Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение возникновения конфликтов и способов их разрешения в младшей группе






Исходя из теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мною была сформулирована

следующая гипотеза: основные причины возникновения конфликтов изменяются с возрастом ребенка: чем старше ребенок, тем разнообразнее причины  конфликтов.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы я провела экспериментальное исследование, в котором приняли участие 43 дошкольника (15 детей младшей группы, 14 – средней и 14 детей старшей группы) и 3 воспитателя детского сада.
Цель исследования: выявить причины возникновения конфликтов у детей дошкольного возраста и проследить возрастную динамику изменения этих  причин.
Задачи исследования:

- подобрать методики для выявления основных причин возникновения и способов разрешения конфликтов между детьми.

- провести экспериментальное исследование и на основании результатов эксперимента сделать вывод о характере изменения причин возникновения и способов разрешения конфликтов между детьми в игровой деятельности.

Методы исследования: наблюдение, опрос-тестирование.

Наблюдение – один из важнейших методов сбора информации в процессе исследования в сфере образования. Психолого-педагогическое наблюдение заключается в непосредственном восприятии явлений с помощью органов чувств или в их косвенном восприятии через описание другими, непосредственно  наблюдавшими  людьми.
В данном условии основным объектом в педагогическом исследовании является деятельность ребенка. Важными объектами наблюдения являются предметы и вещи, которые принадлежат ребенку (игрушки, книги, поделки). Важнейшим объектом наблюдения является также действие ребенка в конкретной ситуации: на занятии, в игре, во время дежурства, во время прогулок.
Научное наблюдение отличается от бытового фиксацией фактов: оно ведется по специальному плану наблюдения; каждый факт фиксируется по продуманной системе; во избежание субъективизма фиксированию подлежат все наблюдаемые факты, а не только то, что совпадает с исследовательской гипотезой, в противном случае исследователь может допустить ошибку «отцовского отношения к гипотезе»; факты и события надо фиксировать сразу после наблюдения и не откладывать надолго, чтоб не забыть детали.
Научное наблюдение отличается от обыденного восприятия явлений по следующим параметрам: целенаправленность, систематичность, проводится в рамках определенной научной теории, носит аналитический и комплексный характер, все замеченные факты фиксируются.
При использовании метода наблюдения я придерживалась некоторых правил: находилась в скрытой позиции наблюдателя, не давила своим присутствием, не оказывала воздействия на детей своим авторитетом, чтоб не искажалась картина процесса. В момент наблюдения факты регистрировала с максимальной точностью. Объяснение и интерпретация, все выводы делала потом.
Техника записи результатов наблюдения - протокольная, дневниковая, матричная и с использованием технических средств (фото).
С целью выявления основных причин возникновения конфликтов и способов их разрешения между детьми мы наблюдали за поведением детей в ходе различных игр, преимущественно сюжетно-ролевых, а также подвижных, строительных, настольных и др., т.е. в ходе тех игр, которые дети организовывали самостоятельно в период пребывания в детском саду. Выбор конфликтов именно в игре был обусловлен тем, что для детей игра является наиболее значимым видом деятельности и здесь чаще всего возникают  конфликты  между  ними.
Группировались причины возникновения конфликтов в соответствии с классификацией, предложенной Я.Л.Коломинским и Б.П.Жизневским. Они выделили следующие основные причины возникновения конфликтов:
- «Разрушение игры» – сюда входили такие действия детей, которые прерывали или затрудняли процесс игры, - например, разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.

- «По поводу выбора общей темы игры» – в этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети.

- «По поводу состава участников игры» – здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т.е. кого включить в игру, а кого исключить.

- «Из-за ролей» – данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.

- «Из-за игрушек» – сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.

- «По поводу сюжета игры» – в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.

- «По поводу правильности игровых действий» – это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре [10, с.36-37].

Способы разрешения конфликтов между детьми мы классифицировали следующим  образом:
- «Физическое воздействие» – сюда включены такие действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т.д.

- «Опосредствованное воздействие» – в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей.

- «Психологическое воздействие» – сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья.

- «Словесное воздействие» – в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен.

- «Угрозы и санкции» – сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий.

- «Аргументы» – сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников.

Кроме того, с воспитателями младшей, средней и старшей групп детского сада мы также с целью выявления причин конфликтов и способов их разрешения провели анкетирование. Мы предложили воспитателям ответить на вопросы анкеты, представленной в приложении 1.
Опросные методы, к числу которых относятся беседа, интервью и анкетирование, являются инструментом социологических исследований, откуда они и были заимствованы педагогами, психологами.
Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям.
Анкета – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации.

Итак, по результатам анкетирования воспитателя младшей группы, конфликты между детьми этого возраста возникают чаще всего из-за игрушек.
В результате наблюдения за игровой деятельностью детей младшей группы  выяснили  следующее:
- всего за время наблюдения мной было зарегистрировано 22 конфликта между детьми;

- наибольшее количество конфликтов возникало из-за обладания игрушками – 16 конфликтов из 22-х зарегистрированных, что составляет 72, 6%;

из-за разрушения игры – 5 конфликтов из 22 (22, 8%);

1 (4, 6%) конфликт между детьми «из-за распределения ролей».

Эти данные мы занесли в таблицу 1.
Таблица 1

№ п/п Причины конфликтов количество %
  Разрушение игры   22, 8
  Выбор общей темы - -
  Состав участников - -
  Из-за ролей   4, 6
  Из-за игрушек   72, 6
  Сюжет игры - -
  Правильность игровых действий - -

 

По поводу способов разрешения конфликтов между детьми воспитатель младшей группы отметила «физическое воздействие» как наиболее распространенный способ разрешения конфликтов между детьми в возрасте 3-4  лет.
В результате наблюдения за детьми в плане способов разрешения конфликтов мной были зафиксированы следующие результаты:
наиболее распространенный способ разрешения конфликтов между детьми – физическое воздействие – 8, что составляет 36, 4%;

5 (22, 5%) и 4 (18, 2%) раз дети применяли словесное и психологическое воздействие соответственно в качестве способа разрешения конфликтов;

3 раза (13, 7%) зафиксирован такой способ, как «аргументы»;

по 1 (4, 6%) – угрозы и санкции и опосредованное воздействие.

Эти данные мы занесли в таблицу 2.

Таблица 2.

№ п/п Способы разрешения конфликтов количество %
  Физическое воздействие   36, 4
  Опосредованное воздействие   4, 6
  Психологическое воздействие   18, 2
  Словесное воздействие   22, 5
  Угрозы и санкции   4, 6
  Аргументы   13, 7

 

Таким образом, по результатам анкетирования воспитателя и наблюдения за детьми младшей группы сделали следующий вывод: чаще всего конфликты в этом возрасте возникают из-за игрушек, а самым распространенным способом разрешения конфликтов между детьми является физическое воздействие.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.