из ведущих показателей социальной направленности индивида являются его ценностные ориентации, поскольку они служат основой формирования личности наряду с ее социальными установками. В структуре личности ценностные ориентации высту­пают своего рода координирующим центром, определяющим жиз­ненную направленность поведения и деятельности человека, его отношение к социокультурной среде. Они тесно связаны с мировоз­зрением и являются неотъемлемыми элементами духовной культуры человека. Развитые ориентации и установки характеризуют зрелость личности и ускоряют формирование потребности в содержательно значимых, духовно насыщенных формах досугового общения. Они же выступают в качестве факторов, регулирующих мотивацию досуговой деятельности.

Своеобразной формой социализации человека является его дея­тельность по интересам в досуговой сфере. В социологическом аспекте деятельность по интересам (хобби) представляет собой по­стоянную добровольную, эмоционально насыщенную деятельность, целью которой является развитие и саморазвитие личности. Соци­альное назначение хобби состоит в том, что здесь человек иногда достигает более высокого мастерства, чем в профессиональной дея­тельности. Деятельность по интересам, достигая уровня социально значимых инициатив, вносит свой вклад в создание новых социо­культурных ценностей.

В настоящее время в сфере досуга сложились два основных вида этой деятельности — общественно организованное любительство (клубы по интересам, любительские объединения, инициативные 12


клубы и т.д.) и организационно не оформленные досуговые общно­сти, индивидуальные досуговые увлечения.

Процесс социализации и культурного развития личности участ­ков любительских объединений, клубов по интересам в отличие от традиционных коллективов художественной самодеятельности осу­ществляется не в жестких ролевых однозначно очерченных грани­цах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Любительские объединения обладают более высокой по сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными коллективами (хоро­выми, театральными, хореографическими и др.) степенью самоорга­низации и самоуправляемости.

Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насы­щенные отношения, подвижные границы между культурно-позна­вательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В них заложены воз­можности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей. В качестве характерных признаков любительских объединений можно назвать общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности; общественную направленность деятельности, объединения; слияние интересов личностных и мик­росоциума; общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально значимыми целями.

Определение показателей и классификация любительской дея­тельности имеют немаловажное значение для совершенствования структуры и содержания досуга. Являясь наиболее совершенным видом досугового коллектива, любительские объединения полнее отражают самодеятельную природу досуговой деятельности как воз­можность широкого приобщения людей к разнообразным формам досуга. В любительском движении основным способом приобщения к культурной деятельности, формирования личности, ее социализа­ции в различных сферах жизнедеятельности является неформальное досуговое общение. В качестве показателя культуры досуга можно принять степень социальной активности индивида, его самоопре­деления в соответствии со склонностями, желаниями, потребностями и интересами. Показателем уровня свободной деятельности могут выступать реальные возможности выбора различных видов досуго­вой деятельности, свобода выбора того или иного ее вида.

Другими не менее важным социально значимым показателем досуга является качество услуг, предоставляемых культурно-досуго-выми учреждениями. Оно может быть определено через соотношение количества и качества удовлетворяемых индивидуальных и группо­вых культурных потребностей. Такие показатели необходимы для выработки стратегии развития культурно-образовательных возмож­ностей досуга, а также для отработки механизмов воздействия Досугового общения на социализацию и культуру индивида. Универ­сальным показателем культурной зрелости индивида может высту-


пать степень ее социально-культурной развитости, ее отношения к природе, другим людям, а в конечном итоге к самому себе.

При определении тех или иных показателей важно иметь в виду, что их совокупность не всегда может быть строго фиксированной, включающей в себя одни и те же параметры. Эта совокупность может быть постоянно развивающейся, открытой, чутко реагирующей на все существенные изменения в сфере досуга. Это обстоятельство особенно важно учитывать при определении показателей аудитории посетителей учреждений культуры, ибо эта общность находится в непрерывном изменении, динамике в зависимости от образа жизни людей, их потребностей, интересов, ценностных ориентации и т.д.

Вместе с тем та или иная совокупность показателей, относящихся к досуговой деятельности, должна отвечать и общим требованиям. В первую очередь это касается достаточно полного и объективного отражения характерных черт и особенностей изучаемого объекта, а также соответствия принципам преемственности, сопоставимости, комплексности.

Сегодня наиболее остро ощущается потребность в выработке интегральных показателей промежуточных и конечных результатов социокультурной деятельности, формировании социально значимых целей и нормативов. Знание определенных норм, которых придер­живается индивид, социальная группа, т.е. социальных стандартов, признанных в конкретной социокультурной среде, позволит выйти на показатели уровня социализации. Существуют общесоциальные нормы (законы моральные, правовые) и групповые, бытующие в различных этнических, демографических, профессиональных груп­пах. Люди зачастую придерживаются норм, принятых в своей среде, ибо у каждой личности есть свои потребности (в общении, призна­нии), а удовлетворить их можно только через ближайшее окружение. На основе понимания характерных особенностей культурных, нрав­ственных, этических, эстетических и других норм формируется и развивается личность, происходит ее социализация, приобщение к определенному микросоциуму.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.