Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность лидерства и его основные типы






Проблема лидерства вызвала интерес с древних времен Но систематизированное, целенаправленное изучение лидерства началось с ФТейлора (начало 19 века) Ранние исследования ставили своей целью выявить я качества или личные характеристики эффективных руководителей Согласно теории \" больших людей\", лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств Исследованиями было доказано, что не существует такого набора личных качеств, которые есть у всех эффективных руководителей, потому что эффективность руководства имеет ситуационный харакційний характер.

Лидерство - это способность лица за счет личных качеств оказывать влияние на поведение отдельных лиц и групп работников с целью сосредоточения их усилий на достижении целей организации [15, с464]

Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и вдохновением В результате воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без прямого проявления власти

Основа лидерства - специфический тип отношений управления, или лидерский тип Исторически этот тип возник гораздо раньше отношений \" начальник-подчиненный\", который сформировался в период первой промышленной революции Большинство людей признает, что лидерство отождествляется со связанными с психикой человека отношений между лидером и его последователямслідовниками.

Научными исследованиями определены три основных теоретических подхода к пониманию лидерства [7, с426-427]

1 Харизматичный подход утверждает, что лидером может стать человек, имеющий определенный набор личных качеств и способен организовать других к высокопроизводительному труду

Отношение к харизматического лидера основано на вере в него, почитании, а деятельность человека - исполнителя формируется под влиянием харизмы лидера Такими способностями обладают немногие харизматической ный лидер представляет воплощение ценностей группы, которые он ставит выше собственных интересов и способен трансформировать собственные ценности в обще групповые интересси.

Учеными проводились отдельные попытки определить умственные, физические и индивидуальные черты разных лидеров, но им не удалось сформировать определенного набора качеств Вместе с тем было установлено, что некоторые как кости являются обязательными для лидера: высокие умственные способности, широкие общественные интересы и зрелостьь.

2 Ситуационные подход определяет, что лидерами становятся люди не только в силу своей личности, сколько благодаря различным ситуационным факторам и соответствия взаимосвязи между лидером и ситуацией Эта теория показывает, что в эффективной ном руководстве решающую роль могут играть ситуационные факторы, которые включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, потребности, наличие информацииї.

Исследованиями ФФидлера установлены три критические ситуации, которые влияют на наиболее эффективное лидерство: уровень должностных полномочий, структура задач, взаимоотношения между лидером и членами группы В си итуациях очень благоприятных, или наоборот, крайне неблагоприятных, лидер, ориентированный на задачу, достигает гораздо больших результатов, чем лидер ориентирован на людей При более умеренно благоприятных ситуациях более успешным является лидер, который ориентируется на людидей.

3 Синтетический подход рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера - как субъекта управления этим процессом Лидерство по этой теории рассматривается как совместная групповая деятельность

Групповой развитие определяется по различным признакам:

по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, одновременно лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);

по характеру деятельности (универсальный, ситуационный);

по стилю лидерства (авторитарный, демократический, либеральный)

Наиболее распространенной является классификация лидерства по стилю

Стиль управления - это совокупность характерных методов, приемов и способов осуществления управленческой деятельности, форм взаимоотношений и личного поведения руководителя к подчиненным, для достижения целей организации

Стиль руководства осуществляет существенное влияние на эффективность деятельности коллектива и организации в целом Конкретный стиль управления определяют факторы объективного и субъективного характера: задачи, фун фу, размеры и структура коллектива, индивидуальные качества, опыт руководителя и др. Стиль тесно связан с методами управления и опосредуется с индивидуальными особенностями менеджерра.

Общий стиль руководства формируется государственной политикой и уровнем социально-экономического развития страны Индивидуальный стиль руководителя формируется на основе общего стиля с учетом его знания нь, опыта, умений Научный стиль руководства отмечает творческий характер, единство теории и практики, слова и дела, который должен идейные, профессионально-организаторские и этико-психологические чертыси.

К идейных черт стиля руководства относят: убежденность в правильности избрания стратегии, непримиримость к недостаткам, гласность, демократичность, видение перспективы, умение критиковать и виховува ать подчиненных, борьба с бюрократизмом, принципиальность, требовательность к себе и аппарата управления, единство слова и дела, объективность, предоставление работающим свободы действий, которые позволяют им реализовать их профессиональные и интеллектуальные воз.

Профессионально-организаторские черты стиля управления включают деловые качества руководителей и специалистов, основными из которых являются следующие: умение организовывать работу аппарата управления; научный подход к спр Рави; деловитость и предприимчивость, способность вести организационно-распорядительную работу; дисциплинированность, умение контролировать; четко определять цель деятельности аппарата управления; правильно осуществлять расстановку кадров; эффективно использовать различные формы мотивации труда; внедрять достижения научно-технического прогресса в организации Необходима профессиональная качество руководителя - культура и структура ра языка, умение выделить главное в обсуждаемой проблеме и ин.

Существуют авторитарный, демократический и либеральный стили управления

Авторитарный стиль управления состоит в том, что руководитель обладает достаточной властью, навязывает свою волю подчиненным, единолично решает все вопросы и не учитывает мнений специалистов, используя ад инистративни методы воздействия Этому стилю присуща высокая концентрация власти в руках руководителя, постоянное вмешательство в действия руководителей низшего степени, навязывание большого количества правил, жестоко регламентає.

Сотрудники относятся к навязанным руководителем решений в основном безразлично или негативно, с радостью воспринимают его ошибки, находя в них свою правоту В результате в организации создается пога аний морально-психологический климат, почва для конфликтов Авторитарный стиль лучше применять при руководстве простыми видами деятельности, которые ориентируются на количественные результатти.

Демократический стиль управления характеризуется высокой степенью делегирования полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием привлекательных условий для выполнения служебных обязанностей подчиненными, а при достиже УНИ успеха вознаграждает лучших При таких условиях лидер пользуется не только служебными, но и высоким личным авторитетом у подчиненных, в организации царит дух сотрудничества В организации отсутствует же орсткий контроль за подчиненными, руководитель больше заботится об организации производства, руководитель тратит много усилий на создание атмосферы доверия и открытости, старается научить подчиненных решу ваты самостоятельно проблемы Этот стиль управления лучше применять при руководстве сложными видами деятельности, где на первом месте выступает качествость.

Либеральный стиль управления заключается в том, что подчиненным предоставляется большая самостоятельность в работе и принятии решений, а руководитель дает лишь общие установки и иногда контролирует деятельность исполнителей Этот стиль присущ в основном м научным учреждениям и имеет ограниченное распространение Руководитель полностью полагается на подчиненных, придерживается позиции простого невмешательстваня.

Американский исследователь Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека и предложил 4 базовых системы стиля лидерства [15, с494]

1 Эксплуатационно-авторитарный при котором руководителем навязывается подчиненным решения, мотивация осуществляется посредством угроз, характеризуется низким уровнем развития коммуникационных процессов, а вся ответственность возлагается н на высшем уровне управления.

2 Доброжелательно-авторитарный характеризуется тем, что руководство принимает форму снисходительной опеки персонала, мотивация осуществляется посредством вознаграждений, недостаточная комуникацийнисть и ограниченность группового действия, а ответственность ть за результаты работы возложена на управленческий лицо.

3 Консультативно-демократический характеризуется тем, что руководитель проявляет неполную доверие к подчиненным, допускает обмен мнениями, персонал чувствует свою ответственность, важные решения принимаются на высшем уровне управления, существуют ь вертикальные и горизонтальные коммуникативные связи, а объем бригадной работы характеризуется средним равно.

4 Групповая участие характеризуется тем, что руководители полностью доверяют подчиненным, мотивация осуществляется за счет экономической вознаграждения, а персонал на всех уровнях чувствует реальную ответственность за цели организац эти.

Перечисленные стили лидерства не охватывают всю их разнообразие, которые встречаются в практической работе Деятельность руководителя настолько разнообразна, что всякая попытка единой классификации стилей лидерства не удаетсяя.

Американские ученые РБлейк и ДМутон обосновали концепцию эффективного лидерства по двум критериям: забота о людях и забота о производстве Концепция включает пять основных стилей руководства и с предложена в виде управленческой \" сетки\", которая отражает две основные сферы заботы менеджеров (рис 161) [15, с4986.1) [15, с.498].

Стиль управления определяется двумя вышеуказанными критериями:

Позиция 11 - захудалый менеджмент, определяется минимальной вниманием к результатам производства и человека;

Позиция 19 - развлекательный менеджмент или дом отдыха, характеризуется низкой вниманием к результатам производства, а главным является - хорошие отношения с подчиненными;

Позиция 55 - организационное управление, характеризуется равновесием между потребностями производства и потребностями людей, но при этом никто не использует полностью свой потенциал;

Позиция 91 - менеджмент задач или власть - подчиненность, характеризуется высоким уровнем заботы о производстве и низким уровнем заботы о людях, достигается высокий производственный результат, несвязные ажаючы на?? человеческие отношения;

Позиция 99 - групповое управление, менеджмент с высокой эффективностью за счет взаимодействия производственных задач и потребностей людей, понимание ими проблем при полном доверии к работающим

Рис 161 Управленческая решетка Блейка-Мутона

Таким образом, в зависимости от степени отношений к людям и производства, руководитель может оказаться в любой точке сетки

Альтернативной в менеджменте сетке Блейка-Мутона является трех-осная таблица Реддин, которая расширяет двухмерную сетку за счет третьего фактора-эффективности Основным элементом в трьохвисний таблицы менеджмент ту есть типологии восьми стилей менеджмента, возникающих восьми возможных комбинаций трех факторов: заботы о людях, заботы о производстве, фактор эффективностиі.

Российский ученый ЛД Кудряшов, на основе особенностей труда руководителей, выделил восемь стилей лидерства

Ретламентатор - стремится к полной регламентации работы подчиненных во всей деятельности

Колетиал - считает, что эффективное управление обеспечивается использованием в основном коллективных форм работы

Спринтер - очень быстро реагирует на ситуационные изменения, желая достичь карьерного роста

Обьективист - постоянно ссылается на объективные факторы, которые мешают лучше работать

Волокитник - подвержен бюрократических приемов в работе и принятии решений

Максималист - не признает мелких проблем, а работает в основном с крупными

Хлопотун - деятельность характеризуется большим разнообразием проблем, старается участвовать во всех делах, не отличает главного от второстепенного

Организатор - основное внимание уделяет организационным вопросам, выпуская из вне зрения важность других вопросов

Изучение различных стилей лидерства не дает возможности определить лучший из них Дело в том, что стиль должен соответствовать требованиям ситуации, сложившейся в коллективе

43. Классификации стилей руководства: традиционные и современные подходы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.