Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономические причины роста ИМТ населения.






 

Помимо причин, связанных с индивидуальными и семейными особенностями человека и влияющих на конкретного индивида, существует ряд других причин, по своему масштабу охватывающих целое общество. Такие причины зависят не от человека и его семьи, а от политических, экономических и социальных аспектов развития страны, в которой он проживает. В экономической литературе наибольшее внимание уделяется изучению и выявлению именно экономических факторов, способствующих росту доли населения с избыточным весом, последствий, отражающихся на экономическом состоянии стран, а также разработке стратегий для сдерживания этого роста. Основные предпосылки для развития проблемы лишнего веса и ожирения в данной работе объединены в несколько групп, которые будут представлены ниже.

1. Изменения в пищевой промышленности. Пищевая отрасль любой страны, как и остальные отрасли, постоянно претерпевает какие-то нововведения. Это необходимо производителям еды для поддержания своей конкурентоспособности, сокращения себестоимости продуктов, а также для максимального удовлетворения потребностей покупателей. Применяются новые технологии, новые химические вещества, новые наиболее эффективные условия для создания и хранения продуктов питания, в результате чего сокращается использование натуральных продуктов.

Согласно гипотезам Смита (Smith, 2004), люди выбирают продукты, основываясь на нескольких основных факторах: рекомендациях окружающих, калорийности, которая определяется чувством насыщения после приема пищи, а также вкусовых качествах, сладких или соленых. Совокупность таких социальных и химических показателей является для покупателей сигналом о безопасности и пищевой ценности продукта. За период существования пищевой промышленности производители продуктов питания научились извлекать пользу из доверия населения к таким сигналам. Например, ассортимент ресторанов быстрого питания содержит в себе слишком много сахара и соли, что дает желаемые вкусовые ощущения покупателям, и много жира, что создает ощущение сытости. Однако питательных веществ и витаминов, необходимых организму, крайне мало, поэтому сытость проходит быстро, а излишек жира остается в организме, ведя к излишнему весу.

Смит и Таснади (Smith & Tasnadi, 2003) выдвигали теорию о естественности потребности человека в сахаре, поскольку сладкая пища ведет к мгновенному выбросу β -эндорфина в мозг, что способствует повышению активности, улучшению настроения и снижению боли. В естественной среде сахар ассоциируется исключительно с полезным питанием, поскольку он содержится только в спелых фруктах и натуральном меде. К сожалению, разработанный в XX веке коммерчески выгодный технологически обработанный сахар уничтожил такие ассоциации. Такой сахар производители добавляют во многие продукты исключительно для усиления вкусовых ощущений потребителей и увеличения срока годности товара. В настоящее время большинство продуктов, содержащих сахар, не несут никакой пользы для организма, а лишь способствуют развитию ожирения. Однако в соответствии с биохимическими потребностями, выработанными годами, покупатели выбирают именно такие продукты.

Авторами была представлена модель, цель которой – минимизировать вероятность смерти от голода и максимизировать вероятность выживания, которая описывает поведение потребителей:

( (1),

где и – это два вида пищи с питательностью 1 и 1/p, а k - это количество питательных веществ, необходимых для выживания. и – независимые случайные переменные значения содержания элементов питания в пище и . Бюджетное ограничение описано таким образом:

(2),

где m – ограниченные средства. Эта модель демонстрирует расхождения в поведении агента и максимизации функции полезности. Агент ожидает большие выгоды от своих действий, например, употребления конфет. Когда ожидания не оправдываются, агент разочаровывается в своих действиях.

Многие исследователи отмечают, что рост доли населения с лишним весом может объясняться техническим прогрессом пищевой промышленности. Инновации в массовом производстве и увеличении срока годности (например, путем консервации) продуктов позволили увеличить объемы производства и сделали продукты питания более доступными для населения, в результате чего люди могут съедать больше за меньшее время и по более низкой цене.

2. Ценовая политика. Согласно модели Мансино (Mancino, 2003), каждый индивид принимает потребительское решение о каждом приеме пищи (m) в течение ограниченного планируемого периода, максимизируя свою функцию полезности, имеющую следующий вид:

(3),

где вектор приобретаемого количества единиц продуктов питания, - вектор приобретаемого количества единиц прочих товаров, – свободное время, и – состояние здоровья. В данном пункте рассмотрим первые два фактора.

У каждого человека имеется какое-то ограничение по деньгам, которые он пытается использовать наиболее рационально для себя. Бюджетное ограничение каждого покупателя на продукты питания выглядит следующим образом:

и - это цены на продукты питания и прочие товары соответственно, y – это уровень почасовой зарплаты, а TY – рабочее время. Таким образом, каждый день покупатель вынужден принимать решение о том, что способствует максимизации его функции полезности: затраты на продукты питания или другие товары.

Многие исследования посвящены изучению влияния цен на овощи и фрукты и еду из ресторанов быстрого питания («фаст-фуд») на их потребление и, как следствие, на индекс массы тела. ИМТ является чувствительным к изменениям цен на еду, особенно для семей с низким социально-экономическим статусом. В своем исследовании Паола де Агостина (Agostina, 2014) сделала вывод о том, что спрос на продукты эластичен по ценам, причем эластичность эта негативная единичная. Другими словами, при снижении цены продукта на 1%, спрос на него увеличится на 1%. Ранее к подобным выводам в своих исследованиях пришли Рашад и Гроссман (Rashad and Grossman, 2004) и Чоу (Chou, 2006). Френч (French, 2001) проводил эксперимент с помощью автомата по продажам продуктов. Этот эксперимент также привел к выводу о зависимости между разницей цен на продукты с высоким и низком содержанием жира и предпочтениями покупателей: покупатели выбирали более дешевые продукты, несмотря на то, что они являлись менее полезными. В США, например, в период с 1997 по 2003 год наблюдается рост цен на фрукты и овощи, что сопровождается ростом ИМТ у населения (Powell & Bao, 2009). В это же время наблюдалось снижение цен на другие продукты питания. Например, стоимость двухлитровой бутылки Кока-колы сократилась на 34%, а цены в Макдоналдсе – на 5, 44%. Некоторые исследования показали, что за этот период индекс массы тела среди детей и взрослых вырос на 41-43% (Cawley, 2010).

Кроме того, были проведены исследования взаимосвязи между избыточным весом населения и ценами на сигареты, которые показали отрицательную зависимость между данными показателями (Komlos & Kelly, 2016). Ниже приведен график динамики доли курящего населения и населения, страдающего ожирением, в США в течение более 30 лет (Gruber and Frakes, 2006).

Рис.1. 2. Динамика доли курящего населения и населения с ожирением.

Источник: Gruber J., Frakes M. Does falling smoking lead to rising obersity? // Journal of health economics. 2006, vol. 25(2): 183-197

Начиная с 1980-х гг., начали действовать кампании по снижению уровня курения путем повышения цен на табачные изделия. Интересно, но именно с этого времени в США и наблюдается стремительное развитие проблемы ожирения.

3. Благосостояние общества. Предпочтения в еде формируются организмом человека под влиянием окружающей среды, в которой он находится, с целью снижения риска смерти от голода. Такая адаптация ведет к достижению наиболее эффективного баланса между потреблением и расходом полученных веществ. Если среда не менялась несколько поколений, то предпочтения являются уже генетически сформированными и в случае изменения окружающих условий не способны мгновенно измениться (Rosin, 2008). В результате такого несоответствия привычной и новой среды организм вынужден накапливать жир, из которого в случае появления дефицита еды будет вырабатывать энергию. Это процесс, который происходит у любого живого организма, живущего в естественных природных условиях: в период, когда есть избыток пищи, происходит накопление жира, который будет использован в период, когда еды станет меньше (Smith, 2002).

Доктор медицинских наук Михаил Фишман одной из причин избыточного веса в России считает историю, в которой имеют место войны, революции, блокада Ленинграда, а значит, и голод. Объясняет он это тем, что во время этих событий организм людей адаптировался к малому количеству пищи, привык брать из него максимум. В результате такой перестройки организма старшее поколение передало нам предрасположенность к накоплению, которое и привело к увеличению доли населения с избыточным весом, несмотря на стабильное предложение пищи сегодня (Галкина, 2015).

Следующим фактором развития проблемы избыточного веса среди населения является индивидуальный доход. Существуют исследования, подтверждающие отрицательную зависимость между ИМТ населения и доходом: чем больше доход, тем меньше ИМТ. Однако описание причин такой зависимости могут разниться: одни утверждают, что уровень дохода определяет ИМТ людей, другие – что избыточный вес является причиной низкого дохода в связи с дискриминацией со стороны работодателей или низкой производительностью, о чем говорится во второй главе данной работы. Для выявления первой зависимости в 2015 году на основании данных National Longitudinal Survey of Youth в США было проведено исследование среди подростков (14-17 лет) из семей с разным уровнем дохода. Для проведения исследования семьи были поделены на пять групп: I – с низким доходом; II – с доходом, ниже среднего, III – со средним доходом, IV – с доходом, выше среднего, V – с высоким доходом (Venator & Reeves, 2015). Результаты представлены на рисунке 1.3.

Рис. 1.3. Доля подростков с лишним весом и ожирением в семьях с разным уровнем дохода, США, 2015 г.

Источник: Joanna Venator and Richard V. Reeves (2015). Weight and Social Mobility: Taking the Long View on Childhood Obesity.\\ Bookings

 

Действительно, в семьях с низким доходом проблема избыточного веса и ожирения является более актуальной. Более высокий доход способствует употреблению более дорогой, но полезной пищи, вместо дешевой и вредной, а также регулярному питанию, что способствует снижению ИМТ населения (Cawley, 2010). Кроме того, люди с относительно низкими доходами вынуждены жить в районах с слабо развитой инфраструктурой, где нет продуктовых гипермаркетов и фермерских рынков, чтобы купить разнообразные качественные фрукты, овощи, злаковые и молочные продукты с низким содержанием жира. Такие ограничения способствуют менее здоровому питанию и увеличению вероятности возникновения ожирения. В таких районах также наблюдается нехватка или отсутствие мест для активного времяпрепровождения, таких как парки или спортивные площадки, а возможности посещать спортивный зал и купить спортивную одежду и инвентарь для занятия спортом у бедных семей нет. Среди населения с низким уровнем дохода уровень преступности выше, и люди, в целях безопасности, предпочитают меньше времени проводить на улице. Эти факты послужили поводом для предположений о том, что люди, имеющие низкий доход, ведут менее активный образ жизни, что повышает риск возникновения проблемы лишнего веса среди них (Levine, 2011).

4. Образование и информированность населения. Информация – один из самый значимых факторов эффективного поведения агентов на рынке. Рациональный и эффективный выбор может быть сделан потребителем только в случае полной информированности о качестве товаров, о пользе и вреде, которые они смогут извлечь из потребления, и о возможных затратах. В области здорового питания и здоровья в целом наблюдается недостаток такой информации, который может быть вызван несколькими причинами: во-первых, такая информация может просто не существовать (например, о последствиях потребления генетически модифицированных зерновых продуктов); во-вторых, она намеренно скрывается или некорректно представляется заинтересованными сторонами (например, информация о влиянии курения на здоровье населения довольно долго замалчивалась компаниями-производителями табачных изделий); в-третьих, такая информация является сложной для восприятия, поскольку содержит в себе информацию о веществах, роль которых известна только специалистам данной сферы (OECD, 2010).

Иногда информированность о возможных неблагоприятных последствиях может повлиять на выбор потребителей. В 2003 году Культер и соавторы (Cutler, D.M. et al., 2003) в своем исследовании проводили анализ детерминантов большей распространенности курения в Европе, по сравнению с США. В ходе исследования было выявлено, что популярность курения в США сократилась, когда информация о его негативных последствиях стала доступна населению, чего не произошло в Европе.

В то же время, Глейзер (Glaeser, 2006), а также иные авторы отмечают, что простое донесение информации не всегда является панацеей. Основной причиной этому видится сложность для государства выстроить полноценный комплекс коммуникационных стратегий, подходящий для здоровья каждого человека. Разрозненные пропагандистские меры могут даже иметь отрицательный эффект на здоровье и формирование ЗОЖ.

Существенную роль в формировании предпочтений населения играет реклама. Большинство рекламных роликов, демонстрирующих высококалорийную и менее полезную, но более коммерчески выгодную для производителей пищу, акцентируют внимание покупателей именно на вкусовых качествах продукта, а также на его сытости. Как было сказано ранее, для покупателя это наиболее важные качества продукта, поэтому он с большой вероятностью может сделать выбор именно в их пользу (Rosin, 2008).

В 2006 году в США было проведено исследование доступных данных, в котором была выявлена прямая зависимость между временем, проведенным около телевизора, и лишним весом у детей. Стала видна положительная корреляция между данными показателями, которая представлена в таблице 2.1 (Anderson & Butcher, 2006).

Таблица 2.1. Доля детей с лишним весом и время, проведенное ими перед телевизором (США).  
Рассмотренный период Доля детей с лишним весом, % Время перед телевизором, мин./чел. в день
1971-1974 5, 3   360 – 365
1977-1981 5, 5   373 - 400
1990-1994 10, 4 415 - 435
1999-2000 15, 4 440 - 445

 

Знания, необходимые для адекватного восприятия информации, которая содержится в рекламе и прочих источниках, должны приобретаться еще в школе, однако в большинстве случаев школы не только не способствуют увеличению грамотности в области правильного питания, но, наоборот, оказывают негативное влияние на состояние учащихся. Школа является местом, где, помимо прочего, осуществляется прием пищи. Согласно исследованиям, три четверти учащихся обедают в школе и потребляют одну треть всех своих дневных калорий. При этом лишь в некоторых школах ведется контроль за соответствием пищи, продаваемой в них, требованиям к её питательности. Чтобы определить влияние школьной пищи на склонность детей к ожирению, Уитмор (Whitmore, 2004) провела сравнительный анализ веса учеников, которые питаются в школьной столовой и приносят еду с собой из дома. Анализ показал, что школьники, которые покупают обеды в школе, на 2% более склонны к ожирению, чем те, которые приносят обеды из дома. По мнению автора, это вызвано более высоким потреблением калорий при употреблении школьной пищи. Такой вывод показывает необходимость ужесточить контроль за питанием в учебных заведениях.

В свою очередь, Андерсон и Бутчер (Anderson & Butcher, 2006) отмечают, что в школах США зачастую продают вредную жирную еду и газированную сладкую воду в качестве акции, направленной на сбор средств на какие-либо школьные программы. Однако, несмотря на то, что собранные средства идут на полезные для школы нужды, еда, способствующая развитию лишнего веса и ожирения у детей, становится для школьников более доступной.

В то же время, количество занятий физической культурой в школах сокращается, что снижает их активность. Такое явление было изучено Коули (Cawley, 2004), в результате чего было обнаружено, что невозможно проследить заметного влияния таких занятий на лишний вес ребенка, поэтому никаких аргументов для увеличения количества часов таких занятий не имеется.

5. Условия труда. В развитых странах люди больше подвержены ожирению и лишнему весу в результате технического прогресса, с последствиями которого они сталкиваются на рабочих местах. За последние годы наблюдалось массовое движение из отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности в сферу услуг, где преимущественно предусмотрены менее подвижные виды деятельности. Количество потраченных калорий снижается, а питание остается на прежнем уровне, что приводит к дисбалансу и, как следствие, к увеличению веса.

Время работы также оказывает влияние на здоровое питание людей, а, следовательно, и на их вес. Некоторые исследования показали, что рост доли людей, страдающих от ожирения, может сопровождаться увеличением продаж натуральной еды с меньшим содержанием жира. Это вызвано стремлением людей к борьбе с проблемой лишнего веса и внедрению в свою жизнь более здорового питания. Однако не всегда такое стремление реализуется из-за так называемых ситуативных факторов. Одним из них является нехватка времени (Mancino, 2003). Каждый день потребитель должен принимать решение о том, на что потратить своё время: на работу, приготовление еды или досуг таким образом, чтобы максимизировать свою функцию полезности, представленную формулой 3. Такие временные ограничения могут быть отражены следующей формулой:

 

где - это рабочее время, - время, потраченное на приготовление еды, которая обозначена как – досуг, а - это общее доступное время. Таким образом, при наличии загруженности на работе и каких-то увлечений, потребитель готов сокращать время на приготовление полезной еды, что приводит к питанию в ресторанах, в том числе и быстрого питания.

Одним из факторов развития лишнего веса и ожирения у детей является занятость матерей. Изначально было замечено, что в течение нескольких последних десятилетий количество детей, обладающих лишним весом, и работающих матерей параллельно растут. Андерсон (Anderson, 2003) и прочие авторы занимались изучением влияния занятости матерей на вес ребенка и обнаружили, что зависимость есть, и она положительная: чем больше часов работает мать, тем выше вес у ребенка. Авторами было посчитано, что увеличение рабочих часов в неделю у матерей ведет к росту веса у детей на 11.8-34, 6 % вне зависимости от социального статуса семьи. Некоторые авторы объясняли это нехваткой у матери времени на приготовление полезной пищи и злоупотреблением готовой едой из магазинов и ресторанов. Данная проблема была также рассмотрена в зависимости от уровня образования у матерей. По поводу питания выводы были однозначны для любых матерей: во время отсутствия родителей ребенок ест меньше полезной еды и больше перекусов. Однако отсутствие контроля по-разному сказывается на детях, в зависимости от уровня образования мамы. Если мама высоко образована, долгое её отсутствие дома негативно сказывается на весе ребенка, поскольку он чаще смотрит телевизор и, возможно, употребляет больше пищи за этим занятием. Дети, у которых мамы с менее хорошим образованием, во время их отсутствия заняты другим, например, пребыванием в школе, что не имеет негативных последствий для их веса (Ziol-Guest et al., 2013).

Перечисленные причины в совокупности создали необходимые условия для значительного роста доли населения с лишним весом и ожирением, который мы наблюдаем в последние годы. В ходе исторических событий вес служил отражением культурных представлений народа о благополучии. Во время голода, которому подвергались западные страны в XIX веке, исхудалость считалась признаком плохого питания и болезни, в то время как лишний вес сигнализировал о здоровье и высоком достатке. В настоящее время лишний вес, наоборот, является негативным показателем состояния здоровья, поскольку может быть причиной для развития серьезных заболеваний, а также фактором для ухудшения экономической ситуации в стране.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.