Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития музыкальности на уроках ритмики, классики и народного танца






Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант. Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале.

Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной классической и современной музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве.

Первое знакомство с танцем происходит на занятии с помощью танцевальных упражнений, музыкальных игр и танцевальных композиций. Разумеется, во время работы идет интуитивное восприятие материала и особенно сложных требований к учащимся. Педагог тщательно отбирает музыкальные произведения для танцевальных композиций, которые должны быть доступны и понятны для детского восприятия по стилю, жанру и характеру, иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок и квадратную форму.

Объединяющим началом музыкально-двигательного комплекса на современном этапе является ритмика, впитывающая в себя все части работы и дающая многочисленные способы проработки всех отделов музыкально-двигательного воспитания.

Ритмика исходит из законов движения человеческого тела в пространстве. Базируется она на законах музыкального ритма. Для достижения положительных результатов движение должно быть организовано, точно дозировано в распределении времени, пространства и силы. Таким организатором является музыкальный ритм. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых приобретают соответствующий характер.

Первоклассники обычно приходят на первый урок ритмики полные интереса и ожидания. Многие из них уже не раз встречались с музыкой – все они, конечно, охотно прыгали, скакали, бегали, как это свойственно всем детям. Но далеко не все из них учились соединять музыку с движением, что могло бы им дать и новое ощущение музыки, и новое качество движения. С самого начала работы дети должны приобрести первые необходимые музыкально двигательные навыки: они привыкают внимательно слушать музыку во время движения – начинать или оканчивать движение, сменять одно движение другим. Все эти «команды» дает музыка; без внимания к ней музыкальное движение невозможно и неинтересно.

Что дают занятия ритмикой? Ритмика - (от греч. rhythmos - порядок движения) - это передача музыки через движения, это эмоциональный отклик на музыку. Ритмика - это выполнение простых танцевальных упражнений под музыку. Она доступна детям, начиная с раннего возраста. Ритмика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, разученные на уроке, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка. Профессор Крестовников в " Очерках о физиологии физических упражнений", писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода. Тем самым, ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Для этого они используют разнообразные выразительные средства – движения и мимику. К.Станиславский считал, что артисту надо учиться играть у ребенка. Основная цель на занятиях ритмики – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Для полноценного восприятия музыкальных произведений на занятиях ритмики и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности ритмического рисунка. Ритмическое движение под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.

Рассмотрим некоторые задачи воспитания и обучения на занятиях ритмикой: учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски на занятиях и во время другой деятельности; развивать чувство ритма: учить ребят ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая ее в движениях; развивать художественно-творческие способности, которые у детей школьного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построений хороводов, использовании этих знаний в самостоятельной деятельности.

Таким образом, занятия ритмикой можно разбить на этапы, первым из которых: добиться, чтобы ритмика движений элементарно совпадала с пульсом музыки. С этим справляются многие. А следующий этап – чувство интонационной краски, чувство оттенков музыки. Не все это слышат.
Например, иногда педагог видит интересную хореографию, но понимает, что если взять другую музыку, то ничего не изменится. Для него важно, чтобы музыка и движения были словно специально созданы друг для друга.

Основополагающими дисциплинами в хореографии являются классический и народно-сценический танец. Изучение классического танца обычно начинается с разучивания классического экзерсиса, именно он занимает основную часть урока (экзерсис у палки, на середине зала и allegro). Изучение народно-сценического танца так же начинается с изучения экзерсиса у палки и на середине зала. Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведется в соответствии с программными требованиями хореографа. Экзерсис у палки состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования. На первом-втором году обучения дети занимаются общедоступной хореографией. В этот момент вырабатывается правильная координация движений, постановка корпуса, головы, рук, развивается мускулатура ног. В процессе этих занятий они получают знания о ритмической организации, размерах, музыкальных образах, которые они воплощают в танцах, этюдах.

На первом году обучения классическому танцу детям даются основные начальные представления о нем. На начальном этапе это делается на знакомом или не сложном музыкальном материале, чтобы учащимся было легче организовать свои движения в соответствии с музыкой. Далее комбинации усложняются, усложняется музыкальный материал. Это можно проследить на конкретных примерах: марш под музыку используется на уроке для развития чувства ритма и согласованности движений с музыкой. В начале упражнения идут в едином темпе, а по мере усвоения - в разных темпах: с ускорением или замедлением, с паузами, с различной ритмической организацией.

Рассмотрим основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением на уроках классического и народно-сценического экзерсиса.

Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами, научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства, уметь точно исполнять preparation во время вступления. В процессе освоения нового музыкального материала участвуют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Поэтому материал дается в целостном виде, а не раздробленно. Педагог-хореограф показывает движения под музыкальное сопровождение (первый этап – одно-два занятия).

Второй этап – формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи: умение исполнять движения в соответствии с характером музыки, углубленное восприятие и передача настроения музыки в движении, координация слуха и характера движений. На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий. Этот этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала для каждого движения классического и народно-сценического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями (квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер).

Третий этап – образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи: эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса, развитие самостоятельной творческой активности детей. На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным. Автоматизируется способ выполнения задания. Учащиеся сознательно решают поставленные пред ними задачи, опираясь на приобретенные навыки слушания и танца. В процессе систематической работы, учащиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. Они проникаются содержанием произведения, красотой формы, образов. У детей развивается интерес и любовь к музыке. Через музыкальные образы дети познают прекрасное в окружающей действительности.

В процессе работы необходимо уделить первоначальное внимание знакомству с музыкой и ритмическим рисунком марша, польки, вальса, мазурки, полонеза, на не сложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются небольшие и несложные для восприятия музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини-этюд, или воплотить конкретный образ под конкретно заданную музыку. На следующем этапе обучения дети вновь на уроках сталкиваются с этими танцами или движениями, но уже на более сложном музыкальном материале.

Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса, должны обладать следующими свойствами:

1. Квадратность. На начальном этапе очень важно, чтобы произведение можно было разбить на квадраты. Это значит, что одно движение делается 4 раза: крестом–вперед, в сторону, назад, в сторону. Квадрат состоит из тактов в размере 2/4 или 4/4. В дальнейшем, по мере обретения танцевальной техники, темп ускоряется, но квадратность остается. Составляется, например, комбинация из двух движений по квадрату – это равно фразе из восьми тактов: одно движение – 1 такт, или три движения по квадрату равны 12 тактам. На третьем году обучения классикой это свойство уже не имеет такого значения, как на первом, году, так как дети выучивают упражнения в чистом виде, а создаваемые комбинации становятся более сложными, и в них движения могут изменяться не по квадрату. Здесь берутся более сложные размеры: ¾, 6/8 и т.д., и используется более быстрый темп.

2. Определенный ритмический рисунок и темп. Для исполнения таких движений, как Adagio, tendus, Rond de jambe, par terre, ритмический рисунок не имеет особого значения, но имеет значение темп. Он должен быть медленным и мелодия должна быть лирической, так как движения исполняются плавно и медленно. Для исполнения движения battements tendus - необходим четкий ритмический рисунок, а также присутствие синкопированного ритма. Исполнение этих движений идет в быстром темпе восьмыми нотами, в музыкальных фрагментах должны присутствовать шестнадцатые и восьмые длительности (размер 2/4 или 4/4 при медленном исполнении).

3. Наличие затактов. Любой затакт имеет немаловажное значение в исполнении движения, кроме того, он определяет темп всего упражнения. На начальном этапе, когда движение разучивается и исполняется на сильную долю, затакт не играет решающей роли, так как движения на этом этапе исполняются в медленном темпе по квадратам на сильную долю (battements tendus, battements tendus jetes, battements frappe). В дальнейшем же это качество играет немаловажную роль. Любой затакт, помимо того, что определяет темп упражнения, делает музыкальный фрагмент более четким, активизирует упражнения, акцентируя слабую долю. Затакт может быть использован во всех упражнениям, так как с него легче начать исполнять движение.

4. Темповые и метрические особенности. Размер 2/4 может употребляться для различных упражнений. Но темп исполнения и сама техника всегда различны. Battements tendus, battements tendus jetes, battements frappes могут исполняться в размере 2/4 в темпах allegro, moderato. А упражнения battements fondues, plie, passé par terre - в размере 2/4 в темпах adagio, lento. Rond de jamb par terre может исполняться в размере ¾, то есть, одно движение на 1 такт. Таким образом, темп замедляется до adagio (или одно движение -полный круг - на 4 такта. То же самое происходит и с размером 4/4. Темп в этом размере может на различных движениях варьироваться от lento до andanteno.

5. Метро-ритмические особенности. На начальном этапе мелкие длительности могут исполняться в 2 раза дольше, но при этом характер мелодии не должен искажаться. По мере выучивания движений темп ускоряется. На начальном этапе, когда идет разучивание движения, концертмейстер играет в медленном темпе, по мере выучивания темп ускоряется. То же самое происходит с preparation и при внесении в комбинацию поз.

Если музыкальный фрагмент шел в медленном темпе, то это не играет существенной роли, особенно если поза присоединяется в конце. Если же она в середине, то раздвигается музыкальный квадрат. Если музыкальный фрагмент был быстрым, то в момент позы он должен перейти на плавную лирическую мелодию в медленном темпе. Когда любое упражнение закончено, сход с начальной позицией происходит на 2 дополнительных заключительных аккорда. Следует оговорить, что все основные упражнения классического экзерсиса у палки исполняются так же и на середине зала (но в более упрощенном варианте); в дальнейшем к ним прибавляется allegro.

Занятия классическими танцами позволяют ребенку войти в мир музыки и танца и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.

Частью хореографической системы является народно-характерный танец - огромный, достаточно самостоятельный раздел хореографического танцевального искусства. По своей структуре он во многом схож с классическим танцем, главное же отличие заключается в том, что в народно-характерном танце акцент делается, прежде всего, на музыкальную и эмоциональную выразительность исполнения, а не на чёткость и отточенность техники, как в классическом танце, хотя это тоже, бесспорно, важно. Данная особенность объясняется тем, что изучение любого народного танца - это, прежде всего, постижение музыкальных, двигательных, эмоциональных и культурных характеристик народа в их совокупности. Именно взаимосвязь этих характеристик является залогом эмоциональной яркости, выразительности и неповторимости каждого народного танца.

Народно-сценический танец является одним из главных предметов специального цикла хореографических дисциплин, расширяя и обогащая исполнительские возможности обучающегося. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа.

Проходя курс народно-сценического танца, обучающиеся овладевают разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, развивают готовность в любую минуту и с одинаковым успехом исполнить всякий танец, будь то испанский, чечётка, украинский гопак или занимательная итальянская тарантелла. Важнейшей задачей всего курса обучения является воспитание эмоциональной выразительности исполнения, точная передача национального стиля и манеры народного танца. В процессе обучения в детской школе искусств, необходимо чутко улавливать индивидуальные особенности танцев, в связи с тем, что у каждого народа своя координация движений, своя музыка, свои акценты, паузы и темперамент.

В предварительных замечаниях к программе на начальном этапе специально обращается внимание на то, что нередко применяемый на занятиях прием хлопания в ладоши необходимо использовать не только для развития ритмического чувства как такового (ритмическая точность хлопка), но и обязательно для развития музыкальности. В данном случае преподаватель показывает особую манеру движений, присущую народным танцам. Например, в «Камаринской» или «Калинке» у мальчиков будут уместны удалые хлопки в ладоши с поворотом корпуса, у девочек — лукавые, задорные покачивания головой. В «Арагонской хоте» те же простые движения, окрашеныe характерным испанским колоритом музыки, будут выглядеть совершенно иначе, особенно если к ним добавить пощелкивание пальцев, имитирующее звучание кастаньет [12].

Совмещение музыкального счета с танцевальными движениями происходит без музыкального сопровождения и делится на два этапа. Первоначально преподаватель медленно исполняет элементы танца вместе с ребятами, ведя при этом музыкальный счет. Затем темп постепенно возрастает до необходимого. Педагог обращает внимание детей к музыке, и оно обостряется предварительным прослушиванием и обсуждениями музыки нового танца.

Разъяснив детям содержание упражнения и его структуру, педагог предупреждает детей, чтобы они приготовились к движению с началом музыки, а затем предоставляет им выполнять задание так, как они его поняли, как им подскажет музыка. Преподаватель дает возможность привыкнуть к последовательности движений и совмещенному с ними счету. После чего танцоры начинают самостоятельно исполнять танец под фонограмму уже без помощи взрослого. Самостоятельное исполнение детьми танцевальных вариаций возможно, когда они хорошо отработаны путем многократных повторений.

Наиболее успешным приемом обучения народному танцу является игра. Игра преследует цель научить ребенка слушать и слышать музыку, располагать исполняемый модуль строго в соответствии с музыкой. Как пример можно рассмотреть игру “Перекличка”: девочки делятся на две линии и стоят лицом друг к другу. Девочки одной линии исполняют под музыку определенный модуль один раз, в это время девочки второй линии слушают музыку. Они вступают и исполняют этот модуль на счет “и два” музыкального сопровождения первого такта. В это время девочки первой линии должны внимательно слушать музыку. Им необходимо вступить на счет “и раз” второго такта, т.е. идет перекличка линий.

На первоначальном этапе исполнение движений на каждую четверть музыкального сопровождения не получается. Можно более широко раздвинуть исполнение модуля в музыке, т.е. на “и раз” первого такта исполняет одна группа, а на счет “и раз” второго такта вступают другие. Такое широкое расположение позволяет детям, с одной стороны, следить на какой ноге вес тела, слушать музыку и успеть сообразить в каком месте им необходимо вступить в соответствии с музыкой. При последующем проучивании дети делают движения уже на каждую четверть музыкального сопровождения.

Главной задачей на данном этапе остаётся доставление детям радости от музыки, движений и музыкальных игр. Крайне важно в этот период развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, желание двигаться в соответствии с музыкой. Способствовать запоминанию движений, связанных с музыкой. Дети чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище) сказываются на двигательных возможностях, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер.

Второй прием в обучении танцу - усложнение материала из урока в урок. Примером усложнения может служить перепляс. Девочки в двух линиях стоят лицом друг к другу. Первая линия исполняет определенный модуль, повторяя его три раза подряд. Вторая линия девочек в это время слушает и отвечает первой линии другим модулем. Затем проводится дальнейшее усложнение. Построение девочек аналогичное.

Усложняется первый модуль. Он начинается не из затакта, а на счет “раз” первого такта с удара ногой об пол. Девочки первой линии исполняют его три раза подряд. Вторая линия девочек отвечает, исполняя второй модуль четыре раза подряд.

Другим приемом является ускорение темпа произведения. Движение начинается с медленного темпа музыкального сопровождения и постепенно в течение 2-5 минут доводится до быстрого и очень быстрого. Темп движения определяет лидер. Тот, кто продержится дольше всех в исполнении данного модуля - победил. Из игры дети выбывают постепенно, но каждый старается продержаться подольше.

Приемов проучивания, как и самих модулей очень много. Девочек можно делить и на четыре группы и использовать сразу четыре модуля. Можно на четырех группах использовать и один модуль, но усложнять его для каждой группы.

Использование модульно-блочной системы формирует навыки исполнения лексики народного танца. Поэтапная, модульно-блочная система выработки навыков хорошо развивает возможности учащихся запоминать и воспроизводить практически любые комбинации из лексики мужского и женского танца. С ее помощью можно проучивать лексику танца любой национальности. Она способствует развитию музыкальности и ритмичности учащихся, развивает тонкую и точную моторную реакцию ребенка, развивает память, великолепную координацию и устойчивость - качеств, необходимых исполнителю народного сценического танца. В течение короткого срока приводит к хорошим результатам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.