Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обзор литературы. Первый блок литературы посвящен тем работам, которые рассматривают авангард не с искусствоведческой точки зрения






Первый блок литературы посвящен тем работам, которые рассматривают авангард не с искусствоведческой точки зрения, а с культурологической, через призму культуры, сдвигов в мировоззрении. Авангард предстает не просто как направление в искусстве, а как полноценная картина мира.

Ключевой для данного исследования является работа «Русский авангард: границы искусства»[24] Е. Бобринской. Екатерина Бобринская - доктор искусствоведения, сфера научных интересов: русское и европейское искусство ХХ столетия, русский авангард, итальянский футуризм; неофициальное искусство в СССР; концептуализм, современное искусство. «Русский авангард: границы искусства» посвящена «нарушению границ» в авангардном искусстве, ситуации, когда происходят серьезные изменения представлений о том, что такое искусство, где граница между художественным и нехудожественным, искусством и жизнью. Бобринская рассматривает эту проблему на примере новых техник (коллаж, ассамбляж, конструкция и т.д.). Для нас интересно и важно, что основой для ее анализа являются изменения в культуре, мировоззрении повлекшие за собой мощные сдвиги в искусстве. Ее подход мы взяли как один из основных методов для настоящего исследования коллажа в художественной культуре авангарда.

Следующая важная позиция - двухтомный труд коллектива авторов (под редакцией Юрия Гирина) «Авангард в культуре ХХ века. 1900-1930. Теория. История. Поэтика».[25] Это наиболее полное и системное исследование авангарда как культурного феномена. Он включает в себя мощную теоретическую базу по основным проблемам авангарда (понятия, концепты, хронологические рамки и т.д.), рассматривает историческую составляющую явления, а также освещает каждое авангардное движение отдельно и различные национальные варианты авангарда. Для нашей работы этот труд является главной базой по теоретическим и историческим аспектам исследовательского вопроса.

Дополняет и расширяет эту позицию еще одна значимая работа в данном блоке литературы - «Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность»[26] Ю. Гирина. Юрий Гирин - доктор филологических наук, специалист по латиноамериканской литературе, теории культуры и проблемам авангарда. Книга представляет собой авторский взгляд на систематизацию авангарда как культурного явления. Гирин делит свое исследование на три части: структура авангарда, поэтика и онтология. Его цель – показать, что авангард является системой стилевого уровня, включающей мировоззренческие и текстуально-поэтические параметры, что он представляет собой в широком смысле тип мышления общий для деятелей и современников данного периода. Для настоящего исследования важны те категории, которые Гирин выделяет в качестве основы картины мира авангарда (утопизм, иновидение, всечеловек и пр.). Их понимание будет использоваться для описания культуры авангарда.

Отдельно необходимо отметить сборник, полностью посвященный коллажу «Русский авангард 1910—1920-х годов: проблема коллажа».[27] В нем коллаж рассматривается с самых разных точек зрения: как пластический прием, как новая техника в искусстве, как принцип художественного мышления и т.д., а также как явление, проявившее себя в фотографии, литературе, музыке, театре и кино. Такое комплексное исследование коллажа важно для настоящей работы, так как демонстрирует те возможные, многочисленные и разнообразные способы изучения коллажа.

Следующий небольшой блок литературы посвящен дадаизму, так как коллаж является для дадаистов одним из основных художественных средств и одновременно как прием отражает саму суть и идеологию движения. Но также важно, что Курт Швиттерс, некоторое время относил себя к дадаистам (до того, как основал «мерц», во многом похожий на ранний дадаизм) и тесно с ними сотрудничал. И часто исследователи авангарда рассматривают его творчество именно в контексте дадаизма. В приведенных ниже работах Швиттерс рассматривается как значительный и влиятельный художник внутри самого движения и авангарда в целом.

Первой стоит обозначить работу В. Седельника «Дадаизм и дадаисты»[28], которая представляет собой системно-типологическое исследование дадаизма как художественного движения в контексте авангардистских экспериментов первой трети XX в. Для нас здесь значимо, что движение рассматривается как культурно-историческое явление, а также представляют интерес установленные автором причинно-следственные связи, отразившиеся в художественных практиках.

«Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы»[29] под редакцией К. Шумана является ценной, в первую очередь, из-за большого количества материалов, которые являются источниками для настоящей работы: манифесты, заявления, личные дневники, воспоминания ведущих участников, образцы литературно-поэтического и художественного творчества и т.д. Но важно и то, каким образом систематизированы эти документы составителем. Шуман делит дадаизм на четыре центра (Цюрих, Берлин, Ганновер, Кельн) и перед подборкой материалов дает свой краткий комментарий, который помогает сориентироваться как в специфике центра, так и каждого конкретного художника. Это имеет весомое значение для данного исследования, потому что коллаж будет сильно отличаться у художников, принадлежавших, казалось бы, к одному движению.

Следующая книга - дадаиста Ханса Рихтера «Дада - искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство XX века»[30] - представляет собой критический взгляд изнутри на деятельность дадаистов. Рихтер ретроспективно пытается осмыслить дадаизм, теорию и философию движения. Также для нас важно, что он много пишет о своих коллегах, с которыми работал и общался, в том числе и о Курте Швиттерсе. Точка зрения Рихтера, непосредственного участника событий, значима для понимания истоков и основ дадаизма.

Еще один основной блок литературы посвящен Курту Швиттерсу.

Здесь ключевой работой является «Курт Швиттерс: Пространство, Изображение, Изгнание»[31] Меган Люк. Люк исследует творческие поиски Швиттерса, соотнося их с биографией, принципы «мерц»-искусства, более подробно останавливается на том, как художник экспериментировал с пространством, анализирует Мерцбау. Также она встраивает фигуру Швиттерса в историю искусства и показывает, почему этот художник может быть актуален сегодня.

Следующая значимая работа – «Внутри белого куба»[32] Брайана О’Догерти. Она представляет собой сборник трех его эссе, опубликованных в 1976г. в журнале «Артфорум» и критический текст «Галерея как жест», вышедший в 1986г. Нас интересует эссе «Глаз и Зритель», в котором он рассуждает на тему взаимоотношения между зрителем и произведением искусства в пространстве галереи, проблематизируя все три составляющие, а также работает с категорией восприятия. В нем О’Догерти рассматривает коллаж как выход во внешний мир, в пространство зрителя, описывает произошедшие в связи с этим изменения. Также с этих позиций он подробно анализирует Мерцбау Швиттерса.

Также важной представляется статья Д. В. Фомина «Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде»[33] из уже упоминавшегося сборника «Русский авангард 1910—1920-х годов: проблема коллажа». Он рассматривает творчество Швиттерса с точки зрения искусствоведения, подробно останавливаясь на идейно-художественном комплексе художника, а также устанавливает связи Швиттерса с русскими авангардистами («творческие контакты» с Лисицким, Малевичем, Татлиным и пр., которые повлияли на художника (полемика, совместные проекты и т.д.)). Статья помогает нам выстроить контекст, в котором работал Швиттерс, раскрыть идейно-эстетический комплекс «мерц»-искусства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.