Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детский аутизм






Общая характеристика. Распространенность составляет 4-5 случаев на 10 000 детей. Преобладают перворожденные мальчики (в 3-5 раз чаще, чем девочки), но у девочек аутизм имеет более тяжелое течение.

Начало расстройства – в возрасте до 2-3 лет, редко бывает период нормального развития.

Всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия. Такие дети неспособны устанавливать теплые эмоциональные взаимоотношения с людьми, одинаково ведут себя с людьми и неодушевленными предметами. Типичным является отсутствие глазного контакта.

Характерны качественные нарушения коммуникации, недостаточное использование речи для установления социальных контактов.

Деятельность и игра аутичных детей характеризуется ригидностью, повторяемостью, монотонностью. Типично причудливое поведение и манерность.

Дополнительные симптомы: внезапные вспышки гнева, раздражения, страхи; поведение с аутоагрессией (удары головой, кусания, царапания, выдергивания волос), агрессией; нарушения сна, энурез, энкопрез, проблемы с питанием. Могут быть судорожные припадки.

Интеллект чаще всего нарушен – примерно 70% детей имеют умственную отсталость (40% детей имеют IQ ниже 55; 30% – от 50 до 70, 30% – IQ выше 70).

Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи: смотри F81.0.

Обследование и его кратность. Проводится чаще в амбулаторных и полустационарных (отделение дневного пребывания) условиях. Стационарное лечение показано при грубых нарушениях поведения с агрессией, аутоагрессией.

Перечень обязательных обследований: консультации педиатра, невролога, логопеда, психолога.

Дополнительно при наличии показаний: консультация сурдолога; ЭЭГ; КТ головного мозга.

Ожидаемый результат: улучшение социальной адаптации. Если до 6 лет развилась коммуникативная речь, то можно говорить об относительно благоприятном прогнозе.

Условия лечения: чаще амбулаторно и в полустационарных (отделение дневного пребывания) условиях. Стационарное лечение необходимо при наличии выраженных нарушений поведения.

Продолжительность: неопределенно длительный срок, в зависимости от психопатологической картины. После 6 лет многие черты аутизма сглаживаются, особенно в тех случаях, когда у детей наблюдаются незначительные расстройства.

Характер и алгоритм лечения. В лечении выделяют три направления:

лечение нарушений поведения;

медико-психолого-педагогическая коррекция;

семейная терапия.

Медикаментозная терапия при данном расстройстве представляет собой вспомогательный метод, она наиболее эффективна в возрасте до 7-8 лет и направлена на купирование ведущего психопатологического расстройства.

Для купирования аффективных расстройств и на период адаптации детей к новым условиям используют антидепрессанты: амитриптилин, кломипрамин, мапротилин, сертралин, флуоксетин курсами по 4-5 месяцев с интервалом в 1-3 месяца.

Для профилактики и лечения фазных аффективных расстройств, коррекции поведенческих нарушений применяют лекарственные средства вальпроевой кислоты, карбамазепин.

Нейролептики применяются весьма избирательно, по показаниям, в небольших дозах, преимущественно в активном периоде болезни (3-10 лет). Предпочтение отдается атипичным антипсихотикам – рисперидону (0, 5-2 мг/сутки). Традиционные антипсихотики существенного и стойкого улучшения не обеспечивают.

Анксиолитические средства: диазепам, алпразолам применяются крайне редко, короткими курсами в 2-3 недели при невротической симптоматике, нарушениях сна, для купирования состояний острой ажитации.

Ноотропы назначаются повторными курсами (по 2-3 месяца) 2-3 раза в год.

Основным в лечении является психолого-педагогическая коррекция, работа с семьей. Большинство аутичных детей не в состоянии обучаться в обычной школе и нуждается в специальном обучении.

Психологическая коррекция строится по следующим направлениям:

установление эмоционального контакта;

смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;

стимуляция психической активности;

формирование целенаправленного поведения;

работа с нежелательными формами поведения: агрессия и аутоагрессия, негативизм, расторможенность влечений, страхи и другие.

Логопедические занятия. Развитие общей и мелкой моторики. Массаж.

Психотерапия: поведенческая, игровая, семейная. Семейное консультирование.

 

 

F84.1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.