Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И 37. Физическое воспитание детей среднего, старшего школьного возраста






Физическое воспитание детей среднего школьного возраста

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (5-9 классы).

Особенности возрастного развития.

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков, происходит половое созревание. В этот период у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы.

В подростковом возрасте высокими темпами происходит развитие силовых и скоростно-силовых способностей; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость; низкими темпами развивается гибкость.

Задачи физического воспитания.

· Образовательные: совершенствование приобретенных ранее и овладение новыми двигательными умениями и навыками; обеспечить понимание значения физических упражнений для организма; ознакомление с основами самоконтроля и оказания первой помощи при травмах. Выработка организаторских и судейских навыков. Дальнейшее развитие физических качеств: координационных способностей, быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости.

· Оздоровительные: укрепление здоровья, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, содействие гармоническому физическому развитию.

· Воспитательные: воспитание позитивных черт личности (дисциплинированности, инициативности, ответственности). Содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Особенности методики.

Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры).

Обучение двигательным действиям следует строить, опираясь на положительный перенос навыков. Материал школьной программы предусматривает преемственность при переходе из класса в класс.

С целью совершенствования двигательных действий чаще использовать расчлененный метод.

Для подростков характерно стремление к соревнованию, при этом они нередко склонны переоценивать свои возможности.

В подростковом возрасте необходимо учитывать увеличивающиеся развития детей, использую дифференцированный подход. В обучении необходимо оптимально сочетать учебный материал школьной программы с дополнительным материалом. Объяснения должны быть краткими, образными, с указанием воздействий на организм.

Физическое воспитание детей старшего школьного возраста.

Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей 15-16 до 17-18 лет.

Особенности возрастного различия.

Старший школьный возраст отличается спокойным периодом развития и роста. Одновременно завершается половое созревание. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Мышцы эластичны и имеют хорошую нервную регуляцию, по химическому составу приближаются к мышцам взрослого. Завершается развитие центральной нервной системы, формируется мировоззрение.

Задачи физического воспитания.

· Образовательные: совершенствование ранее приобретенных двигательных умений и навыков; освоить правила самоконтроля, привить привычку к ежедневным занятиям физической культурой.

· Оздоровительные: содействие гармоническому физическому развитию, выработка умений использовать средства физического воспитания для укрепления здоровья, создание прочного представление здорового образа жизни, о роли физической готовности для выполнения функций материнства, отцовства, о подготовке к службе в армии.

· Воспитательные: формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения коллективизма; развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания. Содействие дальнейшему развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Особенности методики.

В старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки. Физиологические нагрузки юноши переносят лучше, чем девушки. При организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует проводить занятия в нестандартных условиях, при максимальных физических и волевых нагрузках; у девушек ограничить использование упражнений, связанных с сильным сотрясением тела (отрицательное влияние на отвечающие за материнство функции).

В занятиях чаще использовать такие методические приемы как взаимопомощь и страховка. С целью комплексного развития физических качеств широко применять в процессе физического воспитания старшеклассников метод круговой тренировки.

Для решения образовательных задач в старших классах используются лекция, беседа, рассказ, команда, распоряжение, оценка и др. В тренировочных занятиях, для развития силы, используются упражнения с отягощением (гантели, набивные мячи).

Физическое воспитание учащихся учебных заведений профессионально-технического образования.

Программа физического воспитания предусматривает теоретическую, общую физическую и профессионально-прикладную подготовку, а также спортивное совершенствование учащихся. Физическое воспитание учащихся осуществляется на протяжении всего периода обучения по расписанию учебного дня и во внеурочное время.

Программа составлена таким образом, что содержание учебного материала каждого из ее разделов имеет преемственность с программой по физическому воспитанию общеобразовательной школы.

Задачи физического воспитания.

В процессе физического воспитания учащихся решаются следующие основные задачи:

· Формирование осознанной потребности в физической культуре, здоровом образе жизни;

· Совершенствование приспособляемости организма к изменяющимся температурным условиям, к вибрации, к вращениям;

· Обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, необходимым в жизни и конкретной трудовой деятельности.

Основные разделы программы физического воспитания.

Программа предусматривает проведение занятий с учащимися по

следующим четырем основным разделам:

Уроки физической культуры включают в себя:

· Теоретические сведения (значение физической культуры, личная и общественная гигиена, знания о самоконтроле);

· Практические знания двух видов:

- общая физическая подготовка (ОФП), включает следующие виды физической культуры: гимнастику, легкую атлетику, лыжную подготовку, спортивные игры, плавание.

- профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Содержание ее разрабатывает руководитель физического воспитания с учетом профессии учащихся. ППФП содержит материал, способствующий развитию физических качеств, необходимых в конкретной трудовой деятельности, а также формирование двигательных умений и навыков прикладной направленности.

Удельный вес ППФП различен в зависимости от периода обучения. Ее объем составляет на первом, втором годах обучения 30-40% времени, а на третьем 50-60%.

Для развития профессионально важных качеств в процессе физического воспитания должны использоваться тренажеры и спортивное многокомплектное оборудование.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.

· Вводная гимнастика (проводится в течение 5-7 минут перед началом работы в мастерских и на производстве. Она ускоряет готовность основных систем организма к предстоящей работе.)

· Физкультурная пауза (проводится в течении 3-5 минут в учебных мастерских и на производстве в середине учебного или рабочего дня. Она предупреждает утомление и восстанавливает работоспособность.)

Физическая культура во вне учебное время.

· Занятия в секциях общей физической подготовки (ОФП) направлены на рациональное использование свободного времени, укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие.

· Занятия в спортивных секциях. Учащиеся повышают свое спортивное мастерство, готовятся к выполнению разрядных норм и требований в избранном виде спорта и к участию в соревнованиях. Занятия в секциях проводятся 2-3раза в неделю по 1, 5 часа.

· Самостоятельные занятия физическими упражнениями дополняют уроки физической культуры. В процессе самостоятельных занятий учащиеся совершенствуют физические качества и двигательные навыки с учетом физической подготовленности учащихся.

Спортивные массовые и туристские мероприятия включают в себя:

- Дни здоровья и спорта, в которых принимает участие весь контингент учебного заведения;

- Соревнования по видам спорта: соревнование по программе спартакиады учащихся профобразования.

- Туризм: туристские походы, туристские слеты.

Итоговыми показателями эффективности физического воспитания в учебных заведениях профессионального образования являются состояние здоровья и физическая подготовленность в соответствии с требованиями программы физического воспитания учащихся и избранной профессии.

36. Задачи: 1.Образовательно- обучающии:

  • совершенствовать выполнения опорного прыжка через «козёл»;
  • закрепить навыки учащихся в выполнении гимнастических упражнений с использованием круговой тренировки;
  • научиться правильно выполненять сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.
  • 2.Воспитательные:
  • воспитание дисциплинированности, толерантности;
  • воспитание потребности умение сознательно применять различные упражнения в целях укрепления своего здоровья;
  • воспитание чувства ответственности, самостоятельности, трудолюбия, коллективизм.
  • 3.Оздоровительные:
  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • формирование правильной осанки;
  • формирование мотивации к здоровому образу жизни.

4.Развивающие: содействовать развитию координационных способностей, ловкости, силы, прыгучести.

Продолжительность урока: 45 мин.

Метод проведения: поточный, фронтальный, индивидуальный, групповой, игровой.

Методы обучения: показ, рассказ, объяснение, целостный, игровой.

Оборудование-инвентарь: скамейки, гимнастическая стенка, «козёл», интерактивная доска, мультипроектор, свисток, плакат со схемой.

Ход урока. Дозировка. Организационно-методические указания.
Подготовительная часть. Построение в одну ширенгу. Становись! ” “Равняйсь! ” “Смирно! ” Приветствие. Сообщение задач урока. Подготовка организма обучающихся к предстоящей деятельности. Повторить технику безопасности на уроке. Строевые упражнения. Ходьба с заданием: -на носках, руки вверх; -на носках, руки на поясе, спиной вперёд; -в полуприседе, руки вперёд; -чередование широких шагов с обычной ходьбой. Лёгкий бег с заданием: - бег «змейкой» Перестроение в колонну по два. - бег с ускорением. Упражнение на восстановление дыхания. Общеразвивающие упражнения в колонне по четыре. 1.И.п. о.с. 1- руки вверх, правая нога назад, 2- и.п. 3-руки вверх, левая нога назад, 4- и.п. 2. И.п. о.с. 1-два шага вправо, руки в стороны, 2-два шага влево, руки в стороны, 3. И. п. Стойка, руки перед грудью. 1-согнуть правую, 2-выпрямить правую, согнуть левую. 4.И.п. Ноги врозь, руки на пояс. 1-поворот налево, левую в сторону, 2-и. п. 3-4 то же вправо. 5.И.п.Ноги врозь, руки на пояс. 1-наклон вперёд, руки в стороны, 2-наклон вниз, руки к стопам, 3-наклон вперёд, руки в стороны, 4-и.п. 6.И.п. Средняя стойка, руки в стороны. 1-наклон к правой ноге, хлопок. 2-и.п. 3-4 то же к другой ноге. 7.И.п. Ноги врозь, руки в стороны. 1-согнуть правую, хлопок, 2-и.п. 3-4 то же к другой ноге. 8.И.п. о.с. 1-2 руки в стороны, ноги врозь, 3-4 поворот вправо, то же самое, 5-6 поворот влево, то же самое, 7-8 поворот влево, то же самое, 9-10 поворот вправо, то же самое. 9. И.п. о.с. 1-вдох через нос, руки вверх, 2-выдох через рот, присесть. Основная часть. 1.Совершенствовать выполнения опорного прыжка через «козёл». Выполнить подводящие упражнения: - разбег с 3-5 шагов, наскок на «мостик», выпрыгивание вверх; - разбег с 5-6 шагов, наскок на «козёл» на колени, встать на ноги, соскок прогнувшись; разбег с 5-6 шагов, наскок на «козёл» на колени, встать на ноги, соскок прогнувшись ноги врозь. 2.Закрепить навыки учащихся в выполнении гимнастических упражнений с использованием круговой тренировки. Работа по станциям: 1) лёжа на животе на скамейке, поочерёдно правой - левой рукой подтянуть себя; 2) сидя спиной на скамейке к направлению движения продвигаться спиной вперёд; 3) прыжки: и.п.- широкая стойка, руки свободно. 1 - поворот кругом в прыжке на заданное место; 2 - то же самое; 4) поднимание и опускание согнутых ног в висе на гимнастической стенке; 5) прыжки на двух ногах через скамейку; 6) из упора сидя на скамейке, отжимания «сзади»; 7) прыжки со сменой ног с опорой на скамейку. 3.Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. а) показать; б) объяснить; в) выполняют учащиеся: - выполнить с колен, - выполнить как надо. 4. упражнения для восстановления дыхания, для расслабления мышечных групп. Заключительная часть. Построение в одну шеренгу. Игра на внимание «Быстрее, выше, сильнее». Объяснить обучающимся. Выполняют обучающиеся. Построение в одну шеренгу. Учитель просит обучающихся, кому понравился урок - прыгают на месте и хлопают в ладоши, а кому не понравился - присели. Похвалить за работу на уроке. Домашнее задание: прыжки через скакалку. до 14 мин. 20 сек. 20 сек. 30 сек. 2-3 мин. 30 сек. 0, 5 кр. 0, 5 кр. 0, 5 кр. 1 кр. 2-3 мин. 4-5 мин. 8-10 раз. 8-10 раз. 8-10 раз. 8-10 раз. 6-8 раз. 8-10 раз. 8-10 раз. 14-16 прыжков до 4-6 р. до 25 мин. до 8-9 мин. до 8-9 мин. 3-5 раз. повтор. по 1 р. 8-10 р. 10-12 р. 5-6 р. 10-12 р. 16-18 р. до 5-6 мин. до 6 мин. 4-5 мин. х х х х х х х о Пятки вместе, носки врозь, плечи расправить. Обратить внимание наспортивную одежду, самочуствие, настроение обучающихся. Измерение ЧСС по пульсу. Интерактивная доска. Повороты на месте: направо, налево. Пальцы вместе, спина прямая. Смотреть через левое плечо. Руки прямые, плечи развёрнуты назад. Выполненять по сигналу учителя (один свисток-широкие шаги, два свистка-ходьба). По команде учителя. Темп спокойный, следить за дыханием. По сигналу (один свисток), колонна у стены выполняет ускорение до своего места, по сигналу (два свистка) ускоряется вторая колонна. Вдох через нос-руки через стороны вверх, выдох через рот, руки вниз. Упражнения под музыку. х х х х х х х х х х х х х х х х о В спине прогнуться, ногу назад на носок. Спина прямая, руки прямые. Следить за осанкой. Спина прямая, руки прямые. Ноги не сгибать, руки в стороны. Ноги стараться не сгибать. Высоко поднимать колено к плечу, спина прямая. Следить за дыханием. Выполнять расслаблено. Выполнять поточным методом. Сначало девочки выполняют прыжок через «козла». Сильно не разбегаться. Колени к груди. Страховка учителя. Страховка учителя. Интерактианая доска. Обратить внимание на положение рук, ног. В прыжке помогать руками, ногами сильнее отталкиваться, колени поднимать высоко. Выпрыгивание вверх, руки свободно. Выполнив всё, затем группы меняются местами. Интерактивная доска. Руки у плечь, вдоль туловища, спину не прогибать. Стараться выполнять правильно. Измерение ЧСС по пульсу. Встряхивать: кисти рук, локтевые суставы, руки, ноги, туловище и всё полностью. Похвалить самых внимательных детей Организованный уход из спортзала.

38.

Тема урока: Лёгкая атлетика Дата: 12.09.14г.
Цель: Совершенствование бега с низкого старта.
задачи Совершенствование техники спринтерского бега и бега с низкого старта.
Развитие скоростно – силовых качеств, через специальные задания
Воспитание внимания, дисциплинированности, интереса к занятиям физической культурой.
Тип урока: образовательно – тренировочной направленностью
Метод проведения: индивидуальный, фронтальный
Инвентарь: свисток, секундомер, эстафетная палочка
часть урока время краткое содержание дозировка организационно – методические указания
Подготовительная часть - 15’ Построение в одну шеренгу 30’’ Обратить внимание на внешней вид учащихся, уточнить состояния здоровья.
Сообщение задач урока 30’’ Обратить внимание на дисциплину
Разновидности ходьбы по кругу: - на носках, руки к плечам; - на пятках, руки вверх; - на внешней стороне стопы, руки в стороны; - на внутренней стороне стопы, руки за голову; - руки за голову в полном приседе. 3’ Следить за дистанцией Обратить внимание на осанку Руки прямые, подбородок приподнять Лопатки сведены Спина прямая, выполнять задание в полном приседе
Разновидности бега: - в равномерном темпе; - правым/левым боком: - спиной вперёд -правым/левым боком приставными шагами. 5-6’ Во время бега следить за осанкой, бег выполняется на носках, руки работают вдоль туловища, следить за дыханием, техническим выполнением упражнений в движении
Ходьба с выполнением дыхательных упражнений 30’’ Глубокий вдох через нос, выдох через рот
ОРУ в колонне по два: 1.И.п. – о.с. 1-4 круговое вращение вправо 5-8 круговое вращение влево 2. И.п. – стойка руки к плечам 1- 4 – круговое вращение вперёд 5 – 8 – круговое вращение назад 3. И.п. – о.с. 1.руки вперёд 2.руки в стороны 3.куки вверх 4.И.п. 4. И.п. – правая рука вверху, левая внизу 1. отведение прямых рук назад на каждый счёт 5. И.п. – стойка руки стороны 1-4 круговое вращение вперёд 5-8 круговое вращение назад 6. И.п. – узкая стойка, руки на пояс 1.наклон вперёд 2.И.п. 3.наклон назад 4.И.п. 7. И.п. – узкая стойка, руки на пояс 1.наклон влево 2.И.п. 3.наклон вправо 4. И.п. 8. И.п. – широкая стойка, руки на пояс 1 – 4 круговое вращение вправо туловища 5-8 круговое вращение влево туловища 9. И.п. – широкая стойка, руки на пояс 1. наклон к левой 2.наклон 3.наклон к правой 4. И.п. 10. И.п. – о.с. 1.прыжок ноги врозь, руки в стороны 2.И.п. 3. прыжок ноги врозь, руки вверх 4. И.п. 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз Упражнение выполняется в среднем темпе Спина прямая Руки прямые Следить за осанкой, руки прямые При поворотах плечи держать ровно, локти не опускать «Глубже» наклон, спина прямая При наклоне ноги в коленях не сгибать Больше амплитуды при вращении Руками коснуться ног Обратить внимание на правильность выполнения упражнения
  Специально беговые упражнения - бег с высоким подниманием бедра; - бег с захлёстывание голени; - прыжки в шаге; 5- 6’ Плечи назад не отклонять, колено прямое, бег выполнять на передней части стопы Туловище наклонить вперёд, голову держать прямо и смотреть вперёд, пяткой коснуться ягодиц Выше прыжок, сзади нога прямая
Основная часть – 25’ Техника низкого старта 1. постановка рук и ног на линию старта; 2.выбегания из положения низкого старта; 3.выполнения низкого старта в полной координации. Бег с низкого старта в парах 8-10’ 5’ По команде: «На старт!»нужно подойти к линии старта. Руки располагютмя параллельно линии старта на плеч, толчковая нога ставится на расстоянии1, 5 стопы от стартовой линии. Маховая нога ставится на расстоянии равном 2 стопам от стартовой линии. Колено маховой ноги ставится на дорожку. Смотреть вниз. По команде: «Внимание!», таз приподнимается вверх, вес тела переносится на толчковую ногу. По команде: «Марш!» выбегание
Упражнения в беге из разных и.п. - приседание по свистку бег до линии финиша; - отжимание спиной к линии старта, по свистку поворот кругом, бег до линии финиша; - прыжки на месте по свистку бег Встречная эстафета в группах 8-10’ 6’ Вспомнить технику безопасности на уроке Слушать команду учителя, следить за дисциплиной. Поворот кругом через левое плечо Прыжки на двух руки на пояс Бег на передней части стопы, руки работают вдоль туловища
Заключительная часть 5-6’ Построение 30’’ В одну шеренгу
Подведение итогов урока Рефлексия: 1.Вам понравился урок 2.Сколько команд даётся при выполнении низкого старта 3.Что для вас самое сложное было на уроке 2’ 2’ Выявление самых активных, выставление оценок.
Домашнее задание 1’ Техника бега с низкого старта





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.