Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общенаучные методы познания.






· 2) Общенаучные – методы, используемые во всех науках.

1Эмпирические

· (практические)

· Наблюдение

· Измерение

· Описание

· Эксперимент

· Моделирование

Эти методы являются основой получения научных фактов.

Эмпирические методы
научного познания:

1. Наблюдениецеленаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних свойствах изучаемых объектов.

2. Измерение – метод количественной оценки изучаемого явления.

3. Описание закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью знаковых средств.

4. Эксперимент – прием научного исследования, который предполагает определенное изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных, контролируемых условиях. В отличие от наблюдения, здесь исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса.

5. Моделирование – изучение объекта путем создания его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Применяют для удобства. Выделяют предметное, аналоговое (математическое) и компьютерное моделирование

 

2Теоретические

· Аксиоматический

· Восхождение от абстрактного к конкретному

· Формализация

· Идеализация и др.

· (+ все философские методы!)

Теоретические методы являются основой построения научной гипотезы и теории.

Теоретические методы научного познания:

1. Анализ – метод познания, состоящий в мысленном расчленении предмета на составляющие его части (стороны, признаки, свойства) с целью их изучения.

2. Синтез – мысленное воссоединение составных частей изучаемого явления в единое целое.

3. 3. Индукция – метод познания «от частного к общему», когда ход мысли направлен от свойств отдельных предметов к выявлению общих свойств, присущих целому классу предметов.

4. 4. Дедукция - основывается на умозаключении от общего к частному. Имеет высокую прогностическую ценность, если исходное положение истинно.

5. Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств с одновременным выделением интересующих нас свойств познаваемого объекта.

6. Обобщение – нахождение общих свойств, сходства в исследуемых объектах, свидетельствующих об их принадлежности к одному классу явлений.

7. Аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сходстве и в других признаках (метод вероятностный, ненадежный).

8. Исторический метод – это мысленное воспроизведение хода развития объекта во всей неповторимости.

9. Логический метод – мысленное воспроизведение тех моментов процесса развития, которые закономерно обусловлены.

Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны: логический опирается на знание исторических фактов, а историческое, чтобы обрести смысл, должно опираться на знание логических закономерностей развития.

10. Аксиоматический метод – метод познания, при котором система выводов строится на основе ряда исходных положений, не требующих доказательств (аксиом). Широко применяется в математических науках.

11. Метод восхождения от абстрактного к конкретному – при этом методе сначала находят главное свойство изучаемого объекта, а затем шаг за шагом – новые связи, свойства и так во всей полноте раскрывают сущность изучаемого объекта.

12. Формализация – метод построения абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых объектов и явлений. Сводится к оперированию со знаками, формулами. Шире всего применяется в математике, логике и лингвистике.

13. Идеализация – метод познания путем образования абстрактных объектов, принципиально не существующих действительности.(Примеры: точка, прямая, бесконечность и т.п.). Позволяет выделять исследуемые свойства объектов, представлять их в математической форме






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.