Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иллюстрация 5.






 

 

Мерцбау 1923-1943гг.


[1] Черниговская Т. Искусство и мозг [Видеозапись]. М., 2015. URL: https://www.pryamaya.ru/tatyana_chernigovskaya_iskusstvo_i_mozg? ts=finish& trid=4054707 (дата обращения 10.05.2016)

[2] Черниговская Т. В. Искусство и мозг [Видеозапись]. М., 2015. URL: https://www.pryamaya.ru/tatyana_chernigovskaya_iskusstvo_i_mozg? ts=finish& trid=4054707 (дата обращения 10.05.2016)

[3] Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М., 2006. С. 147.

[4] Черниговская Т. Искусство и мозг [Видеозапись]. М., 2015. URL: https://www.pryamaya.ru/tatyana_chernigovskaya_iskusstvo_i_mozg? ts=finish& trid=4054707 (дата обращения 10.05.2016)

[5] Культурология. XX век. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. СПб., 1998. URL: https://www.psylib.org.ua/books/levit01/txt123.htm#89 (дата обращения 10.05.2016)

[6] Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М., 2006. С. 29.

[7] Гирин Ю. Н. Проблема авангарда: содержание, границы, понятийный аппарат/ Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М., 2010. С.38.

[8] Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М., 2006. С. 41.

[9] Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М., 2006. С. 62.

[10] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 183.

[11] См. подробнее: Brockelman T. The Frame and the Mirror: On Collage and the Postmodern, Northwestern University Press, 2001.

[12] См. подробнее: Poggi C. In Defiance of Painting: Cubism, Futurism and the Invention of Collage. Yale University Press, 1992. 320 p.

[13] Kurt Schwitters / The Museum of Modern Art. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://www.moma.org/collection/artists/5293 (дата обращения 10.05.2016)

[14] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 198.

[15] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 198-199.

[16] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / отв. ред. К. Шуман. М., 2001. С. 332.

[17] Мерцбау (Merzbau, мерц-постройка) - своеобразная скульптура Швиттерса, конструкция, находящаяся в постоянном процессе ее создания (см. приложение, ил. 5).

[18] Швиттерс К. Мерц-живопись / Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 365.

[19] Швиттерс К. Мерц / Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 341-350.

[20] Technical Manifesto of Futurist Painting / Umberto Boccioni [и др.]. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 2002. URL: https://www.unknown.nu/futurism/techpaint.html (дата обращения 10.05.2016)

[21] Marinetti F.T. Technical Manifesto of Futurist Literature [Электронный ресурс]. Электрон. дан. / Documents of 20th Century Art: Futurist Manifestos. New York, 1973. P.100-106. URL: https://www.italianfuturism.org/manifestos/technical-manifesto-of-futurist-literature/ (дата обращения 10.05.2016)

[22] Бретон А. Манифест сюрреализма / Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века/ под ред. Л.Г. Андреева. М., 1986. С. С.40-72.

[23] Тцара Т. Речь на конгрессе дадаистов [Электронный ресурс]. Электрон. дан. / Седельник В.Д. Дадаизм и дадаисты. М., 2010. URL: https://www.dali-genius.ru/library/dadaizm-i-dadaisty30.html (дата обращения 10.05.2016)

[24] Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М., 2006. 304 с.

[25] Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. М., 2010. – Кн. 1. – 600с.; Кн. 2. - 704 с.

[26] Гирин Ю. Н. Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность. М., 2010. 400с.

[27] Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа / Г. Ф. Коваленко [и др.]. М., 2005. 432 с.

[28] Седельник В.Д. Дадаизм и дадаисты. М., 2010. 552 с.

[29] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. 559 с.

[30] Рихтер Х. Дада - искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство XX века. М., 2014. 357 с.

[31] Luke M. Kurt Schwitters: Space, Image, Exile. Chicago, 2014. 352 p.

[32] О’Догерти Б. Внутри белого куба. М., 2015. 144 с.

[33] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С.182-215.

[34] Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М., 2006. 304 с.

[35] Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М., 2006. С. 27-28.

[36] Шкловский В. Искусство как прием. https://www.opojaz.ru/manifests/kakpriem.html

[37] Культурология. XX век. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. СПб., 1998. URL: https://www.psylib.org.ua/books/levit01/txt004.htm#21 (дата обращения 10.05.2016)

[38] Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм»/ Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М., 2010. С.10.

[39] Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. М., 2010. – Кн. 1. – 600с.; Кн. 2. - 704 с.

[40] Гирин Ю. Н. Проблема авангарда: содержание, границы, понятийный аппарат/ Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М., 2010. С.38.

[41] Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М., 2006. С. 188.

[42] Якимович А. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда. М., 2004. С.162.

[43] Якимович А. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда. М., 2004. С.166.

[44] Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., 1993. URL: https://fege.narod.ru/librarium/turchin/turchin.htm (дата обращения 10.05.2016)

[45] Якимович А. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда. М., 2004. С. 167.

[46] Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М., 2006. С. 227-230.

[47] Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М., 2006. С. 232-233.

[48] Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства / Современная книга по эстетике. Антология. М., 1957. С. 447-456.

[49] Малевич К. О новых системах в искусстве. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Витебск, 1919. URL: https://kazimirmalevich.ru/bsp213 (дата обращения 10.05.2016)

[50] О’Догерти Б. Внутри белого куба. М., 2015. С. 77.

[51] Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М., 2006. С. 30.

[52] Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М., 2006. С. 75.

[53] Гомбрих Э. Г. История искусства [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., 1995. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/gombr/index.php (дата обращения 10.05.2016)

[54] Сапрыкина Е. Ю. Футуризм и авангардная культура Италии / Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М., 2010. С. 362.

[55] Technical Manifesto of Futurist Painting / Umberto Boccioni [и др.]. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 2002. URL: https://www.unknown.nu/futurism/techpaint.html (дата обращения 10.05.2016)

[56] Carlo Carrà Pursuit (Inseguimento), 1915 / Peggy Guggenheim Collection [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Venice, 2008. URL: https://www.guggenheim-venice.it/inglese/collections/artisti/dettagli/opere_dett.php? id_art=170& id_opera=392 (дата обращения 10.05.2016)

[57] Carra / the International Museum of Collage, Assemblage and Construction now in Santa Fe, New Mexico. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://collagemuseum.com/carra001.htm (дата обращения 10.05.2016)

[58] Carra / the International Museum of Collage, Assemblage and Construction now in Santa Fe, New Mexico. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://collagemuseum.com/carra001.htm (дата обращения 10.05.2016)

[59] Сапрыкина Е. Ю. Футуризм и авангардная культура Италии / Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М., 2010. С. 371.

[60] Marinetti F.T. Technical Manifesto of Futurist Literature [Электронный ресурс]. Электрон. дан. / Documents of 20th Century Art: Futurist Manifestos. New York, 1973. P.100-106. URL: https://www.italianfuturism.org/manifestos/technical-manifesto-of-futurist-literature/ (дата обращения 10.05.2016)

[61] Седельник В.Д. Дадаизм и дадаисты [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., 2010. URL: https://www.dali-genius.ru/library/dadaizm-i-dadaisty3.html (дата обращения 10.05.2016)

[62] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. 559 с.

[63] Тцара Т. Речь на конгрессе дадаистов [Электронный ресурс]. Электрон. дан. / Седельник В.Д. Дадаизм и дадаисты. М., 2010. URL: https://www.dali-genius.ru/library/dadaizm-i-dadaisty30.html (дата обращения 10.05.2016)

[64] Тцара Т. Речь на конгрессе дадаистов [Электронный ресурс]. Электрон. дан. / Седельник В.Д. Дадаизм и дадаисты. М., 2010. URL: https://www.dali-genius.ru/library/dadaizm-i-dadaisty30.html (дата обращения 10.05.2016)

[65] Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М., 2006. С. 188-190.

[66] Цит. по: Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М., 2006. С. 193

[67] Астен А. Искусство и есть Арп // Третьяковская галерея. [Электронный ресурс]. – Электрон. журн.– Специальный выпуск. Швейцария-Россия: на перекрестках культур. 2009. URL: https://www.tg-m.ru/articles/shveitsariya-rossiya-na-perekrestkakh-kultur/iskusstvo-est-arp (дата обращения 10.05.2016)

[68] Арп. Без названия (коллаж с четырьмя квадратами, размещенными согласно законам вероятности) (1916-1917) [Видеозапись] / Khan Academy. URL: https://ru.khanacademy.org/video? lang=ru& format=lite& v=hLRVihlw47g (дата обращения 10.05.2016)

[69] Седельник В. Д. Дадаизм в контексте европейского авангардизма/ Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М., 2010. С. 432.

[70] Хёх. Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом дада (1919) [Видеозапись] / Khan Academy. URL: https://ru.khanacademy.org/video? format=lite& lang=ru& v=DXwW-5V3Dew (дата обращения 10.05.2016)

[71] Гальцева Е. Д. Сюрреализм: от эстетики разрыва к «суммированию» культуры / Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М., 2010. С. 471.

[72] Черниговская Т. В. Искусство и мозг [Видеозапись]. М., 2015. URL: https://www.pryamaya.ru/tatyana_chernigovskaya_iskusstvo_i_mozg? ts=finish& trid=4054707 (дата обращения 10.05.2016)

[73] Бретон А. Манифест сюрреализма / Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века/ под ред. Л.Г. Андреева. М., 1986. С. 59-60.

[74] Цит. по: Гальцева Е. Д. Сюрреализм: от эстетики разрыва к «суммированию» культуры / Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М., 2010. С. 481.

[75] Цит. по: Гальцева Е. Д. Сюрреализм: от эстетики разрыва к «суммированию» культуры / Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М., 2010. С. 481.

[76] Хопкинс Д. Коллаж против рисунка [Электронный ресурс]. Электрон. дан. / Д. Хопкинс. Дадаизм и сюрреализм. Очень краткое введение. М., 2009. URL: https://www.dali-genius.ru/library/dadaizm-i-surrealizm-ochen-kratkoe-vvedenie21.html (дата обращения 10.05.2016)

[77] Цит. по: Шенье-Жандрон. Ж. Сюрреализм [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., 2002. URL: https://www.dali-genius.ru/library/shenye-zhandron-surrealizm10.html#bookmark10 (дата обращения 10.05.2016)

[78] Ernst M. Une Semaine De Bonte: A Surrealistic Novel in Collage. Dover Publications, 1976. 224 p.

[79] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 183.

[80] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 333.

[81] Цит. по: Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 204.

[82] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 202.

[83] Кругликов В. Курт Швиттерс. Дадаист недоделанный. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 2013. URL: https://adindex.ru/publication/gallery/2013/04/29/98705.phtml (дата обращения 10.05.2016)

[84] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 213.

[85] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 198.

[86] Kurt Schwitters / Kurt and Ernst Schwitters Foundation [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://www.schwitters-stiftung.de/english/bio-ks.html (дата обращения 10.05.2016)

[87] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 345.

[88] Самое слово «мерц» (такое же бессмысленное, как и дада) появилось в 1919г. Во время работы над коллажем Швиттерсу бросился в глаза фрагмент слова - KomMERZbank, и он решил применить его ко всему своему творчеству. / Седельник В. Д. Дадаизм в контексте европейского авангардизма/ Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М., 2010. С. 444.

[89] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 365.

[90] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 187.

[91] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 343-344.

[92] Абстрактное, или беспредметное, искусство, порвав с традиционной миметической живописью, развивалось по двум основным направлениям: 1) гармонизации «бесформенных» аморфных цветовых сочетаний; 2) создания геометрических абстракций. В первом случае цвет мыслился как обладающий абсолютно самостоятельной выразительностью, во втором - аналогично рассматривались геометрические формы, плоскости, линии и т.д. / Бычков В. Эстетика. М., 2004. С. 378.

[93] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 344.

[94] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 347.

[95] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 466-468.

[96] Цит. по: Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 193.

[97] Седельник В. Д. Дадаизм в контексте европейского авангардизма/ Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М., 2010. С. 445.

[98] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 204.

[99] О’Догерти Б. Внутри белого куба. М., 2015. С. 61.

[100] Де Стайл и неопластицизм / Артузел [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://artuzel.com/content/%D0%B4%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BB-%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC-de-stijl-and-neoplasticism (дата обращения 10.05.2016)

[101] Культурология. XX век. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. СПб., 1998. URL: https://www.psylib.org.ua/books/levit01/txt052.htm#23 (дата обращения 10.05.2016)

[102] Культурология. XX век. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. СПб., 1998. URL: https://www.psylib.org.ua/books/levit01/txt052.htm#23 (дата обращения 10.05.2016)

[103] Культурология. XX век. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. СПб., 1998. URL: https://www.psylib.org.ua/books/levit01/txt052.htm#23 (дата обращения 10.05.2016)

[104] Бытовые предметы и их фрагменты впервые появляются в работах Швиттерса в 1918-1919гг. / Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 193.

[105] О’Догерти Б. Внутри белого куба. М., 2015. С. 58.

[106] Седельник В. Д. Дадаизм в контексте европейского авангардизма/ Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М., 2010. С. 447.

[107] Первая Мерцбау создавалась в Германии в период 1923-1943гг., вторая - в Норвегии 1937-1940гг., третья - в Англии – с 1947г. до смерти Швиттерса в 1948г. / Kurt Schwitters / Kurt and Ernst Schwitters Foundation [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://www.schwitters-stiftung.de/english/bio-ks.html (дата обращения 10.05.2016)

[108] О’Догерти Б. Внутри белого куба. М., 2015. С. 56.

[109] Цит. по: Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 213.

[110] Цит. по: О’Догерти Б. Внутри белого куба. М., 2015. С. 56.

[111] О’Догерти Б. Внутри белого куба. М., 2015. С. 60.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.