Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диффузное одиночество






Согласно нашей модели, диффузное одиночество возникает при преобладании у субъекта тенденции иден­тифицировать себя С другими людьми, социальными группами, идеями и т. д.

Впервые понятие «идентификация» было введено 3. Фрейдом для интерпретации явлений патологической депрессии. Это дает основание считать крайние формы идентификации одной из причин возникновения погра­ничных психических состояний и расстройств. Почему же такое происходит? Что лежит в основе этого?

Понятно, что человек, идентифицирующий себя с другим, отказывается от проявлений своих собственных истинных особенностей, стремлений, интересов. Он не просто подражает другому, он «вживается» в него. Чело­век начинает жить не «от себя», а от объекта своей иден­тификации. Что здесь первично: потеря «Я» или преобла­дание идентификации?

На самом деле - это замкнутый круг: одно ведет за собой другое, и не просто ведет, но и усиливает. Пусковым моментом здесь является недовольство собой, неудовле­творенность собственной жизнью. Непринятие себя по­буждает человека либо искать пути самосовершенствова­ния, либо копировать того (тех), кто кажется успешным или просто довольным жизнью.

Процесс самосовершенствования достаточно слож­ный, требующий не только времени, но и волевых и ин­теллектуальных усилий, выработки эмоциональной ус­тойчивости и много другого. Кроме того, здесь абсолютно необходимо глубокое самопознание, а именно это вызыва­ет дискомфорт, приносит боль, потому что познавать-то, по сути, нечего. Нечего - в смысле ничего хорошего - че­ловек не знает в себе, не находит в виду закрытости, нере­ализованное™ светлого потенциала, а от плохого в себе


он хочет спрятаться, укрыться иод маской другой личнос­ти, якобы успешной или просто хорошей. Поэтому чаще всего человек, избавляясь от боли осознания собственно­го несовершенства, уходит от себя, заполняя образовав­шийся вакуум чужой экзистенцией. А это всегда трагично. Возможно, что ничего более трагичного для человеческой души и нет. Человек и в костюме чужом чувствует себя неуютно.

Иногда, спасая жизнь, трансплантируются чужие органы, и человек до конца своих дней знает о том, что жи­вет, благодаря чьей-то почке или даже сердцу. По свиде­тельству таких людей, их не покидает ощущение чужерод-ности в собственном организме. Но они знают об этом и обычно сознательно идут на такую операцию.

Эти аналогии лишь на первый взгляд могут пока­заться преувеличенными, натянутыми. На самом деле человек - существо, объединяющее в себе три измере­ния - физическое (пространственная протяженность, тело), психологическое, или душевное (иногда его назы­вают эмоциональное, что не оправданно суживает душу), и духовное (вера, идеалы, стремления). О каком бы ас­пекте человеческой жизнедеятельности мы не говорили, важно учитывать эти три измерения во взаимодействии друг с другом. Эта трехмерная система является и отра­жением, и презентацией трехмерного мира, в котором су­ществуют трехмерные объекты, в том числе - человек. Если происходят какие-то изменения, нарушения в од­ной из координат, естественно, что это отражается во всей системе, то есть человек приобретает новые коорди­натные измерения. Представленная система является иерархической: физическая координата подчиняется психологической, а психологическая - духовной. При­менительно к этой системе сейчас мы рассматриваем психологическую координату.


Глядя на координатную схему, мы видим, что пси­хологическая координата сопряжена с одной стороны с духовной, с другой стороны - с физической, телесной. Это же касается и двух других координат: духовная свя­зана с психологической и телесной, а телесная - с психо­логической и духовной. Таким образом, изменения в од­ной из координат вызывают некие напряжения в двух других.

Развитие человека можно понимать как изменения трех координат в сторону снижения напряжения, то есть гармонизации. Понятно, что на такой (конечно, весьма ус­ловной) схеме наиболее гармоничной и энергосберегаю­щей формой будет сфера. Можно провести аналогию: все­сторонне гармоничное развитие человека на данную гра­фическую схему будет проецироваться в виде сферы, а точнее - сферической конструкции, так как каждая из координат может быть рассмотрена как бесконечно ус­ложняющаяся6 система.

' Впрочем, равно как н упрощающаяся.


 




Важно понять, что движение в сторону гармонии можно осуществить только за счет собственных ресур­сов - духовных, психологических, физических. Если же в эту систему привносятся чужеродные элементы, то до­стичь гармонии не удастся. Поэтому, о каких бы аспектах чужеродности ни шла речь - духовных, психологических, физических, все они неизбежно нарушат гармонию чело­века с самим собой, а следовательно, и с миром.

Для лучшего понимания природы диффузного оди­ночества7 рассмотрим лишь по одному примеру вторже­ния чужеродных компонентов в координатные измерения человека, проявления и последствия этого.

Если вести речь о физической составляющей, то на­иболее простым и очевидным примером вторжения чуже­родных компонентов выступают вирусы. Проявления и последствия вирусного заражения организма знакомы каждому человеку. Это и грипп, и гепатит, и СПИД, и многие другие болезни.

В духовном плане ярким примером вторжения яв­ляются деструктивные культы, идеология которых (чуж­дая здравому смыслу) разрушает человека, иногда до ос­нования, необратимо. Безусловно, деформации Духа яв­ляются самыми опасными, так как эта координата иерархически верхняя, ей подчиняются другие две.

И наконец, в психологическом аспекте в качестве вторжения можно рассматривать попытки жить жизнью другого человека, его потребностями, интересами, пере­живаниями и т. д. Другими словами, привнесение в свой внутренний мир любых элементов чужого внутреннего мира не может способствовать ничему позитивному в че­ловеке вообще и в его личности в частности. Поэтому

' Сразу отметим, что эта схема применима к пониманию и исследованию диффузного одиночества, но, безусловно, касается не только этого, но и мно­гих других феноменов человеческой психики и человеческого бытия.


диффузное одиночество, связанное с одной или множе­ственными попытками идентификации с другим челове­ком или людьми, все дальше уводит субъекта от собст­венной экзистенции, что неизбежно выражается не толь­ко в переживании одиночества, но и в огромном страхе перед ним.

Итак, потребность в идентификации с другим есте­ственным образом связана с потерей человеком собствен­ного «Я», что приводит к чувству глубокого экзистенци­ального одиночества, затерянности в мире и боязни этого мира. Подобное описано Д. Рисменом в книге «Одинокая толпа»: утрата собственной индивидуальности либо нео­сознанность таковой делает человека одиноким. Фор­мальное объединение таких людей создает «одинокую толпу», которая функционирует согласно законам толпы, а не сознательной группы или общества. Бытие индиви­дов, составляющих «одинокую толпу», характеризуется переизбытком формального общения, активным поиском интимности и приватности, острой потребностью в едине­нии с другим человеком и, что самое страшное, невозмож­ностью последнего.

Единение одного человека с другим возможно лишь на основе сопричастности двух индивидуальностей идее взаимного разделенного бытия. Единение - это прерога­тива развитых личностей, это осознанный выбор самосо­знающих субъектов. Единение недоступно для тех, кто не­достаточно осознает себя, а тем более потерял собствен­ное «Я».

Таким образом, напрашивается вывод: развитие са­мопознания и самосознания - естественный процесс пси­хологически здоровой личности, а значит, диффузное одиночество ей свойственно быть не может и является по­казателем обратного, то есть психологического неблаго­получия - нездоровья.


Теперь более подробно остановимся на том, что же происходит с человеком в состоянии диффузного одиночества. Напомним, что приводит к переживанию диффузного одиночества нарушение динамического равновесия в личности процессов обособления и иден­тификации в сторону преимущественного действия по­следнего. Преобладание идентификации с внешними объектами все дальше уводит человека от собственного «Я», делает невозможным или крайне ограниченным личностное обособление, выделение себя из мира, а следовательно, тормозит рефлексию, останавливает личностный рост.

Личностный рост и развитие возможно только че­рез осознание себя, своих особенностей, качеств, черт, стилей общения, стратегий поведения и т. д. Это нужно в том числе и для того, чтобы самостоятельно прово­дить личностную коррекцию, если таковая окажется ак­туальной. Спонтанная коррекция собственного поведе­ния, эмоционального реагирования и других форм про­явления личности8 - естественный процесс для любого субъекта, наделенного сознанием. Нельзя что-либо ис­править, подправить, изменить в системе9, не зная ее свойств и исходного состояния. Поэтому ограничение самопознания (вследствие ограничения обособления и преобладания идентификации) постепенно приводит к потере своего «Я», что существенно тормозит разви­тие личности. Человек оказывается в личностной стаг­нации, что не только тягостно, но и разрушительно для него. Кроме того, все вышеперечисленное, как правило, не осознается человеком, что усложняет и отягощает ситуацию.


В состоянии диффузного одиночества человек стре­мится к другим людям, надеясь найти в общении с ними подтверждение своего бытия в мире, собственной значи­мости. Когда это не удается сделать, все более растет тре­вожащее чувство потери собственного «Я». А не удается это сделать, как минимум, по двум причинам.

Во-первых, субъекту диффузного одиночества, если можно так выразиться, нечем общаться. Ведь об­щение - это деятельность, предполагающая своего субъекта, то есть того, кто осуществляет эту деятель­ность своей личностью и сознанием10. Если человек идентифицирует себя с другим, значит, он отказывает­ся от себя, принимая и примеряя при этом чужую лич­ность и чужое сознание.

Общение можно понимать как особый вид взаимо­действия двух субъектов - носителей психики. Психика, как субъективный образ объективного мира, по определе­нию уникальна, неповторима в гораздо большей степени, чем, например, отпечатки пальцев. Если же один из этих субъектов общения (человек, переживающий диффузное одиночество) отказывается от собственной уникальности и неповторимости, то истинное общение с ним становится невозможным. Вновь получаем взаимоисключающие факторы - желание истинного общения и невозможность его осуществления вследствие вышеуказанных причин, сочетающиеся в одном человеке - субъекте диффузного

одиночества.

Вторая причина заключается в том, что нечего под­тверждать, кроме собственного отсутствия. Потеря сво­его «Я», уход от собственной экзистенции делают невоз­можным подтверждение того и другого в обычном, специ­ально не организованном (профессиональном) общении.


 


s А в результате - личности в целом.

9 В данном случае под системой понимается сложнейшее образование -человеческое «Я».


10 Первый методологический принцип отечественной психологии - един­ство деятельности, сознания и личности.


Круг замыкается: нечем общаться и нечего подтверждать. Нет в индивидуальном восприятии себя - некому общать­ся. Отсутствует восприятие себя, не работает самосозна­ние, не существует «Я-концепция» - значит, и подтвер­дить собственное экзистенциальное бытие невозможно -нечего подтверждать. Вот и получается, что «то, неизвест­но что, ищет неизвестно чего». Мало этого, еще и «неизве­стно где, в ком (чем) и у кого». Человек, интуитивно пред­полагая, предчувствуя свое одиночество, еще, конечно, не осознавая его, уже испытывает тревогу и даже страх и также интуитивно ищет пути избавления от этого стра­ха, часто просто пытаясь «убежать» от него к людям. Он стремится быть «полезным» людям, по сути, желая лишь обрести собственную экзистенцию.

Человеку в таком состоянии важно ситуативно оп­ределить и выделить те моменты, где его присутствие в качестве сопереживающего будет принято, одобрено, значимо. Свою значимость субъект хочет видеть нагляд­но, например, в виде изменения состояния объекта иден­тификации. Именно поэтому он выбирает для выражения себя ситуации, где могут быть востребованы его готов­ность к выслушиванию, пониманию, сочувствию и полно­му вживанию в проблему11. Чаще всего это бывают ситуа­ции, связанные с сильными эмоциональными пережива­ниями, как положительными, так и отрицательными. Живя какое-то время чувствами другого, субъект диф­фузного одиночества как бы заполняет свой экзистенци­альный вакуум чувством нужности другим.

" Здесь необходимо отличать вынужденную идентификацию от истин­ной эмпатии. В случае идентификации человек не сопереживает, не сочувству­ет, а просто живет чужой жизнью. Он не предоставляет другому возможности использовать собственные ресурсы и не предлагает свои, так как их нет; не мо­жет предложить «опереться» на себя в трудную минуту, так как не на что. Строго говоря, идентификация это не взаимодействие, а внедрение в чужую жизнь с корыстными, хоть и неосознаваемыми так, целями.


Время самоотождествления с объектом зависит как от внешних, ситуационных факторов, так и от внут­ренних, в число которых входит и субъективное времен­ное пространство. Идентификация с объектом продол­жается до тех пор, пока ощутимо не изменится его зна­чимость, то есть пока он не попадет в разряд тех, которые мало интересуют субъекта. Это нужно пони­мать так: когда человек переживает состояния эмоцио­нального спокойствия и уравновешенности, субъект одиночества просто не может, не хочет с ним идентифи­цироваться, потому что это потребует истинно челове­ческого межперсонального общения и, следовательно, обращения к своему «Я», которое, как мы уже знаем, по­теряно, утрачено.

Циклы идентифицирования могут повторяться многократно, до тех пор пока по законам диалектики ко­личество не перейдет в качество, и одиночество из погра­ничной своей модальности не перейдет в патологичес­кую, то есть диффузное - в клиническое. С какого-то мо­мента субъект начинает осознавать отсутствие собственных переживаний или их полную зависимость от других людей. Он начинает остро чувствовать беспо­койство, тревогу безотносительно к конкретной ситуа­ции. Это может выражаться в беспокойстве за состояние здоровья родителей, детей, близких людей, хотя они не подают объективного повода к этому. Реже наблюдаются ипохондрические тенденции. В любом случае человек пытается «привязать» свое беспокойство к какому-то внешнему фактору. В то же время он интуитивно пони­мает, что в его жизни происходят бесконечные «неувяз­ки», что степень его внутренней напряженности не объ­ясняется внешними причинами. Его состояние не соотносится с обстоятельствами его жизни и не обуслов­ливается ими. Он начинает «ловить» каждый более или


менее подходящий момент для оправдания своего все бо­лее тревожного состояния. Это ему не удается, и человек попадает в состояние фрустрации, которое знаменуется угрозой психического срыва.

Отметим, что среди обратившихся к нам клиентов встречались такие, достаточно выраженные типажи. Их одиночество «пряталось» в бессознательном и было обус­ловлено потерей собственного «Я», иногда в силу особен­ностей их воспитания, иногда в силу выбранного ими стиля жизни. Они действительно были на грани психиче­ского срыва, практически полностью потеряв ориенти­ровку в своей жизни. Эти люди не понимали не только причины происходящего, но и не могли адекватно оце­нить то, что происходит с ними. Порой обычные жизнен­ные неурядицы, по сути мелочи, возводились ими в раз­ряд жизнеопределяющих проблем, в то время как серьез­ные события (особенно проблемы выбора) не занимали их внимания вовсе.

Многие исследователи считают, что одиночество имеет негативную эмоциональную окраску, люди его не только боятся, но и стыдятся. Эту позицию нам при­шлось учитывать в своей практической работе и, соответ­ственно, прикладывать особые усилия, чтобы «вывести» диффузное одиночество клиента в его сознание. Такое «выведение» может сопровождаться чувствами страха, вины и стыда, которым клиент, конечно, сопротивляется. Иногда этот процесс длится достаточно долго, так как клиенту нельзя предлагать альтернативу: одинок он или нет. Само слово «одиночество» достаточно редко упо­требляется в процессе психологического консультирова­ния, и в любом случае клиент должен сам определить свое состояние. Иногда клиенту необходима помощь вра­ча-психотерапевта, и такая возможность должна быть ему предоставлена.


Проявления диффузного одиночества в жизни че­ловека весьма обширны и многогранны, потому что об­ширны и многогранны объекты его идентификации. Оно может обусловливать проблемы в самых разных сферах жизнедеятельности человека: от интимной до деловой, что будет проиллюстрировано в эмпирической части. При отсутствии квалифицированной психологи­ческой помощи состояние диффузного одиночества, так же как и отчуждающего, может переходить в клиничес­кую форму.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.