Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По подсчетам американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919 годы было дано семь определений культуры, а с 1929 по 1950 годы их число возросло до 150.






В 1968 году насчитывалось уже 250 определений. А последние исследования свидетельствуют о более чем 500 определений. Причина такого многообразия трактовок в том, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Каждый исследователь обращает внимание на одну из ее сторон. Для правильного определения сущности культуры надо иметь в виду следующее:

Во-первых, культура может быть представлена как совокупность материальных и духовных ценностей, добытых человеком за всю предшествующую историю и наполняемую непрерывно его настоящей деятельностью.

Во-вторых, культуру можно понимать и как саму эту деятельность, в результате которой человек созидает и использует, сохраняет и передает последующим поколениям культурные ценности.

В-третьих, культуру можно понимать и в смысле специфических связей, отношений, институтов, в которых и через которые человек осуществляет свою культурную деятельность и в которых накапливает ее продукты.

В-четвертых, культуру можно понимать и как особое свойство, качество всех видов человеческих связей, отношений, деятельности и их результатов, по которым они отличаются от природных. В этих «культурных» характеристиках выражается специфически человеческая сущность (природных в своей субстратной основе) предметов, называемых артефактами.

2.2. Охарактеризуйте основные подходы к исследованию сущности культуры.

ПОДХОД СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ Культура есть все, что создано человеком. Продукты человеческой деятельности – мера опредмеченных сущностных сил человека.
ЦЕННОСТНЫЙ Культура конституируется определенной структурированной системой ценностей, признаваемой тем или иным социумом.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ Культура формируется и развивается в особом знаковом пространстве, отдельном от собственного социального пространства. В основе культурного взаимодействия лежит понимание символов и умение ими оперировать. Быть в культуре, значит знать коды, в которых зашифрованы ее тексты, и уметь работать с ними.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ Культура – это интегративная качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая ее границы, определяющая ее возможности и придающая ей смысл и значимость в социуме.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ Культура – это совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкивается ее носитель. Важно не столько то, что делается, а скорее то, как и с какой целью делается. Культура вкладывает в различные виды активности апробированные, типологизированные и в той или иной степени институциализированные программы деятельности.
ИГРОВОЙ Культура – это самоценная игра, организующая уже имеющиеся содержания, порождающая новые смыслы и возможные схемы взаимодействия. Быть в поле культуры, значит играть по принятым правилам. Правила можно менять, но если они приняты, их нарушение приведет к выпадению из культуры.
СУБЪЕКТНЫЙ Культура есть социализирующая система, вне которой человек не может выстраивать свои деятельностные и коммуникативные стратегии.
ДИАЛОГОВЫЙ Культура – это исключительно сложное, многоуровневое, полифункциональное, самоорганизующееся образование, в котором происходит постоянный полилог традиций и содержаний не только в пространстве, но и в исторической ретроспективе.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.