Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинарское занятие №12






Тема: Истоки развития идей компетентностного подхода.

Вопросы для обсуждения:

1. Компетентность человека – новое качество результата образования.

2. Анализ работ по проблеме реализации компетентностного подхода в образовании (Н.Хомский, Р.Уайт, Дж.Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Н.А. Гришанова).

3. Этапы становления компетентностного подхода в образовании.

Литература

1.Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / ред. В. А. Козырев, ред. Н.Ф. Радионова, ред. А. П. Тряпицина. -2-е изд., испр. и доп. - СПб.: РГПУ им.А.И. Герцена, 2005. - 394 с.

2.Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.

3.Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика. – 2005. – №4. – С.19-27.

4.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С.34-42.

5.Лебедев О.Е. Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.

6.Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/Пер. с анг. – М.:: Когито-Центр, 2002.

Примерная тематика эссе:

«Скажи мне и я забуду, покажи мне и, может быть я запомню, сделай меня соучастником и я пойму» (древнекитайское изречение)

«Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном» – (Конфуций)

«Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение» – (Я.А.Коменский)

 

“Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека” – (В.А.Сухомлинский)

 

«Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне и глубоко верю: человека можно воспитывать только добром» – (В.А.Сухомлинский)

 

«Все, чего мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием» – (Ж.-Ж. Руссо)


«Профессия является поставленной Богом задачей, основой нравственной жизни человека» – (Мартин Лютер)

 

 

Примеры практических заданий по заполнению сравнительных таблиц:

1. На основе изучения и анализа учебных материалов составьте сравнительную таблицу спартанской и афинской систем воспитания:

Основные положения \ Государство Спарта Афины
Географическое положение    
Экономика    
Политический строй    
Цель воспитания    
Типы школ    
Содержание воспитания и образования    

 

2. Заполните сравнительную таблицу на тему: «Воспитание и школы в Древней Индии».

 

виды школ вопросы Школы для брахманов Школы для кшатриев Школы для вайшьев Школы для шудр
Общие подходы к обучению и воспитанию        
Различия          
Выводы  

 

 

3. Составить на основе анализа литературы сравнительную таблицу взглядов В.Н.Сороки-Росинского и А.С.Макаренко по вопросам воспитания «трудных детей»:

 

Основные положения А.С.Макаренко В.Н.Сорока-Росинский
Ведущий принцип воспитания    
Цель воспитания    
Тип учреждения    
Местонахождение ОУ    
Пути перевоспитания    
Формы и методы организации детей    
Организация труда    
Воспитательная работа    
Требования к педагогу    

 

Примерные задания по изучению персоналий:

Определи, о ком из мыслителей-педагогов идет речь?

1. «Блестяще закончив латинскую (городскую) школу, в дальнейшем он приобрел наилучшее для своего времени образование. В пражском Карловом, Герборнском и Гейдельбергском университетах Коменский изучает творчество античных мыслителей, знакомится с идеями выдающихся гуманистов и философов своего времени. После путешествия по Европе в 1614 г. Коменский возвращается в Чехию, где занимает пост руководителя латинской школы… Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы. Особое внимание уделяет вопросам нравственного воспитания. Его труды, прежде всего " Великая дидактика" и " Всеобщий совет", проникнуты глубокой верой в человеческую личность, расцвет которой всегда оставался заветной мечтой выдающегося чешского педагога».

 

2. «.. Я прежде всего учитель, народный учитель. Тридцать два года работаю в школе, все время в селе. Дед мой был крепостным и умер на ниве, присев отдохнуть на минуту. Отец мой — член партии с 1920 года, заповедал мне: никогда не забывай, что твой корень — в трудовом народе. Свою трудовую жизнь я начал с 15 лет. Один год учился в институте на стационаре, потом два года — заочно, в семье были очень трудные материальные условия, надо было работать; кончал институт снова на стационаре. С первых же дней войны пошел на фронт, был трижды ранен, лежал в госпитале на Урале, работал там полтора года в школе, как только район был освобожден от фашистов, я приехал в свой район и безвыездно работаю в Павлышской школе».

3. ««Отец» Реформации в Германии. Признавал важность и даже необходимость гуманистического образования в духе Возрождения. Он был инициатором учреждения светскими властями протестантских школ. Считал, что полноценного образования была достойна лишь часть общества: будущие священники, учителя, судьи…»

 

4. «…Киевский князь, автор одного из первых педагогических сочинений «Поучение Владимира Мономаха детям». «Поучение» советует не отлынивать от работы, учиться, вести деятельную жизнь, творить добро, почитать старших. Главный способ воспитания - подражание детей отцу».

 

5. «…Просветитель, писатель, книгоиздатель. Издавал детский журнал «Детское чтение для ума и сердца», создал педагогическую и переводческую семинарии при Московском университете. Педагогические воззрения изложил в статьях «О воспитании и наставлении детей», «О раннем начале учения детей» и др. Его программа предусматривала гармоничное развитие физических, нравственных и умственных способностей личности. Центральная идея - воспитание добрых граждан, счастливых и полезных обществу, патриотов. Считал, что путь к высшей человеческой нравственности пролегает главным образом через преодоление невежества и полноценное образование и воспитание».

 

6. «Сын часовщика из Женевы, он перепробовал множество профессий: ученика нотариуса, гравера, слуги, секретаря, домашнего учителя, преподавателя музыки, переписчика нот. Не получивший систематического образования, но обладавший неуемной страстью к самосовершенствованию, стал одним из наиболее просвещенных людей эпохи… Считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт. Все вместе эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя — привести в гармонию действие этих сил».

 

7. «Педагог, представитель теории свободного воспитания. Отвергая старую школу, настаивал на организации таких учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития. Организовал Дом свободного ребенка, где основной упор делался на ручной труд и воспитание активного альтруизма (нравственной любви). Автор одной из первых в мире «Декларации прав ребенка»».

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в

первобытном обществе до конца XX в / Под ред. академика РАО А.И.

Пискунова.– М.: ТЦ Сфера, 2001. – 512 с.

2. Коджаспиров Г.М. История образования и педагогической мысли:

Таблицы, схемы, опорные конспекты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 224 с.

3. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 С.

 

б) дополнительная литература:

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв./Сост.С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров.- М., 1985.

2. Латышина Д.И. История педагогики.– М., 1998.

3. Марру А.И. История воспитания в античности (Греция).– М., 1998.

4. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен.– Ч.1.– Спб., 2000.

5. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли.– М., 1995.

6. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского.- М., 1974.

7. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60 -90-е годы XIX в.– М., 1994.

8. Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII – начала XIX в. (Очерки 1, 2). – М., 1960.

9. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России.- М., 1979.

10. Асадуллин Р.М. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе.– Казань, 1997

11. Павлова М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко и современность.– М., 1980.

12. Педагогика Марии Монтессори. Курс лекций.- М., 1992.

13. Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденные Октябрем.– М., 1990.

14. Соловейчик С. Воспитание по Иванову.– М., 1989.

15. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.

16. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США. – М., 1989.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.