Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Невербальное общение








 


языке невербального общения. Во-вторых, знание зтого
языка показывает, насколько мы умеем владеть собой.
Если говорящему трудно справиться с гневом, он повы­
шает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более
вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что лю­
ди думают о нас в действительности. Собеседник, кото­
рый указывает пальцем, смотрит пристально и постоян­
но перебивает, испытывает совершенно другие чувства,
чем человек, который улыбается, ведет себя непринуж­
денно и (главное!) нас слушает. Наконец, невербальное
общение ценно особенно тем, что оно, как правило,
спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, не­
смотря на то что люди взвешивают свои слова и иногда
контролируют мимику, часто возможна «утечка» скры­
ваемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окрас­
ку голоса. Любой из этих невербальных элементов об­
щения может помочь нам убедиться в правильности того,
что сказано словами, или, как это иногда бывает, поста­
вить под сомнение. !

Хорошо известно, что невербальный язык понимается всеми людьми одинаково. Например, скрещенные на гру­ди руки соответствуют защитной реакции. Но это не всегда так. Конкретные невербальные выражения, как, например, те же скрещенные руки, понимаются по-раз­ному в конкретной ситуации, в которой эта поза возни­кает. Однажды я был на сеансе гипноза. Из желающих участвовать в опыте, как я заметил, гипнотизер выбрал тех, кто сидел в кресле свободно, а также тех, кто сидел, ссутулившись или развалившись. Он не пригласил ни од­ного, кто сидел бы, скрестив руки или ноги. По невер­бальным выражениям он определил установку зрителей к гипнозу. Скорее, вероятно, он придерживался первого правила невербального общения, а именно: понимание языка невербального общения возникает в контексте си­туации.

Писатель Юлиус Фаст рассказывает о пятнадцати­летней пуэрто-риканской девочке, которую застали в группе курящих девочек. Большинство курильщиц отли­чались недисциплинированностью, но за Ливией не на­блюдалось нарушений школьного порядка. Тем не менее директор школы, поговорив с Ливией, решил наказать ее. Директор ссылался на ее подозрительное поведение, выразившееся в том, что она не смотрела ему в глаза: он принял это за выражение виновности. Этот инцидент


вызвал протест матери. К счастью, школьный учитель испанского языка объяснил директору, что в Пуэрто-Ри­ко вежливая девочка никогда не смотрит взрослым пря­мо в глаза, что является знаком уважения и послушания. Этот случай показывает, что «слова» невербального язы­ка у разных народов имеют разное значение. Обычно в общении мы добиваемся точного понимания невербаль­ного языка, когда связываем его с конкретной ситуаци­ей, а также с социальным положением и культурным уровнем конкретного собеседника.

В то же самое время одни люди понимают невербаль­ный язык лучше других. Результаты ряда исследований показывают, что женщины более точны как в передаче своих чувств, так и в восприятии чувств других, выра­жаемых невербальным языком. Способности мужчин, работающих с людьми, например психологов, препода­вателей, актеров, оцениваются так же высоко. Понима­ние невербального языка в основном приобретается при обучении. Однако следует помнить, что люди сильно отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении растет с возрастом и опытом.

ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА [МИМИКА]

Выражение лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как пра­вило, отрицательные эмоции — печаль, гнев и отвраще­ние. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следую­щим образом:

удивление — поднятые брови, широко открытые гла­за, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогну­ты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;



Невербальное общение



 


печаль — брови сведены, глаза потухшие. Часто внеш­ние уголки губ слегка опущены;

счастье — глаза спокойные, внешние уголки губ при­подняты и обычно отведены назад.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате " чего левая и пра­вая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-раз­ному. Недавние исследования объясняют это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контро­лирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятель­ностью. Связи управления перекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, под-дающееся большему контролю. Поскольку работа право- го полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Поло- жительные эмоции отражаются более или менее равно­мерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения. Осо бенно экспрессивны губы человека. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые губы — сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобре­нии. В то же самое время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных раз­личий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жите­ли северных районов. Поскольку улыбка может отражать разные мотивы, следует быть осторожным в истолкова­нии улыбки собеседника. Однако чрезмерная улыбчи-вость, например, часто выражает потребность в одобре­нии или почтении перед начальством. Улыбка, сопровож­даемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиняться, в то время как улыбка с опу­щенными бровями выражает превосходство.

Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому гово­рящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица. Например, когда кто-либо слу­чайно сталкивается с Вами или допускает ошибку, он обычно испытывает такое же неприятное чувство, как и Вы, и инстинктивно улыбается, как бы выражая тем са-


мым вежливое извинение. В этом случае улыбка может быть в определенном смысле «заготовленной» и поэтому натянутой, выдавая смесь беспокойства и извинения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.