Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, влияющие на платежеспособность






 

Любые текущие операции, совершаемые предприятием в ходе своей экономической деятельности, немедленно отражаются на составе и структуре оборотных средств и краткосрочных обязательств. Это оказывает прямое непосредственное влияние на состояние ликвидности и платежеспособности предприятия. Поскольку в экономике практически не бывает безрисковых операций, ликвидность и платежеспособность имеют рисковую составляющую. Она заключается в вероятной возможности возникновения потерь, наступающих вследствие влияния внутренних или внешних факторов, либо в процессе принятия управленческого решения [17, с.30].

Как уже отмечалось выше — платежеспособность — важнейший показатель, характеризующий финансовое положение предприятия, его устойчивость. Платежеспособность — меняющаяся во времени характеристика, зависящая от совокупности экономических условий: объемов, структуры и эффективности применяемых ресурсов, технического и технологического оснащения, цен и затрат, качества и конкурентоспособности производимой продукции.

Платежеспособность любого предприятия подвергается множеству негативных влияний, которые в какой-то момент могут достичь некой «критической массы». И тогда эти влияния трансформируются в неплатежеспособность, что, в свою очередь, неизбежно приведет фирму к банкротству. Анализ платежеспособности, как впрочем, и анализ любого объекта, представляет собой анализ целого комплекса взаимосвязанных факторов [12, с.77].

Тем или иным образом влиять на ликвидность предприятия могут как внешние факторы, так и внутренние. Внешние факторы оказывают влияние на организацию извне, они не поддаются влиянию организации. Но со стороны предприятия возможны меры смягчения воздействия внешних факторов, например, фирма может осуществлять маркетинговые исследования для более точного прогнозирования конъюнктуры рынка. Основные внешние факторы — это факторы, связанные с неуклонным развитием российской и мировой экономики в целом. Сюда можно отнести общую политическую, экономическую, социальную обстановку в государстве; правовое обеспечение владения и распоряжения активами; рыночную конъюнктуру. Глобализация рынков, достижения науки и практики, политическая обстановка, конкуренция, уровень инноваций — с одной стороны дают хозяйствующим субъектам массу возможностей, а с другой требуют более пристального внимания на всех уровнях управления финансами [20, с.30].

Внутренние факторы связаны со спецификой деятельности конкретной организации и находятся в рамках ее влияния. При рассмотрении внутренних (эндогенных) факторов понижающих платежеспособность, выделяют производственные, инвестиционные и финансовые причины.

К производственным факторам, могущим отрицательно повлиять на платежеспособность предприятия, можно отнести неэффективный маркетинг, проявляющийся в увеличении запасов готовой продукции на складах, нарастании величины и удельного веса дебиторской задолженности. Это может быть неэффективная структура текущих затрат: наличие сверхнормативных запасов оборотных средств и т.п. [10, с. 226].

Понятно, что каких-либо универсальных и однозначно трактуемых беспроигрышных алгоритмов управления оборотными средствами не существует, тем не менее, известны некоторые подходы в этом направлении:

˗ в отношении производственных запасов — рекомендуется использование системы моделей, оптимизирующих совокупные затраты по заказу, доставке и хранению запасов, в основе которой заложены параметры, устанавливаемые в плановом порядке или с помощью экспертных оценок: максимальная, минимальная и средняя продолжительность выполнения заказа; затраты по размещению и выполнения заказа на поставку сырья; затраты по хранению единицы сырья;

˗ в отношении дебиторской задолженности — рекомендуется применение системы скидок за долгосрочную оплату поставленной продукции, что приводит к ускорению оборачиваемости средств в расчетах;

˗ в отношении денежных средств — рекомендуется применение системы моделей, предназначенных для анализа, прогнозирования и оптимизации остатка денежных средств.

Инвестиционный фактор проявляется в направленности инвестиций. Отсутствие или выбор неправильного направления инвестирования, зачастую приводит к тому, что основные средства предприятий физически и морально устаревают. Как следствие — рынок теряет интерес к продукции, изготовленной на устаревшей технической основе [14, с.102]. Напротив, инвестирование в совершенствование материальной базы, в модернизацию техники и технологии создают оптимальные условия для повышения конкурентоспособности производимой продукции.

Производственные и инвестиционные условия в сумме оказывают влияние на реализацию финансовых факторов управления платежеспособностью. Здесь можно говорить о выработке структуры активов, формировании объема заемных и привлеченных средств, что, в конечном итоге, предопределяет эффективность применяемой финансовой стратегии.

На состояние платежеспособности предприятия могут и должны влиять принимаемые управленческие решения [15, с.28].

В процессе принятия решений руководству предприятия необходимо помнить следующее: ликвидность и платежеспособность являются важнейшими характеристиками ритмичности и устойчивости текущей деятельности предприятия; любые текущие операции незамедлительно сказываются на уровне платежеспособности и ликвидности; решения, принятые в соответствии с выбранной политикой управления оборотными активами и источниками их покрытия, непосредственно воздействуют на платежеспособность.

Политика управления оборотными активами предприятия должна преследовать основную цель — обеспечение баланса между поступлениями денежных средств и затратами, направленными на поддержание оборотных активов в сумме, составе и структуре, гарантирующей нормальное функционирование предприятия [19, с.107].

Управление платежеспособностью проводится как минимум по двум направлениям: повышение платежеспособности и профилактика (снижение) неплатежей. Повышения можно добиться увеличением оборотных активов, повышением их доли ликвидности, ускорением оборачиваемости активов.

Оборачиваемость активов есть отношение выручки предприятия от реализации к средней величине оборотных активов.

 

(2)

 

где КОА - коэффициент оборачиваемости активов;

В - объем реализованной продукции в рублях;

АСР - средняя величина оборотных активов за период.

Отсюда вытекает уравнение продолжительности одного периода, при условии, что продолжительность периода один год:

 

(3)

 

где ТОА– продолжительность одного оборота в днях;

П – длительность анализируемого периода в днях;

От скорости оборачиваемости оборотных активов зависит размер минимально необходимых для хозяйственной деятельности оборотных средств [18, с.11].


 

2. Организационно-экономическая характеристика и финансово-экономический анализ деятельности ПАО «Краснодонуголь»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.