Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постановка проблемы






МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

 

Кафедра истории и теории культуры

 

Григорьева Полина Геннадьевна

КОЛЛАЖ КАК ПРИЕМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ АВАНГАРДА: КУРТ ШВИТТЕРС

 

Направление подготовки 51.03.01 «Культурология»

Выпускная квалификационная работа студентки 4-го курса очной формы обучения

 

 

Допущена к защите на ГЭК Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. _______________ Г.И. Зверева   «___»__________ 2016 г.     Научный руководитель канд. исторических наук, доцент _______________ И.Н. Захарченко    

 

 

Москва 2016

Оглавление

 


Глава 1. Авангард и коллаж

1.1. Авангард в культуре ХХ века: мышление и картина мира

1.2. Коллаж в авангардных течениях: кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм

Глава 2. Коллаж как прием в творчестве Курта Швиттерса

2.1. Курт Швиттерс и его «мерц»: коллажное мышление

2.2. Коллажный принцип построения художественного высказывания в работах Курта Швиттерса

Список источников и литературы

Приложение

 

 


 

 

Введение

Постановка проблемы

С точки зрения мышления (mind) и мозга (brain) искусство представляет собой очень серьезную когнитивную работу, а также проблему для когнитивной науки. Искусство демонстрирует способность человека мыслить творчески, спонтанно, гибко, неправильно. Большой художник отличается именно своим нестандартным, иным взглядом на мир. Искусство делает открытие в тех местах, где их не может сделать наука с помощью очень точных, но ограниченных научных методов: манера импрессионистов рассказывала о зрении то, что было открыто физиологией спустя много лет.[1] Это свойство искусства очень точно отразил Рене Магритт в картине «Проницательность» - художник видит яйцо, а рисует птицу. Такой сюжет можно трактовать как символ того, что искусство видит больше, смотрит в будущее, не признает пределов, ограниченности, в отличие от науки, а смело идет дальше, заглядывает за видимый горизонт. И в этом смысле авангард имеет особенное значение.

Авангард представляет собой совокупность многообразных новаторских, революционных направлений в художественной культуре 20 в. Главное, что теперь художник не изображает реальный мир, не стремится подражать ему, а выражает свое отношение к миру, свою точку зрения. Тип мышления и восприятия окружающей действительности влияет на способ ее отражения в художественной культуре, и, соответственно, на способ построения произведений искусства. Авангардное искусство - это отражение мышления художника, игра ума. Это попытка разобраться с познанием мира с помощью искусства. В своих работах художники поднимали проблемы мышления, восприятия реальности, мировоззрения, сознания и подсознания и т.д. и решали их с помощью художественных средств (например, новых техник, таких, как коллаж). И эти средства значимы не сами по себе - самым важным становится их способность влиять на зрителя: авангардисты стремились изменить логику восприятия зрителя, переключить и изменить его стиль мышления, преобразовать человека. Искусство авангарда требует очень серьезной интеллектуальной работы, как художника, так и зрителя. Так как восприятие – это активное извлечение знаний и конструирование мира, то каждый человек конструирует свое интерпретацию реальности. Реальность не является объективной, она индивидуальна.[2] И художники авангарда это осмысляли и проблематизировали. Произведение больше не является самодостаточным и автономным, самоцелью. Теперь оно рассматривается как средство достижения определенного внутреннего опыта, [3] как художника, так и зрителя.

Здесь есть и другой важный аспект. На сегодняшний день доказано, что обучение и другая интеллектуальная деятельность изменяет мозг (увеличивает количество нейронной сети, нервных волокон и т.д.).[4] И мозг устроен так, что человек может распознать и идентифицировать только то, что он знает. Когда в авангарде художники отказываются от подражания реальности, зритель постоянно сталкивается с тем, что ему неизвестно и что он никогда не видел, и это ставит его в тупик, он не может встроить это в прежнюю систему, однако он это видит. Это требует интеллектуальной работы – попытка обработать, классифицировать и понять новое. А значит, даже с точки зрения физиологии, автоматически прежняя система расширяется, видоизменяется, дополняется.

Таким образом, авангардное искусство очень серьезно работает над мышлением, сознанием. Так как данное исследование проводится в рамках культурологии, а не когнитивной науки, искусствоведения и пр., то мы обращаемся к сфере художественной культуры, в которой происходят эти процессы. Художественная культура – одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности. Ядром художественной культуры является искусство как один из важнейших механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, аккумуляции этого знания и социального опыта людей, порождения и селекции специфических ценностных установок индивидуального и коллективного бытия людей и актуализации этих ценностей путем опредмечивания их в художественных образах.[5] Поэтому в настоящем исследовании фокус будет направлен на картину мира авангарда, ее познание с помощью художественных средств и отражение в искусстве, а также на мышлении художников-авангардистов и их алгоритмах работы с восприятием и сознанием зрителя, и конкретно на коллаже.

Коллаж в строгом смысле, как художественная техника, заключается в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре, а шире его можно рассматривать как создание целого (произведения) из разрозненных фрагментов. Коллаж как самостоятельное художественное явление возник в кубизме. Кубисты занимались проблемой предмета и пространства в живописи, задавались вопросом, как передать объем, как трансформируется реальный объект при переносе в двухмерную плоскость картины и т.д. В процессе этих творческих поисков в 1911-1912 годах среди работ Пикассо и Брака появились коллажи.[6] После введения в кубизме коллажа как независимого приема в сферу искусства, коллажная техника использовалась в других течениях авангарда (в футуризме, дадаизме и т.д.) для разного рода высказываний с различными целями.

Также мы будем рассматривать авангард как феномен культуры, что подразумевает под собой в широком смысле тип мышления, общий для всех современников данного периода.[7] И, вслед за Е. Бобринской, коллажное мышление как образец операционного мышления, разворачивающегося через манипуляцию различными языками и кодами культуры[8]. Центральный общий элемент коллажного мышления – соединение разнокачественных элементов, принадлежащих к различным семантическим или стилистическим культурным контекстам.[9] Разница будет в том, как, с какой целью коллаж составляется тем или иным образом и что получается в результате этого соединения. Это показывает особенности коллажного мышления каждого художника в использовании коллажного приема.

Для более подробного рассмотрения в данном исследовании была выбрана фигура Курта Швиттерса, потому что этот художник сделал прием коллажа центральным в своем творчестве. Используя принцип коллажности, он создавал коллажи, скульптуры, поэмы и пр. Прием коллажа был стилем мышления Швиттерса, частью его повседневной жизни: по этому принципу художник жил, вел свои записные книжки, писал письма и открытки, заполняя их наклейками, рисунками и т.д.[10] Швиттерс создал собственное художественное движение из одного человека – «мерц». Он писал много теоретических текстов с обоснованием своей точки зрения и взгляда на мир, часто выступал публично, активно выставлялся, стараясь донести до общественности свои идеи, повлиять на сознание людей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.