Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спаси, Господи, люди твоя и благослови достояние твое!






Слово достояние " изобрели" Кирилл и Мефодий. В греческом оно означает наследие, наследство, прежде всего духовное, дабы наследники жили достойно, сохраняя и приумножая Божие и человеческое достоинство свое.

13. Случайно или нет, но именно отечественная наука о языке народов России и сопредельных стран заняла ведущее место среди наук гуманитарного цикла в России уже к концу XIX века. Разнообразие языкового материала, уважительное отношение к народам, говорящим на различных языках, представляющих почти все языковые семьи Евразии, бережное отношение к культурно-историческим традициям, идущим из Византии и арабского Востока, Китая, Древней Индии и Западной Европы, выдвинули нашу лингвистическую науку на ведущее место в мире.33

Именно благодаря способности " подняться до созерцания целого " отечественные языковеды (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов и др.) объединили конгломерат разрозненных филологических дисциплин (синтаксис принадлежал логике, морфология - психологии, фонетика - физиологии и акустике, лексика - " истории народа") в целостную науку о языке со своим предметом и методом.

Формировавшиеся навыки постоянного сравнения и сопоставления словоформ, поиски общего и отличного предопределили специфику речевого развития русского человека, определяли специфику его мышления и мировоззрения.

Именно благодаря сформировавшейся в раннем детстве способности противопоставлять ряды родственных морфем, находить общее и отличное (врата и ворота... см. выше), различать материально-бытовое и духовно-возвышенное (молоко и Млечный Путь, роды и Рождество и т.п.) отечественные лингвисты перенесли внимание исследователя с субстанции (" материи") на структуру, на отношения и взаимную детерминацию элементов целостности. Русские ученые выдвинули и обосновали представление о системном устройстве языка и реальной действительности, о минимальных единицах структуры языка, оппозициях (противопоставлениях), построенных на принципе функционального, либо материального сходства и различия.

В отечественном языкознании сложился системно-функциональный подход ко всем явлениям языка как фундамент " лингвистического мировоззрения" XX века. Одним из центральных его положений является то, что лингвистическое содержание любого элемента, любого языка определяется " как бы свыше", т.е. его " местом и функцией в системе данного языка" (Н.Ф. Яковлев).

Читая и перечитывая изданный в США многотомный обзор современного языкознания, с удивлением узнаем, что лингвистика стала истинной наукой в Европе и Америке, в Японии и во всем мире лишь в середине XX века, когда туда проникли идеи русских ученых и ученых, получивших филологическое образование в России (Н.С. Трубецкой, С. Карцевский, Р. Якобсон, А. Белич, Н. Ван Вейк, Макс Фасмер и др.).

В последнем, 12-м томе Обзора, посвященном проблеме места языкознания среди других наук, С. Маркус назвал лингвистику " pilot science", ведущей наукой, оказавшей благотворное влияние на формирование научного мышления XX века и на развитие многих отраслей знания (теория письма, стиховедение, литературоведение, этимология, психология, символическая логика, теория чисел, теория информации, кибернетика, генетика и т.д.).

Европейская наука XIX-XX веков развивалась на путях дивергенции наук, углубления в детали и частности, что приводило к новым технологиям, к научно-технической революции, технологической эре развития земной цивилизации при общем снижении духовности. Великий русский учёный-естествоиспытатель и философ В.И. Вернадский предсказывал, что на смену дивергенции наук должна прийти эпоха интеграции огромной массы знаний, накопленных человечеством, в некую целостность.

Случайно или нет, но именно отечественная наука о языке сделала первый серьезный шаг в направлении, предсказанном В.И. Вернадским, интегрировала разрозненные филологические знания в целостную науку о языке, а к середине XX века успешно интегрировала и различные гуманитарные знания в определенную целостность, стимулируя интенсивное развитие науки о человеке, гуманизацию научных знаний, народного образования и воспитания... Лингвисты, сделавшие крупнейшие открытия общенаучного значения, отмечали, что во многих случаях эти открытия были " подсказаны" русским языком.34

И как тут не вспомнить И.С. Тургенева: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя ~ как не впасть в отчаянье при виде всего, что совершается дома! Но нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! "

14. Именно такое представление о нашем великом и могучем русском литературном языке и помогало нам создать адекватную концепцию преподавания русского языка и литературы в школе:

1. Ежели сам по себе русский язык и литература способны формировать и сформировали " соборную личность" русского народа, лучшие черты его национального характера, то не двадцать шесть орфограмм, не " запятушечки" должны быть основной заботой учителя русского языка и литературы в школе. Русский язык и литература должны стать основными предметами школьного образования и воспитания высоконравственной личности, глубоко понимающей и безгранично любящей русскую культуру, историю, литературу и язык, русский народ и Отечество.

Ни орфограммы и пунктограммы, ни грамматика не могут формировать творческую личность, готовую выполнять функции хранения, передачи и расширенного воспроизводства текстов русского литературного языка: учителя и писателя, артиста и диктора радио, журналиста и поэта, способного " глаголом жечь сердца людей".

2. Ежели столь велика роль церковнославянского языка в формировании русской духовной культуры и образованности, " языковой среды обитания " русского народа и самого русского литературного языка, то необходимо восстановить преподавание и функционирование церковнославянского языка. Это он на протяжении столетий " подпитывал" и стабилизировал русский язык, обеспечивал высокий морально-этический и художественно-эстетический облик русской художественной литературы. 3. Русский литературный язык, как и любой литературный язык, представляет собой определенную совокупность текстов и предполагает наличие определенного коллектива активных его носителей, обеспечивающих хранение, передачу и расширенное воспроизводство текстов.

Задачу расширенного воспроизводства активных носителей литературного языка во все времена у всех культурных народов искони выполняла школа. Школа как культурно-исторический феномен и зародилась именно с целью преподавания языка. Не будет соответствующей школы, не будет активных носителей литературного языка, - тексты, составленные на нем, останутся невостребованными. Язык станет мертвым, исчезнет с лица земли и народ... Во истину, " Будущее России в руках русского учителя".

Доклад на IV международных Рождественских образоватенльных чтениях. Опубликовано: Сборник докладов IV Рождественских чтений. М. 1996, с. 316-341. Краткий вариант: журнал Кредо, № 6-7, 1996, Тамбов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.