Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура и политика






Политика в своем сущностном содержании — это прежде всего реализация властных отношений. Политические системы и институты, через которые регулируются властные отношения, политическая воля, отражающая стремления тех или иных социальных слоев и элит, составляют политическую подсистему, взаимодействующую с хозяйственной системой, социальными структурами и культурной системой. В процессе взаимодействия политики с культурой складывается политическая культура. Хорошо известно, что между ними зачастую возникают сложные отношения, доходящие до взаимной неприязни и острых столкновений, в которых каждая сторона прибегает к своим средствам нападения и защиты. Тем не менее каждая из них нуждается друг в друге, и в общем ни одно общество не обходится без взаимного обеспечения этих подсистем. Даже самое авторитарное правительство не может обойтись без услуг хотя бы специально сформированного отряда деятелей культуры, способных выполнить властный заказ.

Политика опирается прежде всего на политические акции и средства мобилизации, имеет в своем распоряжении партии, госаппарат, суд, полицию, службу безопасности и тюрьмы. Культура же поддерживается через знания, нормы и ценности и действует преимущественно через систему образования, издательства, музеи и средства массовой коммуникации, произведения искусства, театра, празднества, язык и т.д.

Политические отношения определяются не только соотношением сил или характером социальной структуры, но и сложившимися в обществе духовными принципами, представлениями и ценностями. В политической деятельности проявляется также взаимодействие культурного наследия, в котором общество находит (или не находит) обоснование современной модели политического устройства, которое должно иметь свое оправдание (легитимность).

Взгляд на политику через призму культуры позволяет лучше понять, какая власть, в какой степени, когда и для кого является ценностью, а также каково взаимоотношение между различными ценностями, например между властью и собственностью, властью и престижем, властью и религиозной святостью, властью и моралью.

В рамках социальной культурологии необходимо рассмотреть и политическую культуру, которая непосредственно связана с функционированием политики, является средством ее обоснования в общественном сознании и реализации в поведение членов общества. К политической культуре относятся те ее элементы (нормы, ценности, знания и смыслы), которые включаются в сознании членов общества при определении ими своего отношения к политическим явлениям и реализации политических акций. «Политическую культуру, — пишет К.С. Гаджиев, — можно характеризовать как ценностно-нормативную систему, которая разделяется большинством населения в качестве субъекта политического сообщества. Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему, охватывает как политические идеи, ценности, так и действующие нормы политической практики. К ней можно также отнести принятые в обществе образцы и стереотипы политического поведения»*.

Тем не менее не стоит противопоставлять нечистую политику как «средоточие насилия и своеволия, систему господства и подчинения» и культуру как «средоточие моральных норм и духов-ных ценностей». Культура также может заключать в себе репрессивное начало, если она институционально сложилась так, что монопольное распространение имеют те нормы, ценности и знания, которые функционально привязаны к господствующему способу производства или же к господствующей политической системе. Эта ситуация возникает как в тоталитарных партийно-госу-дарственных режимах, так и в капиталистических обществах с чрезмерной монополизацией системы духовной регуляции. Борьба за демократизацию и плюрализацию культурной жизни — важная задача интеллигенции, которая видит в этом не только расширение своего поля деятельности, но и условие

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 52 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 53 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

оздоровления и устойчивого развития общества.

Следует указать и на то, что культура зачастую не совпадает с политикой и в территориальном отношении, если иметь в виду высшее проявление политической организации — государство.

* Политическая культура: Теория и национальные модели / Отв. ред. К..С. Гаджиев. - М., 1994. - С. 56.

Вопреки тому высокому мнению, которое столь часто имеют политики о своей роли, именно разнородность культуры столь часто становится фактором распада государств в начале XX в.: Ав-стро-Венгрия, Османская империя, Британская империя, а в конце XX в. настал черед Югославии, Чехословакии, СССР. Напротив, именно культура как интегративный фактор становится основой для национального воссоединения Италии и Германии в XIX в., снова Германии в XX в. Очевидную тягу друг к другу вопреки всем политическим различиям испытывают жители Северной и Южной Кореи, КНР и Тайваня. Культура в гораздо меньшей степени, чем государство, предполагает наличие устойчивых территориальных границ и политической независимости. Большинство народов оказываются широко разбросанными в современном мире, и хотя народ не сводится лишь к культуре, он длительное время сохраняет культурное единство, даже если его разбросало по разным странам и континентам.

Важным компонентом политической культуры является идеология как те мировоззренческие представления, которые разделяются большинством населения и на которые в той или иной степени опирается и власть. Впрочем, общественная идеология носит сложный и противоречивый характер, она зачастую представляет собой арену острой идейной борьбы, в которой сталкиваются и подвергают друг друга нещадной критике представители разных учений. Явной или скрытой целью этой борьбы является стремление утвердить приоритетное признание данного течения в общественной мысли, а тем самым внедрить его в массовую культуру.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.