Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Одной из наиболее ярких особенностей современного языкознания считается возникновение и интенсивное развитие новых лингвистических направлений в рамках






Одной из наиболее ярких особенностей современного языкознания считается возникновение и интенсивное развитие новых лингвистических направлений в рамках антропоцентрической парадигмы, специфической чер­той которой является анализ языковых явлений в тесной взаимосвязи с чело­веком, его мышлением, сознанием, духовно практической деятельностью, что определило многостороннее и активное исследование процессов катего­ризации и концептуализации в разных отраслях современной лингвистики. Основной формой категоризации и главным средством концептуализации многие учёные признают концепт, представляющий в качестве предмета описание в отечественных и зарубежных трудах (А.П. Бабушкин, А. Веж­биц­кая, С.Г. Воркачёв, М. Джонсон, В.И. Карасик, Г. Кларк, В.В. Колесов, Е.С. Кубрякова, Дж. Лакофф, М. Минский, Р.И. Павлёнис, А. Пайвио, В.А. Пи­щальникова, З.Д. Попова, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин, А.А. Уфим­цева, В. Чейз, А.П. Чудинов, Ч. Филмор и др.).

Несмотря на активное изучение природы концепта, исследователям не удаётся однозначно принять решение по решению проблем, связанное с этим многоаспектным явлением. Спорными являются вопросы о статусе концепта, его структуре, типах, особенностях вербализации, соотношении концепта и понятия, соотношении концепта и значении, а также вопросы, которые каса­ются методов исследования концепта. Отсутствие единой точки зрения на проблему концепта связано как с относительной новизной концептуальных исследований, так и со сложностью, многогранностью и полифункциональ­ностью этой ментальной сущности.

Настоящее исследование посвящено изучению объективации концепта «глупость» в произведениях удмуртских писателей и его комплексному ана­лизу, описанию системы релевантных признаков концепта «глупость» в лите­ратурных произведениях удмуртских писателей.

Актуальность настоящей диссертационной работы обусловлена рядом факторов:

1) подавляющее большинство исследований, посвященных концептам, проводятся на материале русских, английских произведений, удмуртские произведения в этом плане совсем не рассмотрены;

2) слабой изученностью варьирования концептов ограниченной менталь­ной способности человека в разных источниках, разных типах дис­курса, в частности, отсутствием анализа концептов на материале удмуртских литературных текстов.

Объектом исследования является лингвокультурный концепт «глу­пость» в произведениях удмуртских писателей.

Предметом исследования становятся лексические средства вербали­зации концепта «глупость» в произведениях удмуртских писателей.

Цель данной работы заключается в многоплановом исследовании и описании семантико-прагматических характеристик концепта «глупость» в произведениях удмуртских писателей.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие за­дачи:

1) выявить основное содержание понятия концепт как базового тер­мина когнитивной лингвистики, психолингвистики, лингвокультурологии, описать его структуру, типологию и методику исследования;

2) методом сплошной выборки собрать текстовый материал из произ­ведений удмуртской художественной литературы, репрезентирующий кон­цепт «глу­пость»;

3) установить основные признаки концепта «глупость» в произведе­ниях удмуртских писателей, выделить лексические единицы, реализующие в своей семантической структуре значение глупости; структурировать эле­менты со­ответствующих полей;

4) исследовать особенности репрезентации рассматриваемого концепта на базе произведений удмуртских писателей.

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных учёных в области лингвистики, психолингвистики, концепто­логии, линговокультурологии [Вежбицкая 2001; Воркачёв 2007; Карасик 2009; Караулов 2006; Кубрякова 2004; Степанов 2001; Стернин 2001; Телия 1999; Уфимцев 2002 и др.].

Для изучения концепта «глупость» в данной работе применяется ком­плекс приёмов и методов исследования: метод сплошной выборки, дефини­ционный и компонентный анализ, элементы словообразовательного анализа и контекстуальный анализ.

Материалом исследования выступают данные сплошной выборки из художественных произведений удмуртских писателей (Г. Красильникова, Г. Перевощикова, М. Петрова, С. Матвеева). Общее количество рассмотренных текстовых репрезентаций исследуемого концепта «глупость» – 270 примеров из удмуртских произведений.

Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что концепт глупость является сложным ментальным образованием, обладающим определенной структурой, характеризуется национальной спецификой, отражается в языко­вых единицах разного типа и связан с важнейшими ориентирами поведения. Со значением глупость в удмуртском языке могут быть использованы раз­личные лексемы, порой даже не связанные с данным понятием. Значение глупость в них вкладывается лишь контекстуально.

Научная новизна работы заключается в определении ядерных и пери­ферийных характеристик концепта «глупость» в произведениях удмуртских писателей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, за­ключения и приложения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.