Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационная теория Й. Шумпетера






Основоположником теории инноваций считается Йозеф Шумпетер, который подхватил и развил основные идеи Н.Д. Кондратьева в этой области, прежде всего, благодаря работе «Теория экономического развития», опубликованной в 1939 году.

Именно Шумпетер ввел в экономическую науку понятие «инновации» и абсолютно по-новому рассмотрел значение предпринимателя с точки зрения экономического роста. Людей, которые задумывают и осуществляют инновации, Шумпетер называл предпринимателями. Принимая инновативные решения, предприниматели создают новые, ранее неизвестные комбинации факторов производства. Именно поэтому Шумпетер полагал, что предпринимательство (предпринимательская способность) есть четвертый фактор производства, неизвестный классикам.

Движущей силой развития в теории Шумпетера выступает предприниматель, причем предприниматель-новатор, творческая личность. Ему свойственны инициатива, дар предвидения, склонность к риску.

Стимулом к предпринимательской деятельности у Шумпетера выступает монопольная прибыль, причем достигаемая за счет инновативной деятельности.

Именно возможность самореализации, стремление к успеху, преодолению трудностей и способствуют достижению монопольной прибыли.

Монополия, с точки зрения Шумпетера, является положительным моментом, поскольку достигается за счет осуществления новых комбинаций факторов производства, революционных изменений в технике, технологии производства, создания новых товаров, освоения новых рынков и т. д.

Именно такие постоянные инновации, которые осуществляются в производственном процессе, в механизме реализации продукции, являются, по Шумпетеру, главным источником прибыли. Но поскольку на рынке существуют «толпы предпринимателей», данная монопольная ситуация (эффективная монополия) не вечна.

Конкурентный рыночный механизм автоматически ведет к внедрению аналогичных инноваций другими предпринимателями (при этом те, кто не делает этого, просто «выбывают из игры») и к переходу на «новую траекторию».

Развитие, по Шумпетеру, – это построение новых комбинаций из имеющихся в распоряжении предпринимателя производственных ресурсов. Осуществление новых комбинаций охватывает, согласно Шумпетеру, пять случаев:

1. Создание нового продукта («потребительского блага»);

2. Внедрение нового метода производства;

3. Освоение нового рынка сбыта;

4. Получение доступа к новому источнику сырья;

5. Создание новой формы организации фирмы (в том числе обеспечивающей монопольное положение фирмы на рынке или подрыв чужой монополии).

Именно эти конкретные формы экономических изменений он и рассматривал как развитие. На уровне макроэкономики развитие имеет место в случае массового осуществления предпринимателями «новых комбинаций».

 

Шумпетер ввел в экономическую науку разграничение между экономическим ростом и экономическим развитием. Разницу между этими двумя понятиями легче всего объяснить словами самого Шумпетера: " Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете — железной дороги у Вас при этом не получится". Экономический рост — это увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг (в частности, почтовых карет) со временем. Экономическое развитие — это прежде всего появление чего-то нового, неизвестного ранее (например, железных дорог), или, иначе говоря, инновация.

 

Диагностическая модель управления персоналом, ее сущность и содержание

 

Использование данных анализа влияния внешних и внутренних факторов на состояние деятельности предприятия в сфере кадрового правления, устанавливает диагноз и представляет конкретный вариант решения.

Цель диагностики заключается в выявлении «болевых» точек, неблагополучных направлений предприятия, удалений их и создания благоприятных условий для развития, формирования кадровой политики.

Такая модель включает в себя 3 главных объекта анализа:

- люди (персонал);

- внешние и внутренние факторы;

- само предприятие или организация.

Внешние факторы влияния - факторы влияния вне фирмы (предприятия, организации), например, такие внепроизводственные факторы, как законы, распоряжения Президента, Постановления Правительства, иные формы государственного регулирования, требования профсоюзов, наличие конкурентов и внешние экономические условия, характер рынка рабочей силы и прочие.

Внутренние факторы влияния (внутрипроизводственные) - факторы, такие, как цели, организационная культура, стиль управления, задачи, рабочие группы, опыт и стиль руководства.

Диагностическая модель показывает, какие из взаимодействий, вышеперечисленных 3-х важных элементов должны быть выделены и проанализированы при решении конкретной задачи управления персоналом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.