Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизнь и смерть в духовном опыте человека. Проблема смысла жизни.






 

И.С. Кон// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.2. Философия человека. – Мн., 2005. – С. 537 – 538.

1. Как меняется отношение к жизни и смерти в истории духовной жизни человечества?

Первобытное сознание рассматривает смерть и возрождение как посменное чередование циклов, подобное смене времён года. При этом подчёркивается, с одной стороны, взаимосвязь жизни и смерти (вплоть до того, что мёртвые присутствуют среди живых), а с другой — прерывность бытия. В раннефеодальном обществе смерть мыслится как коллективная судьба, требующая покорности, ибо «мы все умрём.

В эпоху Возрождения личность начинают превозносить как высшую социальную ценность. Соответственно меняется отношение к человеческой жизни, ценность её. Люди осознают, что жизнь одна, и время, отведённое ей, скоротечно.

Страх смерти говорит о растущей привязанности к жизни. Земная жизнь начинает восприниматься как нечто самостоятельное, независимое от небесного блаженства.

Как только вопрос о смысле жизни приобретает светское звучание, он начинает переводиться на практическую почву: как жить и что делать?

Х. - Г. Гадамер// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.2. Философия человека. – Мн., 2005. – С. 473.

1. В чем заключается суть концепции «пограничной ситуации» в философии К. Ясперса?

Пограничные ситуации, по Ясперсу, суть те ситуации человеческого здесь—бытия, где человек должен полагаться только на самого себя и где в самом человеке обнаруживаются содержания, какие всегда бывают скрыты в процессе чисто функционального применения науки, нацеленного на овладение миром. Таких пограничных ситуаций много. У самого Ясперса особо выделена ситуация смерти, наряду с ней — ситуация вины. В том, как человек ведёт себя, когда он виновен, более того, когда он оказывается лицом к лицу со своей виной, нечто выходит наружу. Ясперс вводит в свою систему кьеркегоровское понятие экзистенции. Экзистенция — это обнаружение всего, что в человеке, собственно, есть.Решающее значение имеет здесь то обстоятельство, что такое обнаружение представляет собой не смутное проявление эмоций, а высветление, высвечивание. Ясперс употребляет термин «высвечивание экзистенции», а это значит: то, что было спрятано и существовало в скрытом виде, возгоняется в свет экзистенциального единства, собирающего внутри себя свою решимость.

2. Как определяет конечность бытия М. Хайдеггер?

Для Хайдеггера дело заключалось в том, чтобы перестать мыслить сущность конечности как стену, о которую разбивается наш порыв к бесконечному, и научиться позитивно понимать конечность как собственную основу всего состава человеческого бытия. Конечность значит временность, а «сущность» человеческого бытия заключается в его историчности — таковы знаменитые положения Хайдеггера, на которые он опирался, ставя свой вопрос о бытии.

Ж. Бодрийяр// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.2. Философия человека. – Мн., 2005. – С. 515 – 519.

1. Какое представление о смерти господствует в современном буржуазном обществе?

Вся наша культура — это одно сплошное усилие отъединить жизнь от смерти, обуздать амбивалентность смерти, заменив ее одним лишь воспроизводством жизни как ценности и времени как всеобщего эквивалента. Отмена смерти — наш фантазм, развивающийся во все стороны: в религиях это фантазм загробной жизни и вечности, в науке фантазм истины, в экономике — фантазм производительности и накопления. Ни одна другая культура не знает подобной различительной оппозиции жизни и смерти, где жизнь выступала бы как положительный член: жизнь как накопление, смерть как расплата.

2. Как извращается диалектика взаимосвязи смерти и бессмертия в буржуазном сознании?

Смерть по персональному дизайну, с комфортом, — все это неотъемлемое право, завершающая форма индивидуального буржуазного права. Собственно, бессмертие есть всего лишь проекция этого естественного личного права в бесконечность присвоение субъектом загробной жизни и вечности; неотчуждаемый в своем теле, он неотчуждаем и в своей смерти.

Н.Ф. Фёдоров// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.2. Философия человека. – Мн., 2005. – С. 506 – 508.

1. Какой поворот в развитии концепции смерти осуществил Н. Фёдоров?

Человек – существо, которое погребает. Погребение – путь к воскрешению. Человек смертный, значит он воскреситель. Смерть – свойство, состояние, обусловленное причинами, но не качество, без коего человек перестаёт быть тем, что он есть и чем должен быть.

2. Почему смерть не является законом жизни человека?

Смерть, обусловлена причинами, а не является определённым циклом жизни. Смерть конечно всегда случается, но время прихода зависит от того, как человек вёл себя в жизни.

3. Как мыслитель понимает долг воскрешения?

Стыд рождения, страх смерти сливается в одно чувство преступности, откуда и возникает долг воскрешения. Принимая, что наше рождение есть смерть родителей, цель даётся вместе с сознанием тогда, как принимая положение позитивистов, выводящих самопожертвование из акта рождения, нельзя понять, почему самопожертвование предпочтительнее эгоизма, вытекающего из питания. Альтруизм – термин отвлечённой нравственности. Знать только себя есть зло, знать долго других есть добродетель, которая указывает на существование зла в обществе, но не устраняет его. Нужно жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех.

В. Франкл// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.2. Философия человека. – Мн., 2005. – С. 143 – 145.

1. Как взаимосвязаны смысл жизни человека и его совесть?

Совесть – орган смысла. Ее можно определить как способность обнаружить тот единственный смысл, который кроется в любой ситуации. Воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации. Из всего этого вытекает, что смысл должен меняться как от ситуации к ситуации, так от человека к человеку. Так и совесть действует в зависимости от ситуации. Инстанция, перед которой мы несем ответственность – это совесть.

2. Какие существуют пути нахождения смысла жизни?

Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Пути:

1. Человек может усмотреть смысл в действии, в создании чего либо.

2. Человек видит смысл в том, чтобы переживать что-то,

3. он видит смысл в том, чтобы кого-то любить.

Первый путь – это то, что он даёт миру в своих творениях.

Второй путь – это то, что он берет от мира в своих встречах и переживаниях.

Третий путь – это позиция, которую он занимает по отношению к своему тяжелому положению, в том случае, если он не может изменить свою тяжёлую судьбу.

3. Почему даже в самых безнадёжных ситуациях сохраняется смысл жизни человека и в чём он состоит?

Ценности могут быть созидательными, которые находятся в продуктивных творческих действиях.

Ценности переживания.

Человек в безнадёжной ситуации открывает в себе высшие ценности и начинает их ценить, поскольку они дороги, таким образом он хочет избавиться от этой несправедливой ситуации и начинает ценить то, что называется ценностями отношения.

Жизнь человека полна смысла до самого его последнего вздоха. И пока сознание не покинуло человека, он обязан реализовывать ценности и нести ответственность.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.