Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинарское занятие № 9






Тема: Теория и практика коммунистического воспитания в 20-е – 30-е годы XX в. в России

Цель: знать содержание декларации Государственной комиссии по просвещению «Основные принципы единой трудовой школы» и декрета ВЦИК «Положение о единой трудовой школе РСФСР», понимать их демократический характер; знать основные факты биографий ипедагогической деятельности А.В.Луначарского, Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, А.С.Макаренко; знать педагогические взгляды основоположников коммунистического воспитания, понимать его сущность; знать теорию воспитания в коллективе и через коллектив, законы и принципы воспитания в коллективе, сформулированные А.С.Макаренко; уметь анализировать педагогические произведения советских педагогов 20-х – 30-х гг., оценивать их с позиций принципа историзма.

Основные понятия: образование (по Луначарскому), коммунистическое воспитание, единая трудовая школа, педагогика «среды», коммуна, коллектив, принцип параллельного педагогического действия, принцип оптимизма, закон «движения коллектива», закон развития перспективных линий, дисциплина и режим, педагогическая техника.

Задание: осуществить сравнительный анализ «Основных принципов…», «Положения о единой трудовой школе РСФСР» 1918 г. и Закона «Об образовании» 1992 г. с точки зрения их демократизма.

Вопросы для обсуждения:

1. А.В.Луначарский как первый нарком по просвещению в Советской России. Взгляды А.В.Луначарского на образование.

2. Н.К.Крупская как идеолог коммунистического воспитания.

3. С.Т.Шацкий как основоположник педагогики «среды».

4. П.П.Блонский о задачах новой народной школы

5. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко.

6. Теория воспитания в коллективе и через коллектив А.С.Макаренко.

a. Понятие о коллективе.

b. Законы и принципы воспитания в коллективе.

c. Дисциплина и режим.

d. Трудовое воспитание.

7. А.С.Макаренко о роли воспитателя, педагогическом мастерстве и педагогической технике.

8. А.С.Макаренко о семейном воспитании.

 

Основная литература:

Источники:

1. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Под ред. А.Н.Алексеева.- М., 1972:

1.1. Основные принципы единой трудовой школы (Декларация)…- С.71-81.

1.2. Положение о единой трудовой школе РСФСР (Декрет)…- С.81-87.

1.3. Луначарский А.В. Что такое образование? - С.193-203.

1.4. Крупская Н.К. Пионердвижение как педагогическая проблема.- С.160-163.

1.5. Крупская Н.К. О политехнизме.- С.175-178.

1.6. Шацкий С.Т. Изучение жизни и участие в ней.- С.218-223.

1.7. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы.- С.233-251.

1.8. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта.- С.271-283.

2. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): Учеб.пособие / Сост. А.В.Овчинников и др.- М., 2000.

2.1. Крупская Н.К. Идеалы социалистического воспитания.- 219-223.

2.2. Макаренко А.С. Цель воспитания.- С.315-320.

2.3. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания.- 320-324.

2.4. Макаренко А.С. О родительском авторитете.- С.324-331.

Дополнительная литература:

1. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Мн., 1978.

2. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Проблемы школьного советского воспитания // Избр.пед.соч.: В 2 т. –М., 1977.-Т.I.

3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. (Любое издание).

4. Павлова М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко и современность.– М., 1980.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.