Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное и биологическое в человеке. Современные проблемы социоантропогенеза.






 

Авторский текст// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 462 – 474.

1. Почему проблема социоантропогенеза является в настоящее время одной из актуальнейших проблем современной социальной философии?

Современному человечеству, несмотря на его всемогущество на Земле (а может и благодаря этому всемогуществу), грозит возможность биологического исчезновения и превращения в ископаемые останки, которая давно осуществилась в отношении неандертальцев.

2. Как в современной социальной философии анализируется проблема социоантропогенеза?

В работах современных историков, антропологов и философов по проблеме социоантропогенеза присутствует мысль о коэволюции биологического развития человечества с их социальным и культурным развитием. Биологическая эволюция даёт лишь возможность превращения стада в человеческое сообщество и она зависит от социокультурной деятельности человеческого сообщества.

3. Какие факторы обусловили возникновение человеческого общества?

1) с изготовлением и применением орудий труда, которые представляли собой своеобразное продолжение органов тела человека. Хотя высшие животные спонтанно применяют те или иные приспособления для охоты и добывания пищи, но только человек изготавливает и использует целую систему орудий труда. Эта система с социокультурным развитием человеческого сообщества усложняется и постепенно превращается во «вторую природу», которую человек ставит между собой и своим естественным окружением.

2) с ограничением действия биологических инстинктов, с их подчинением надбиологическим нормам, необходимых для существования общества как целого. При этом данные нормы распространяются на всех членов первобытного коллектива без исключения. Нарушение данных норм ведут к санкциям по отношению к индивиду со стороны социально целого.

3) с созданием системы различных техник, превращающих психику и биомоторику индивида в психику и биомоторику поведения человека как социального существа. Например, длительные ритуальные действия, пляски и т.д. первобытных племен нацелены на то, чтобы подчинить тело и психику разуму коллективного действия. Подавление зоологического индивидуализма и эгоизма обуславливается и наличием так называемого первобытного коммунизма., когда все средства производства находятся в собственности первобытного рода.

4) с доминированием передачи информации об окружающей среде, о системе поведения через социальную наследственность. Этим объясняется и появления языка в широком смысле слова как совокупности символических систем.

4. Почему решение проблемы социоантропогенеза даёт ключ к решению глобальных проблем современности?

Современное человечество через процесс глобализации стремительно превращается в единое мировое сообщество, то социальный эгоизм отдельных этносов, государств, экономических и военных союзов, разными путями добивающихся для себя экономических, социальных и иных привилегий при растущей мощи человечества в целом, может при определённых обстоятельствах повернуть это мощь против самого человечества, вплоть до убийства себе подобных. Поэтому человечество должно подавить в себе социальный эгоизм, подчинив себя главной задаче – выживанию и процветанию человечества на Земле.

П. Кууси// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 467 – 470.

1. Какова роль культурной эволюции человека?

Роль в том, что человек сам занимается поиском информации путём подражания, обучения и овладения знаниями и умениями. Информация может быть и субъективно изменяющей, которая зависит от направления своего поиска и цели выполняемого поиска.

2. Как взаимосвязаны биологическая и культурная эволюция?

Биологическая и культурная эволюция схожи между собой тем, что 1) любая информация передаётся из поколения в поколение.

2) В культурной, как и в биологической возможно случайное появление новой информации.

Однако человека породила не лаборатория, а природа. Мы можем использовать лишь полученную информацию для своего развития, а не порождать новые виды – этим занимается природа и генетические свойства. Тем более для вынашивания клонов требуется организм порождённый природой, а не лабораторией, чтобы дать то, что не даёт научная среда обитания (биологическая составляющая (жизнь)).

Н.Н. Моисеев// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 470 – 471.

1. Когда начинается социальная и культурная эволюция человека?

Социальная и культурная эволюция начинается с появлением первых орудий, знаний о том, как загнать мамонта в ловушку и обеспечит своё племя запасом пищи. Основой знаний становятся знания и труд. Развитие гамеостазиса.

2. Чем характерна социальная эволюция на первых этапах развития?

На первых порах, эволюция напоминала дикость, борьбу за лучшее положение в обществе. Появление слабых и сильных и подавление первых. Затем появляются искусственные орудия и знания. Стадо освоило принцип подражания. Потом стадо постепенно приобретала знания путём решения всевозможных ошибок (если долго мучатся, что-нибудь да получится). В итоге, чтобы знания быстрее усваивались, вожди вводили так званые табу на свои старые примитивные знания.

В человеческих сообществах существуют чувства сострадания, которые тоже порождались в виде табу или других форм применения.

К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Фромм// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.2. Философия человека. – Мн., 2005. – С. 169 – 171.

1. Какая связь существует с точки зрения К. Маркса между человеком и природой?

Человек с одной стороны наделён природными силами, которые существуют в виде задатков и способностей, влечений, а с другой стороны в качестве природного, телесного, чувственного, предметного существа, подобно животным, он является страдающим, обусловленным и ограниченным существом, т.е. предметы существуют вне его и не зависят от него, но эти предметы суть предмета его потребностей. Голод – естественная потребность тела в некотором предмете, существующем вне моего тела и необходим для восполнения и для проявления его сущности.

2. В чем, с точки зрения Э. Фромма, заключаются противоречия сущности человека?

Проблема человека в том, он вроде вышел из природы и прибывает в ней, он отчасти божество и отчасти животное, он бесконечен и в то же время ограничен. Наличие всех этих противоречий – источник всех душевных сил, движущих человеком, источник всех его страстей, аффектов и стремлений.

3. Как, с точки зрения марксизма, человек может изменять самого себя?

Человек изменяется деятельностью, благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык.

Л. Мэмфорд// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.2. Философия человека. – Мн., 2005. – С. 152 – 153.

1. В чём заключается сущность критики Л. Мэмфордом концепции человека как «животного», изготавливающие орудия труда?

Человек, использующий орудия труда, становится пассивным, обслуживающим машину, собственные функции которого, если этот процесс продолжится, либо будут переданы машине, либо станут ограниченными и регулируемыми.

2. С чего реально начиналась история человечества? Почему необходим поворот в развитии техники?

Техника служила человеку как вспомогательное средство, но не как действующий агент в его развитии; техника вплоть до нашего нынешнего времени никогда не была отделена от большей культурной целостности, ещё менее техника господствовала над остальными институтами, при своем возникновении техника была связана со всей природой человека. Примитивная техника была жизнеориентирована, а не узко трудоориентирована на производство или на власть.

Наша сегодняшняя полная привязанность к машине, которая возникает главным образом от нашей односторонней интерпретации раннего человеческого технического развития, должна быть заменена более полной картиной, как человеческой природы, так и технической среды, поскольку обе развились вместе. Это первый шаг к многосторонней трансформации человеческого «я», его работы и его естественной среды.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.