Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологического знания






Педагогическая психология как наука. Предмет педагогической психологии. Теоретические и практические задачи педагогической психологии. Проблемы педагогической психологии. Проблемы зависимости психологического развития ребенка от системы педагогических воздействий; оптимального соотношения обучения и воспитания; связи способностей и задатков, созревания, обучения и развития; одаренности и педагогической запущенности; готовности детей к обучению в школе; дифференциации и индивидуализации обучения. Понятийно-терминологический аппарат педагогической психологии. Методы педагогической психологии.

Психология обучения. Понятие о научении. Типы научения. Виды научения. Педагогические возможности применения различных видов научения в школе. Понятия «рост», «созревание», «развитие», «становление» в педагогической психологии. Разные подходы к определению обучения. Проблема соотношения обучения и развития в науке. Зона ближайшего развития. Зона актуального развития (по Л.С. Выготскому). Психологические особенности процесса обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Понятие о развивающем обучении. Технология развивающего обучения Л.В. Занкова. Технология развивающего обучения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина. Проблемное обучение как разновидность развивающего обучения. Психологические особенности программированного обучения. Психологические особенности компьютеризации обучения. Психологические последствия информатизации обучения. Понятие об учебной деятельности (учение – учебная деятельность – обучение). Отличие учебной деятельности от других видов деятельности. Внутренняя структура её. Психологические особенности и развивающий характер учебной деятельности. Внешняя структура учебной деятельности: учебная мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль, оценка. Понятие о мотиве (мотив – мотивация – мотивационная сфера). Психологические теории мотивации. Виды учебных мотивов школьников. Учебная задача. Отличие учебной задачи от других видов задач (по Д.Б. Эльконину). Характеристика учебной задачи. Средства в решении учебной задачи. Психологические требования к учебным задачам. Учебная задача и проблемная ситуация. Действия в структуре учебной деятельности. Виды учебных действий. Контроль (самоконтроль) как структурный компонент учебной деятельности. Функции контроля знаний. Виды контроля. Оценка (самооценка). Оценка и отметка. Виды оценки. Психологические проблемы оценивания. Усвоение – центральное звено учебной деятельности учащегося. Виды, этапы и уровни усвоения знаний. Усвоение и понимание. Навык как результат усвоения. Роль памяти в усвоении знаний. Понятие о мотиве и мотивации в структуре личности. Учебные мотивы в структуре мотивации школьника. Виды учебных мотивов. Психологические подходы к учебной мотивации: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология. Возрастные особенности учебной мотивации. Роль оценки в формировании учебной мотивации.

Психология воспитания. Соотношение понятий «воспитание», «формирование», «социализация» и «становление». Роль наследственности и среды в процессе воспитания. Психологические подходы к проблеме воспитания: бихевиоризм, психоанализ, гуманистические теории. Психологические механизмы воспитания. Идентификация как механизм семейного воспитания. Убеждение, его виды. Внушение, виды внушения. Приемы внушения и влияние на личность. Механизмы заражения и подражания в процессе воспитания. Возрастные особенности воспитания. Гендерные особенности воспитания. Воспитание и мотивационная сфера личности. Психологические условия воспитания.

Психология педагогической деятельности и общения. Структура педагогической деятельности. Профессиональные мотивы учителя. Стиль педагогической деятельности. Виды стилей: авторитарный, демократический, попустительский. Понятие педагогического общения. Рефлексия и эмпатия в структуре педагогического восприятия. Психологический анализ урока в деятельности педагога. Уровни психологического анализа урока. Схема психологического анализа урока.

Психологические особенности личности учителя. Психологические подходы к изучению личности учителя: психоанализ, бихевиоризм, гуманистические теории. Психологическая структура личности учителя: направленность, убеждения, мировоззрение личности учителя. Я-концепция и профессиональная идентичность личности учителя. Педагогические способности как свойства личности учителя, классификация их. Индивидуально-типологические особенности личности учителя. Синдром эмоционального выгорания. Профессиональное развитие. Психологические проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Личностные деформации и деструкции. Стереотипы в сознании учителя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.