Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения: «внешняя» и «внутренняя» сторона нагрузки, объем и интенсивность как составные части нагрузки, виды отдыха.






Нагрузка – воздействие физических упражнений на организм человека, вызывающая активную реакцию его функциональных систем (В.Н. Платонов, 1987).

Объем нагрузки – количество выполненных упражнений, затраты времени на занятия и другие показатели. Действие нагрузки – реакция организма на выполненную работу.

При выполнении большинства физических упражнений сум­марная их нагрузка на организм достаточно полно характеризует­ся следующими компонентами (В.М.Зациорский, 1966):

Интенсивность нагрузки – величина и направленность воздействия физических упражнений на организм человека (скорость движения, темп). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на рабо­ту функциональных систем организма и характер энергообес­печения двигательной деятельности. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения уп­ражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в пол­ной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в даль­нейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила назва­ние субкритической. При повышении интенсивности выполнения упражнения орга­низм занимающегося достигает состояние, при котором потреб­ность в энергии (кислородный запрос) будет равна максималь­ным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической. Интенсивность упражнения выше критической называют над­критической (кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организ­ма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энер­гообеспечения, которое сопровождается накоплением кислород­ного долга).

Число повторений упражнений определяет степень их воздей­ствия на организм.

Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значе­ние для определения как величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Планирование пауз отдыха, ис­ходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовно­сти к эффективному выполнению очередного упражнения, ле­жит в основе варианта интервального метода, называемого по­вторным.

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление рабо­тоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного на­пряжения функций.

2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления. При этом не обязательно будет происходить существенное изме­нение внешних количественных показателей (в течение известно­го времени), но возрастает мобилизация физических и психических резервов организма человека.

3. Минимакс интервал - наименьший интервал отдыха меж­ду упражнениями, после которого наблюдается повышенная рабо­тоспособность (суперкомпенсация), наступающая при опреде­ленных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов в организме.

4. Суперкомпенсаторный. От начала восстановления до верхней точки периода сверхвосстановления.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном - заполняет паузы дополнительной деятельностью.

При выполнении упражнений со скоростью, близкой к крити­ческой, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэроб­ной.

6). Общая и моторная плотность урока

Общая и моторная плотность урока физической культуры. При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя. В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.

Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок. Моторная плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле:

МПУ = ВДА (ученика): ВУ x 100 %

где МПУ – моторная плотность урока;
ВДА–время двигательной активности ученика в минутах;
ВУ – время урока в минутах (35 – 45 мин).

Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока. Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.
При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и т.д.). Вместе с тем величина МПУ больше зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания МПУ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПУ должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Примерные величины МПУ физкультуры (Таблица № 1)

По моим подсчетам, ученики могут находиться в полезном движении в зависимости от темы и задач уроков 25-35 мин. (сюда входят и различные перестроения). 5-10 мин. уходят на объяснение и демонстрацию упражнений. 1-2 мин. – на раздачу и сбор инвентаря, вынос и уборку матов (хотя лучше спланировать уроки, чтобы тяжелый инвентарь не убирался, а использовался в течение всего рабочего дня). За две минуты до конца занятий ребят приходиться отпускать в раздевалку, иначе они не успевают привести себя в порядок к следующему уроку.

Итак, в полезном движении ученики находятся 25-35 мин. Откуда такое большое расхождение во времени? На первых уроках новой темы приходится больше объяснять и демонстрировать, чем на последующих; при спортивных играх в небольшом по размеру залу команды вынуждены ожидать своей очереди выйти на площадку; неизбежные простои возникают при прыжках в длину с разбега.

Разумеется, и 35 мин, недостаточно для полноценных занятий, но уж коли больше не дано, их надо использовать с максимальной пользой. Учитель обязан проиграть в уме или непосредственно в спортивном зале внешнюю форму урока, проверяя по секундомеру не только время для всех его частей, но и отдельных компонентов внутри их.

32. План-конспект урока по баскетболу для 6класса.

Тема: Совершенствование элементов баскетбола.

Цель: Проверка умений и навыков ловли и передачи мяча, совершенствование техники ведения мяча и броска по кольцу

Задачи:

  1. Образовательная:

а) проверка умения передачи мяча в движении;

б) совершенствование ведения мяча в движении и бросок по кольцу.

  1. Развивающая:

а) развитие двигательных качеств – быстроты, координации.

  1. Воспитательная:

а) воспитание морально-волевых качеств: коллективизма и дисциплинированности.

Место проведения: спортзал.

Оборудование и инвентарь: баскетбольные мячи – 18 штук, свисток, секундомер, стоечки.

Содержание Дозировка Методические указания
Подготовительная часть (10-15мин)    
1.Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока. 2.Проверка пульса; 3. Ходьба: на носках, пятках, внешней, внутренней сторон стопы, в полуприседе; строевые упр-ия в движении: перестроения в колонну по 2 и по одному. 4.Игра на внимание «Слушай сигнал»: по 1 свистку быстрый бег; по 2му свистку медленный бег; по 3му свистку остановка на 2 шага. 5.Приставными шагами правым боком и ускорение по прямой (для развития быстроты) 6.Приставными шагами левым боком и ускорение по прямой (для развития быстроты) 7.Разминка плечевого сустава и кисти в движении; 8.Комплекс упражнений с баскетбольными мячами: 1Вращение мяча вокруг туловища 2 Вращение мяча вокруг колена 3 Передача мяча за спиной через левое плечо правой рукой и наоборот ловить спереди 4 Мах поочередно ногами и передача мяча ударом от пола 5 Подброс мяча вверх и ловля после 3х хлопков 6 Подброс мяча и ловля мяча после приседания 7 Подброс мяча и ловля после поворота на 360гр 1мин 2мин 2мин 2мин 1мин 2мин 1мин 1мин 6-7 упр Стоять смирно пульс за 6 сек. умножить на 10 следить за осанкой воспитываем быструю реакцию на сигналы Туловище слегка наклонено вперед Упр-ия выполнять в колонне по одному Развиваем координацию или ловкость рук Упр-ия на быстроту реакции Надо успеть поймать мяч
Основная часть (30-25 мин)    
1 Передачи мяча в парах а) Один передает мяч сверху 2-мя руками от груди другой от пола затем наоборот б) Ведение мяча навстречу друг другу обвести друг друга и вернуться на место с ведением мяча спиной вперед; в) Ведение мяча навстречу друг другу обвести друг друга, затем поменяться местами 2 Сомкнуться за среднюю линию а) Передачи мяча в движении и бросок по кольцу (выполнять в парах и в движении) б).Ведение мяча в движении и бросок по кольцу(одновременно в парах) 3.Эстафеты с баскетбольным мячом: а) Передача партнеру и бросок после ловли б) Ведение с обведением стоечки и бросок по кольцу до попадания в)Ведение мяча и бросок по кольцу.на одно кольцо 1 бросок; на другое до попадания г)Броски по кольцу 5мин 5мин 5мин 3мин 3мин 3мин 3мин 3мин У каждого мяч Мяч передавать точно в руки. Не опускать голову во время ведения мяча На место возвращаться с краю Совершенствуем элементы баскетбола и воспитываем коллективизм Сов-ие техники бросков какая из команд быстрее забросит 10 мячей.
Заключительная часть 5мин    
Построение в одну шеренгу Упражнение на внимание или на дыхание Проверяем пульс. Подведение итогов Домашнее задание: комплекс упражнений с мячом 1мин 1мин 1мин 1мин 1мин Подвести итоги; поставить оценки Пульс за 6 сек. Пульс должен совпадать с показаниями в начале урока

33. Этап предварительной тренировки в многолетней подготовке юных спортсменов (цель, задачи, возраст, содержание, построение годичных циклов).

Охватывает младший школь­ный возраст и переходит в следующий этап с началом спортив­ной специализации.

Задачи:

1) освоение занимающимися доступных знаний в области фи­зической культуры и спорта;

2) формирование необходимого основного фонда двигатель­ных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;

3) содействие гармоничному формированию растущего орга­низма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физи­ческих качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости;

4) формирование стойкого интереса к занятиям спорта (вообще);

5) отбор перспективных детей для дальнейших занятий в избранном виде спорта.

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств (ОРУ, подвижные игры и игровые упражнения), мето­дов (игровой, повторный, круговой, соревновательный) и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с боль­шими физическими и психическими нагрузками, предполагающи­ми применение однообразного, монотонного учебного материала.

34. Урок физической культуры

1 класс, младший школьный возраст!

Тема: Режим дня. Прыжки с продвижением вперед.

Тип урока: урок с образовательно-познавательной направленностью!

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик научиться: Характеризовывать режим дня как план основных дел на день. Выполнять различные виды прыжков.

Ученик получит возможность научиться: Составлять индивидуальный режим дня. Выполнять разученные виды прыжковых упражнений в игровой и соревновательской деятельности.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: выделять основные дела и определять их последовательность и время выполнения в течение дня, объяснять и демонстрировать технику прыжковых упражнений в стандартных условиях.

Регулятивные: планировать деятельность, вносить необходимые изменения и дополнения, контролировать и оценивать результат деятельности.

Коммуникативные: сопровождать двигательные действия речью.

Личностные: навыки сотрудничества в различных ситуациях.

Задачи:

Сформировать у обучающихся представления о режиме дня как о плане основных дел на день;

Упражнять в составлении индивидуального режима дня;

Совершенствовать навыки выполнения прыжковых упражнений на месте и с продвижением вперед в стандартной и игровой ситуациях;

Развивать навыки совместной работы, познавательный интерес к занятиям физкультурой.

Оборудование:

Гимнастические обручи, иллюстрации «Режим дня», презентация «Мой день»

Содержание урока:

№ п/п Часть урока Содержание Дозировка Примечание
1. Подготовительная Построение в шеренгу. Приветствие. Ходьба на носках, пятках, с различными положениями рук. Бег с изменением направления   - Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке учителями будете вы. Вам будет помогать волшебный экран и я. Согласны? Тогда начинаем! Слайд1. Слайд 2-3.
2. Основная а) Образовательный компонент Формирование представлений о режиме дня. -рассмотрение иллюстраций; -определение последовательности дел в течение дня; - работа с шаблонами «Режим дня школьника»   - Пока мы с вами разминались нам пришло письмо! Слайд 4-5. Давайте посмотрим, что нам прислали. Рассмотрите иллюстрации и скажите, что делают дети (просыпаются, чистят зубы, идут в школу, отдыхают и тд) -А как проходит ваш день? Расставьте иллюстрации по порядку. -План основных дел на день называется РЕЖИМ ДНЯ! Слайд 6. О своем дне нам написали Дима и Валя. Кто правильно составил режим дня? Почему?
    Разминка 2-3 Мы с вами хорошо поработали, можно и отдохнуть. Чем вы любите заниматься в свободное время? Слайд 7. Я вам предлагаю попрыгать. Но что мы с вами должно сделать сначала? (разминку)
  б) Двигательный компонент Закрепление навыков выполнения прыжковых упражнений на месте и с продвижением вперед. П/и «Болото» -Самоконтроль: ЧСС за мин. Релаксация. 1-2 раза Слайд 8 -Сначала мы вспомним прыжки на месте. - А теперь друг за другом прыгаем вперед (с захлестыванием голени, на 2 ногах из стороны в сторону, на левой/правой ноге). Слайд 9. -Мы с вами попали на болото и нам надо через него перебраться.(прыгать из обруча в обруч на двух ногах) Слайд 10. -Давайте проверим как мы с вами поработали. Слайд 11. Теперь нам нужно отдохнуть.
3. Заключительная Подведение итогов урока   Слайд12-14. -Чему вы сегодня научились на уроке? -оцените свою работу.

35. Конкретизация оздоровительных и образовательных задач физического воспитания и особенности их реализации в младшем, среднем и старшем школьных возрастных группах.

Младший школьный возраст. Образовательные задачи связаны с формированием двигательных умений и навыков, обогащением двигательного опыта, приобретением знаний о значении физических упражнений, двигательном режиме, личной гигиене, закаливании.

Оздоровительные задачи состоят в содействии естественного развития организма, повышению функциональных возможностей, формированию осанки, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды. Развитие физических качеств, пробуждение интереса к физической культуре и спорту - важнейшие задачи на данном этапе. Приобщение к самостоятельным занятиям ФУ, подвижными играми.

Воспитательные задачи – воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления) в ходе двигательной деятельности.

Средний школьный возраст. Образовательные задачи - совершенствование приобретенных навыков, соблюдение гигиенических правил, ознакомление с основами самоконтроля и оказание первой медицинской помощи.

Оздоровительные задачи - гармоничное развитие организма, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к условиям внешней среды.

Воспитательные задачи – вырабатывать организаторские навыки проведения занятий в качестве командира отделения, формировать умение адекватной оценки собственных физических возможностей, воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь и т.д.

Старший школьный возраст. Образовательные задачи направлены на получение объема знаний о правилах самоконтроля, влиянии занятий физическими упражнениями.

Оздоровительные задачи направлены на создание верного и прочного представления о ЗОЖ, всестороннее физическое развитие, коррекцию недостатков телосложения.

Воспитательные – формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, уверенности, выдержки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.