Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие типов социальности.






Было бы ошибочно проводить резкую границу между этими типами социальности, так как каждое общество для своего полноценного существования нуждается и в достижениях, и в поддержании устойчивых отношений между своими членами. Поэтому наряду с дихотомичным

* На материале средневековой европейской культуры эти ориентации подробно раскрыты в книге А.Я. Гуревича «Категории средневековой культуры» (М., 1984. — С. 228—247). Сравнительный анализ дается в книге Б.С. Ерасова «Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки» (М., 1982).

делением основных типов социальности принято выделять варианты этих отношений, присущих в той или иной степени всякому обществу. В такой классификации принято делить социальные отношения на аскриптивные {предписанные) и достижительные. Если первые предписывают человеку или группе нормы поведения и прописывают человека по родству, социальному проис-хождению, месту жительства, статусу, конфессиональной или национальной принадлежности, то вторые основаны на достижениях и заслугах. Во всяком достаточно развитом обществе эти типы оказываются функционально необходимыми, и только более обстоятельный анализ покажет нам, в каком соотношении они находятся друг с другом в каждом обществе. Воинские доблести, знания и мудрость, накапливаемые с жизненным опытом, искусство управления людьми, вербальное или живописное мастерство пользовались признанием во всяком обществе. Достижительные факторы способствовали подъему статуса, измерялись должностью, званием, чином, богатством и т.д. В античной Греции наиболее достойной наградой для победителя Олимпийских игр были лавровый венок и торжественный гимн. Но уже на заре человеческой истории зародились товарно-денежные отношения, в которых вызревало имущественное неравенство.

Вместе с тем в рамках даже зрелых капиталистических структур немалое значение имеют аскриптивные связи, в которых индивид в том или ином плане приписан к тому или иному месту в обществе независимо от собственно рыночных критериев или его достижений. Семейная, этническая, национальная или конфессиональная, а иногда и расовая принадлежность не стирается в полной мере богатством или профессионализмом. Этническая взаимовыручка становится важной формой консолидации предпринимательской деятельности не только в странах Азии и Африки, но и в Западной Европе и Америке или в межнациональном плане. Этнические китайцы держат в своих руках значительную часть торгового и банковского дела в странах Юго-Восточной Азии. На аскриптивных критериях основана во многом и бюрократическая система регуляции, в которой продвижение чиновника зависит в большей степени не от его компетентности, а от его лояльности и преданности по отношению к данной системе или к лицу, облеченному полномочиями. Хорошо известно, что такого рода критерии — в функциональном или же дисфункциональном значении - приняты и в различного рода других социальных и культурных средах, начиная от армии и

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 55 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 56 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

заканчивая, может быть, системой образования и наукой.

Однако эти базовые типы социальности могут вступать в ост-

рое противоречие друг с другом и именно через стремление к достижениям индивиды, группы и общества добивались изменения своего статуса в сети общих отношений. Естественно, что наиболее естественным способом добиться успеха, славы и богатства на протяжении всей человеческой истории была война. Поэтому культивирование воинских доблестей столь же постоянно было одной из важнейших задач искусства. Созданные часто в глубокой древности эпические произведения («Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», «Манас» и т.д.) на протяжении многих веков вдохновляли людей на свершение героических дел.

Однако постоянным соперником воинской славы, добытой в сражениях, было богатство, золото, деньги, обеспечивавшие возможность все купить. Богатство обнаруживало способность про-тивопоставить свои критерии как сложившимся социальным связям, так и всем иным ценностям. Поэтому во всякой культуре, хотя и в очень разной степени, поддерживается критическое или прямо осуждающее отношение к богатству. Сетования по поводу разлагающего влияния денег раздавались уже в Древней Греции, и они же во многом способствовали подрыву общественных отношений в Римской империи. Варваризация Европы после падения античного мира на десять веков отодвинула власть денег на второй план, и презренным делом накопления занимались лишь ростовщики. Но к концу средневековья деньги вновь становятся влиятельной силой. Хорошо известны (хотя бы по их цитированию в труде К. Маркса «Капитал») строки Шекспира, в которых изображенный им античный герой Тимон Афинский обличает разлагающее влияние денег:

Тут золота довольно для того,

Чтоб сделать все чернейшее — белейшим,

Все гнусное — прекрасным, всякий грех —

Правдивостью, все низкое — высоким,

Трусливого — отважным храбрецом,

А старика — и молодым и свежим!

Эта проблема занимала умы не только великих художников, но и крупнейших мыслителей и ученых. Для К. Маркса расхождение между властью денег, а вернее капитала, и истинными чело-веческими потенциями стало той основополагающей идеей, на основе которой он сформировал концепцию социализма и коммунизма. Ощущение громадных издержек и утрат, которые приходят с окончательным утверждением рыночных отношений и критериев, стало источником концепций М. Вебера и Э. Дюркгейма, породило огромную критическую литературу в адрес бур-

жуазного общества. Стремление избежать таких пагубных издержек породило социализм и другие течения, оппозиционные по отношению к тем принципам и отношениям, которые лежат в основе рыночных регуляторов.

В последующих главах третьей части мы рассмотрим основные характеристики как коммуналистской, так и рыночной социальности, которые тесно связаны и с характером духовного производства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.