Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура и деятельность. Многообразие видов деятельности






Принцип деятельности предстает как собственно человеческий, а не природный или божественный источник происхождения разнообразных форм социальной жизни и продуктов культу-

ры. И даже само мышление, как показал еще Л.Выготский, предстает как результат умственного освоения практических действий и присущей им общей логики. Общность этой категории позволяет включить в нее как всякую целесообразную производственную деятельность, направленную на изменение окружающего мира, так и те компоненты поведения, которые делают возможным производство или же предстают как формы отвлечения от производства (в том числе досуг, отдых, игра).

Для эмпирических исследований могут быть выделены самые разнообразные виды деятельности (более ста), каждый из которых может быть охарактеризован через цель, бюджет времени, социальную направленность, частоту и т.п. Для наших целей необходимо выявить общую структуру деятельности и место в ней культурных факторов. И вновь следует подчеркнуть, что необоснованно отводить культуре лишь внепроизводственную деятельность и сводить ее к тому, чем человек занимается после работы или помимо работы. Вместе с тем неправомерно растворять культуру во всем объеме деятельности.

В этом случае нам придется принципиально разойтись с надстроечной концепцией культуры, согласно которой духовные факторы приобретают значение только после того, как удовлетворены основные материальные жизненные потребности. Согласно марксистскому учению, «реальный базис» создается совокупностью производственных отношений, возникающих на основе ма-териальных производительных сил. Над этим базисом возвышается, но вместе с тем им и определяется надстройка, которая вмещает в себя все социополитические и культурно-идеологичес-кие отношения. Конечно, в марксизме признавалась относительная самостоятельность надстройки,

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 43 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 44 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

которая в определенной степени способна оказывать обратное влияние на социально-экономические процессы, однако лишь в сторону их ускорения или же блокирования, правда временного, пока ее не сметет революционное движение. В конечном счете надстройка должна быть приведена в соответствие с базисом, устаревшая — свергнута, а новая — сконструирована по потребности способа производства. Со сменой формации подлежит устранению и вся надстроечная структура. Марксизм допускает, что наряду с доминирующим типом политики и культуры во всех антагонистических обществах существуют и элементы политической и духовной организации подчиненных классов, но они проявляются как элементы и тенденции. Культура прошлых веков рассматривалась как подлежащая постепенному отмиранию, а новая культура должна функционально соответствовать доминирующему типу материального производства.

Такого рода монистический подход неизбежно приводил к социально-экономическому редукционизму и делал невозможным выявление многоуровневого и многостороннего взаимодействия разных компонентов в общественной жизнедеятельности. Вопреки определяющему воздействию материального производства, духовное производство, в которое входит и сознание, оказывается не менее самостоятельным началом, функционирующим по собственным закономерностям.

Отвергая истматовскую догматику, мы с полным основанием можем обратиться к самому К. Марксу, к тем положениям в его работах, в которых общественное производство отнюдь не сводится к собственно материальным компонентам. В своей совокупности это производство, по теории К. Маркса, охватывает в сложном соподчинении не только материально-технологические, но и социально-политические и духовные компоненты.

Иногда в упрощенных материалистических трактовках общественного процесса можно встретить доводы такого типа: «прежде чем заниматься политикой, наукой или философией, человек должен есть, пить, одеваться, строить жилище и т.д.». Это может быть и так, если говорить об элементарных человеческих потребностях. Но лишь на самом примитивном уровне существования, в экстремальных условиях выживания человек низводится до первичных инстинктов. Всякое собственно человеческое общество начинается с того, что человек приучается правильно есть, пить, одеваться, добывать средства к существованию и общаться с людьми. Все эти функции не могут осуществляться без овладения культурой, накопленной обществом, и без ее сохранения. Иначе каж-дому новому поколению придется заново овладевать навыками общения, добывания пищи, устройства жилища, устроением общества и т.д. По существу нормативная регуляция общества — необходимая предпосылка материального производства. Вместе с тем, как писал Э. Ильенков, «с правилами общения, с требованиями и ограничениями общественной жизни индивид с детства вынужден считаться гораздо более осмотрительно, чем с непосредственно воспринимаемым внешним обликом единичных вещей и ситуаций или с органическими желаниями, влечениями и потребностями своего тела»*.

Ни голод, ни жажда, ни построение жилища не удовлетворяются на уровне инстинктов и побуждений («драйвы»). Для их удовлетворения люди должны совершать действия намного более слож-

* Ильенков Э. Идеальное // Философская энциклопедия. — М., 1962. — Т. 2. - С. 220.

ные, чем это делают животные. Для утоления голода следует выбрать рецепт блюда, раздобыть деньги, пойти в магазин или на рынок, купить нужные продукты, приготовить пищу определенным образом, пригласить своих близких и, наконец, сесть за стол, не забывая при этом о соблюдении хороших манер. Без всего этого человек окажется отверженным. Таковы устойчивые нормы во всяком приличном обществе. Можно напомнить, что в индийской культуре критерии чистоты и нечистоты неизменно служили фактором социальной регуляции. Конечно, в экстремальных обстоятельствах (катастрофы, военные действия, террор) или в условиях социальной депривации (в местах заключения, в криминальной среде) нередко вступают в действие элементарные законы физического выживания, культурная оболочка исчезает, а инстинкты, сила и жестокость становятся доминантами поведения. Как известно, возникающий в таких ситуациях беспредел вынуждает оказавшихся в нем людей вырабатывать свои законы («законы войны», «воровские законы»), обеспечивающие хотя бы временную «стабилизацию» ситуации.

Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо», на котором воспитывались поколения людей в разных культурах, может служить хорошей литературной иллюстрацией значения уже освоенных культурных навыков в воображаемой экстремальной ситуации (к этим навыкам Робинзон стремится приобщить и дикаря Пятницу). Но этот роман относится еще к эпохе Просвещения. Напротив, выпущенный в 1970 г. и получивший широкую известность роман Голдин-га «Повелитель мух» изображает процесс одичания, которому подвергается группа школьников, оказавшаяся без взрослых на необитаемом острове и начинающая вести себя по законам первобытного племени, для которого главное — умение добывать пищу и безусловное подчинение воле вождя. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 44

доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 45 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

Овладевая культурой, знакомясь с достижениями прошлых и текущих поколений, человек формирует собственное субъектное начало. Но в силу того, что человек знакомится с культурой как с уже созданной, он должен подчиняться ее контролю, сдерживая свои неоправданные эмоции и бессмысленные поступки. Поэтому культура предстает как сфера, не зависящая от воли и сознания отдельных людей, и как установление некоего сверхначала (Бога, Высшего разума, Дхармы и т.д.). Это дало основание 3. Фрейду назвать культуру репрессивным началом. Он описал конфликты между культурой и инстинктивными устремлениями человеческой натуры. Действительно, культура подавляет некоторые наши побуждения, особенно сексуальные и агрессивные, слишком жестко их контролирует и направляет, допуская

лишь ограниченные рамки для удовлетворения этих побуждений, или же, напротив, стимулирует в каком-то направлении. Она диктует подходящее время, место и средства для удовлетворения че-ловеческих потребностей. Однако никакая культура не стремится целиком «отменить» секс или агрессивность. Напротив, определенные правила предписывают людям, кого можно выбирать в качестве партнера для секса или же для спортивной борьбы и какое поведение допустимо в такого рода ситуациях. Как известно, нарушение принятых норм и правил в этих сферах карается подчас весьма жестко.

Эта принудительность культуры отмечалась многими мыслителями. Еще Э. Дюркгейм широко использовал термин «принуждение» для обозначения характера целесообразной деятельности и нормативной детерминации этой деятельности. Внедрение культуры, ее поддержание, приучение, включая многообразные формы воспитания и образования, — все эти формы культурной де-терминации заключают в себе и элементы принуждения. Изображение унижений, жестокости, подавления воли в школьных стенах — один из наиболее распространенных сюжетов мировой ли-тературы (например, в романах Диккенса, Помяловского, Чехова, Горького и других писателей). Хорошо известно о том большом впечатлении, которое оказало на общественное сознание просвещенного Запада открытие 3. Фрейдом механизмов подавления и вытеснения сокровенных мотивов и иррациональных стремлений человека. Хотя его концепция далеко не во всем считается оправданной, это положение о расхождении внутреннего мира человека и мира культуры принята как объяснение тех постоянных поисков, которые ведет общество для создания более гармоничных и приемлемых для человека принципов социокультурной регуляции.

Само собой разумеется, что культура отнюдь не сводится при этом к оперному театру, изящной словесности и хорошему воспитанию. Владение мастерством, умение копить деньги или пускать их в дело, торговать или покупать тоже требует определенных культурных предпосылок, практических ориентаций, желания заниматься делом, что принято не в каждой субкультуре.

Нельзя упускать из виду, что культура не ограничивается осознанной частью и поэтому не может рассматриваться только в составе сознания, соотносимого с материей. Существует и обширная сфера подсознательного или даже бессознательного, тесно переплетенная с условиями быта индивида и общества и формирующая то экзистенциальное поле, в котором сознание составляет лишь некоторую часть. Бессознательная активность —

важная составная часть истории, что ограничивает претензии разума, но оставляет значительное пространство за культурой.

Итак, сфера культуры предстает как важный компонент деятельности вообще, равно как и совокупного производства. Несомненно, что большая часть того, что связано с художественной культурой, не может быть отнесено к целесообразному производству. И творчество мастеров слова или образа, и исполнительское искусство, и различного рода праздники, зрелища, культурное времяпровождение восполняют человеческое бытие и становятся формой проявления разнообразной деятельности, отнюдь не обязательно связанной с совокупным общественным производством. Об этом свидетельствует и та нагрузка, которую несет вдохновение, талант и гениальность в создании произведений культуры, избыточность в духовных порывах, огромно значение интуиции, озарения, игрового начала в искусстве или даже науке. Все это свидетельства раскованности и той внутренней свободы, которая является столь важной предпосылкой высокой культуры. Но и на каждом уровне человек находит в культуре нечто большее, чем то, что необходимо включить в производственную деятельность в самом широком смысле.

Тем не менее все перечисленное выше какой-то своей стороной включается в общественно необходимое производство. И дело отнюдь не только в том, что написание книги, картины, музы-кального произведения, создание спектакля, научного направления и т.д. — все это требует определенных социальных и предметных предпосылок, условий, материального обеспечения. Куль-тура — важный механизм производства общества и человека в самых разных вариантах и на различных уровнях. Семья, племя, этническая общность, нация и цивилизация — все эти уровни человеческого бытия формируются совсем не только через совокупное материальное производство,

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 45 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 46 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

но и через поддержание духовных связей и через создание на каждом уровне и в каждом элементе структуры несущих культурных элементов — значений, норм, образцов и ценностей.

С точки зрения собственно материального производства культура в ее художественных измерениях предстает как преимущественно затратный тип деятельности, как неизбежное свободное время, уходящее на развлечения. Тем не менее не существует общества, в котором этот тип деятельности был бы отменен или даже целиком подчинен интересам производства. Материальное производство не может обойтись без наличия разработанной системы норм, ценностей, знаний и значений, без участников производства, в том числе управляющих и подчиненных, без соот-

ветствующего большого общества, в рамках которого оно и функционирует и на обслуживание разнообразных потребностей которого оно и направлено. А значительная часть этих потребностей имеет очевидный духовный характер. Историческими свидетельствами этого могут служить многочисленные памятники культуры и культа, начиная от египетских пирамид, грандиозных храмов и храмовых ансамблей, архитектура городов и другие зримые воплощения накопленного культурного наследия.

По некоторым подсчетам, до половины прибавочного продукта в развитых доиндустриальных обществах уходило на поддержание религиозного культа и народной культуры, другая половина могла уходить на поддержание межличностных отношений и превращаться в дары, сокровища, предметы престижного потребления и т.д. Однако и в последующие времена в индустриальном обществе затраты на духовную культуру, отвлекающую человека от материального производства, весьма значительны, и рыночные дилеры повышают ставки на престижные и уникальные произведения культуры.

В своей совокупности общество может рассматриваться как всеохватывающая суперсистема, состоящая из взаимосвязанных, но все же самостоятельных систем (или сфер) деятельности: эко-номико-хозяйственной, социальной, духовной и политической. Каждая из них, равно как и общество в целом, имеет свои характеристики и механизмы, структуры, функции, институты и т.д. Хозяйственная система обеспечивает материальную жизнедеятельность общества, социальная — структуру отношений между различными группами и слоями, не обязательно связанными с соб-ственно материальным производством. Политическая система — механизм реализации власти, воли и интересов составных элементов общества и его совокупности. Духовная система воспроизводит нормативно-ценностные, информационные и коммуникативные компоненты социальной регуляции. Социально-политическая регуляция осуществляется политикой во всем многообразии ее компо-нентов: государство с его органами (законодательная, исполнительная и судебная власть, органы контроля, управления и подавления) и то, что обычно называется общественными организациями: партии, церковь и творческие союзы. Впрочем, последние относятся уже в большей степени к институтам культуры.

Системное рассмотрение места культуры в социальной регуляции содержит та общая теория действия, основным создателем которой был Т. Парсонс. В рамках этой теории в структуре дея-тельности следует выделить деятеля и ситуацию. Отношения между ними включают в себя: а) адаптационную ориентацию, тре-

бующую вычленения из окружающей среды отдельных объектов, их обозначения по свойствам, месту и т.п.; б) целеполагание как стремление к достижению значимых потребностей; в) оценочную ориентацию, предполагающую установление положительного или отрицательного значения объектов с точки зрения человеческих потребностей; г) взаимодействие и согласованность социальных субъектов, снятие напряженности между различными группами, поддержание дифференциации и стабильности общества. Образующиеся в обществе различные подсистемы (экономика, государство, семья, образование) обеспечивают необходимые функции в разных сферах. Так, функцию адаптации обеспечивает прежде всего экономика, но и культура содействует этому через формирование познавательных ориентаций. Целеполагание относится как к сфере политики, так и опять-таки культуры, а их взаимная связь и переводит ценность в ценностную ориентацию, без которой невозможно разумное действие. Интегративная функция осуществляется через общие верования, моральные нормы и правовые принципы. Однако хорошо известно, что важным, хотя и противоречивым средством обеспечения единства и интеграции общества является государство как властная структура. Таким образом, культура присутствует во всех сферах социальной деятельности и системах регуляции, но при этом она может рассматриваться как особая сфера, функционирующая как система духовного производства, дополняющая материальное производство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.