Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности восприятия музыки в хореографии






В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без музыки. Но чтобы интерпретировать музыку выразительным танцевальным действием, прежде всего надо уметь ее воспринять. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным восприятием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое музыку и движение.

Восприятие музыки - сложного многоуровневого явления - представляет для школьников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой - с возрастными особенностями ребенка.

На начальном этапе развития музыкального восприятия, ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие танца - одна из самых активных форм приобщения к хореографии, потому что при этом активизируются внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли.
Дети очень любят выражать свои впечатления от музыки, танца в рисунках, стихах, рассказах.

Для глубокого и тонкого восприятия, сопереживания, понимания музыки нужно уметь следить за агогическими оттенками: ускорениями и замедлениями темпа. Это умение можно развивать при помощи движений в темпе пульсации основных долей, или тактовых акцентов, или фразировки.

Задачи, которые ставятся перед детьми в процессе движения под музыку, заключаются в следующем:

1. Побудить детей к восприятию ритмической выразительности в музыке и передачи ее в движениях.

2. Приобщить детей к элементарным музыкально-ритмическим движениям:

- двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки (весело плясать радостную, плясовую, энергично маршировать под ритмичный марш и т.д.);

- менять движения под тихую и громкую музыку (например, на тихую музыку пляшут пальчики, на громкую - ладошки);

- различать разные по характеру части в музыке и менять движения в соответствии с разнохарактерной музыкой.

3. Приобщить к элементарным танцевальным движениям.

4. Побудить детей к первоначальным музыкально-творческим проявлениям.

Дети не только ощущают метроритмические акценты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения. Так, в хороводе; «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело калина» дети делают четыре хлопка и три прихлопа. Это уже ритмический рисунок.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-плас-тическая проработка музыкального материала, что является важным фактором для детей школьного возраста в силу их психофизиологических особенностей: во-первых, восприятие музыки у детей имеет ярко-выраженный моторный характер. Чем младше ребёнок, тем непосредственнее двигательно он воспринимает музыку, т. к. движение позволяет воспринять музыкальное произведение полнее, интенсивнее; во-вторых, двигательная природа свойственна воображению школьников (Л.С.Выготский). Многие игры детей являются продуктом двигательного воображения, которым часто присущи пантомимические и танцевальные движения. В сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях ребёнок создает художественный образ действующих персонажей, прежде всего посредством движений собственного тела. Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие её ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма

В зависимости от возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей изменяется. При глубоком восприятии музыкального искусства через движение, а ритмика дает эту возможность, волшебный мир музыки полностью раскрывает свою высочайшую художественно-эстетическую ценность. Для уроков ритмики, пластики, аэробики и хореографии лучше всего использовать произведения русских классиков и западноевропейских композиторов XVII - XIX вв., а также танцы разных народов, пьесы в современных ритмах.

Музыкально-ритмическое чувство должно, прежде всего, проявляться в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения, или - говоря другими словами - что восприятие музыки имеет активный, слухо-моторный характер.

Основной задачей обучения танцу является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование художественного вкуса и интересов. Дети должны сразу почувствовать, что движения и музыка органически связаны. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ. Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей конкретно-образный смысл.

Мелодия - основа музыкально-двигательного образа. Дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя. В танцах музыка помогает детям следовать за развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли. Для того, чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, надо воспитывать у них необходимые качества движения, дать им ряд танцевальных навыков.

Способность внимательно и верно воспринимать музыку, увлекаться ее содержанием необходимо воспитывать с первого года обучения, как только ученики твердо встанут на ноги, хорошо усвоят исполнительские приемы экзерсиса. Очень важно, чтобы в основе каждого урока, каждого учебного задания лежало осмысленное восприятие музыки.

Большое значение для способности тонко, четко, точно и правильно воспринимать музыку, уметь слушать ее, подчинить ее ритму и внутреннему характеру свое тело или замысел имеют чисто природные способности ученика. Это музыкальный слух и музыкальный ритм. Большое значение имеет тренировка этих качеств, воспитание необходимых музыкальных навыков и вкусов. И слух, и ритм можно воспитать у человека, если правильно и серьезно к этому отнестись.

Восприятие музыки - это творческий процесс, при котором, каждый человек становится сотворцом, переосмысливая смыслы музыки. В данном случае сотворчество имеет деятельную природу. Оно заключается в поиске субъективного двигательного отклика, который возможен лишь в виде импровизационного движения.

Во время импровизируемого движения ребенок не переводит музыку на язык пластики, не пытается ее объяснить - он в ней просто живет несколько минут ее реального звучания - так как может прожить эту музыку здесь и сейчас. Это есть телесно-интуитивное переживание целостного музыкального образа.

Движение доставляет детям ни с чем несравнимую радость. Педагог, который хочет учить танцам на основе принципа удовольствия, не может не учитывать серьезно данный факт. Танцы народов мира и свободные импровизации на музыку к ним являются яркой и очень привлекательной частью работы. Танец обогащает слух детей разнообразием интонаций музыки народов мира, способствует развитию культуры движений.

Вначале, чтобы познакомить детей с музыкой, предлагают им попробовать самим придумать движения для нового танца, т.е. импровизировать. Из движений детей составляют несложный танец с последующим его исполнением. Затем показывают свой вариант. Для детей обычно используют облегченные стилизованные варианты танцев.

Ограниченность возможностей детей в использовании движений и рисунков компенсируется элементарной театрализацией и красочной атрибутикой. Так, бразильскую самбу дети танцуют с маракасами, китайский танец с бумажными фонариками, а африканский – со звенящими браслетами на руках и ногах. Можно предложить детям импровизировать аккомпанементы на шумовых и ударных инструментах параллельно со звучащей фонограммой. Ученики вполне могут составить небольшой ансамбль и заменить фонограмму несложного танца живым его звучанием.

Так постепенно дети становятся уверенны и в музыке, и в движении, радуются тому, что любят одно и другое. Методика должна пробуждать в детях импульс к творческим действиям.

Природа фантазирования под музыку, по-видимому, коренится в противоречии между естественным желанием человека услышать в музыке её жизненное содержание и неумением этого делать. Поэтому развитие восприятия музыки обязано опираться на все более полное раскрытие жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного мышления учащихся. Чем шире, многограннее на уроке будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже будут проникать учащиеся в авторский плане, тем больше становится возможность возникновения у них правомерных личных жизненных ассоциаций. В итоге процесс восприятия музыки будет более полнокровным, действующим.

Восприятие ребенком музыки гораздо полнее, если опирается на практические действия. Отмечено, что любое восприятие музыки сопровождается у детей двигательными проявлениями (раскачивания головой, корпусом; движения руками, ногами и др.). Поэтому некоторые движения - хлопки, танцевально-ритмические движения и др. успешно используются в качестве приемов, стимулирующих осознанное восприятие детьми характера мелодии, средств музыкальной выразительности.

К практическим методам относятся: упражнение и показ.

Упражнение - многократное повторение действия с целью его лучшего усвоения, формирования умения, навыка. Упражнения обычно сочетаются с объяснением, показом.

Показом считается демонстрация педагогом исполнительских приемов музыкально-ритмических движений. С помощью показа педагог демонстрирует детям правильные приемы в движении.

Необходимо стремиться к расширению и углублению у школьников целостного музыкального восприятия, сформировывать энтузиазм к жизни через увлеченность музыкой. Музыка обязана быть уроком высокого Искусства, уроком человековедения. Любой учитель знает, как принципиально и в то же время, как тяжело приготовить ребят к восприятию музыки. Практика указывает, что наилучшие результаты достигаются тогда, когда подготовительный этап к восприятию музыки отвечает важнейшим требованиям самого восприятия, когда он проходит так же живо, образно, творчески.

Ребенок, издерганный родителями, воспитателями и другими взрослыми, приходит на занятия с нехорошим настроением. Для этого ему нужно «разрядиться». И лишь разрядившись успокоиться и заняться реальным делом. Но у детей есть выход из такового положения. И этот выход обязан организовать взрослый. В этом случае можно использовать ритмическую компанию человеческого тела. Ритмическая организация - это ловкость, скоординированность, удобство. При этих условиях легче обучаться. К примеру, дать такие задания: изобразить телом, как падают листочки, мыть пол, следя, что происходит с тряпкой, как она изгибается, как её выжимают, как с нее капает вода и т.д., а потом изобразит половую тряпку.

На уроках хореографии с детьми обширно употребляется пантомима, т.е. дается детям задание изобразить какую-то жизненную ситуацию (взять нитку и иголку и пришивать пуговицу и др.). Пантомима увлекательна и полезна детям любого возраста, в особенности тем, у кого проблемы с воображением. Эта система обучения помогает детям глубже проникать в «тайники» музыки и в ее восприятие.

Формирование у детей школьного возраста восприятия музыкальных образов и возможности передать их посредством движения танца является основной задачей занятий хореографией. Музыкальные образы составляются в результате одновременного взаимодействия различных средств музыкальной выразительности. Выразительная мелодическая линия, ладовая окраска, временные соотношения, гармония, другие нюансы – всё это необычайно важно для выявления эмоционального характера движений. Но основное, решающее, что может быть выражено с помощью танца – это развитие и смена музыкальных образов, структура музыкального произведения, темповые, динамические, метроритмические изменения. С помощью музыкально-ритмических движений происходит развитие эмоционального восприятия музыки и формируется чувство ритма. Восприятие и воздействие музыки тесно связаны с эмоциональной сферой человека. Восприятие музыки идет через эмоции, но эмоциями не кончается, переходя в процесс осмысления.

На восприятие музыки в хореографии оказывают значительное влияние индивидуальные характеристики личности. Такие как: психическое и эмоциональное состояние, степень новизны музыкального стиля, индивидуальные предпочтения, степень музыкальной грамотности. Темперамент ученика так же способен оказывать некоторое влияние на процесс восприятия. Отечественные исследователи видят в музыке способность побуждать, регулировать поведение человека, и отводят ей воспитательную, стимулирующую роль.

Отметим, что музыкальность ребенка зависит от специфики взаимосвязи ее структурных компонентов, степени и качества их развития. Поэтому одной из педагогических задач, обеспечивающей оптимальное формирование музыкальности на начальном этапе, является установление типа музыкальности у ребенка. Эмоциональное выслушивание музыки и перевод ее в движения собственного тела служат импульсом для развития музыкальности учащихся детской школы искусств.

Воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения и способствует творческим проявлениям в самостоятельной деятельности, другими словами, музыкальное воспитание – это не только процесс развития музыкальности, способности понять, но и глубоко пережить, прочувствовать музыку.

Характеризуя эстетическое и музыкальное воспитание и развитие, нужно обязательно обратить внимание на целостность их особенностей. Так как музыкальное развитие – это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Развитие происходит в следующих направлениях:

1. в области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более разнообразным эмоциональным реакциям;

2. в области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различий музыкальных звуков к целостному, осознанному восприятию музыки;

3. в области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;

4. в области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию – к самостоятельным, выразительным и творческим проявлениям в музыкально-ритмическом движении.

Главной особенностью восприятия музыки в хореографии является активность, которая выражается в определенном действии. Умение слушать и понимать музыку, разбираться в основных ее формах и средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее красоты - всему этому учит хореография. Прежде всего, музыкальное восприятие обогащает элементы хореографии, в частности, пластики, поскольку отражение разнообразных жизненных образов и впечатлений в доступной и интересной форме музыкального движения - один из наиболее адекватных школьному возрасту видов музыкальной деятельности. В нем развивается весь комплекс музыкальных способностей, главным образом, эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальное мышление.

Известно, как велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, как важно переживать ее в движении. Необходимо помнить, что именно в дружественном союзе музыки и танца зарождаются творческие способности учащихся. Именно благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными значительно ярче и эмоциональнее воспринимается музыка.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.