Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И способов их разрешения в старшей группе







Воспитатель старшей группы, отвечая на вопросы анкеты по поводу причин возникновения конфликтов, отметила, что в этом возрасте конфликты возникают чаще всего из-за ролей и по поводу правильности игровых действий.
По результатам наблюдения за игровой деятельностью детей старшей группы были сделаны следующие выводы:
всего было зарегистрировано за время наблюдения 22 конфликта;

наибольшее число конфликтов составляют конфликты из-за ролей – 7 (31, 8%);

по поводу правильности игровых действий – 6 (27, 2%);

количество конфликтов из-за игрушек – 4 (18, 2%);

по поводу состава участников игры – 2 (9, 1%);

по поводу сюжета – 2 (9, 1%);

число конфликтов из-за разрушения игры – 1 (4, 6%).

Эти данные занесли в таблицу 5.

Таблица 5

№ п/п Причины конфликтов количество %
  Разрушение игры   4, 6
  Выбор общей темы - -
  Состав участников   9, 1
  Из-за ролей   31, 8
  Из-за игрушек   18, 2
  Сюжет игры   9, 1
  Правильность игровых действий   27, 2

 

Анализ результатов анкетирования воспитателя старшей группы показал, что наиболее распространенным способом разрешения конфликтов между детьми является использование аргументов, т.е. высказываний, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников.

Наблюдение за детьми старшей группы дало следующие результаты:
чаще всего в качестве способа разрешения конфликтов дети использовали аргументы – 8 (36, 4%) раз;

словесное воздействие использовалось детьми 6 раз (27, 3%);

физическое воздействие применялось 4 раза (18, 2%);

по 1 разу (4, 6%) зафиксированы опосредованное и психологическое воздействие.

Эти данные внесли в таблицу 6.

Таблица 6

№ п/п Способы разрешения конфликтов количество %
  Физическое воздействие   18, 2
  Опосредованное воздействие   4, 6
  Психологическое воздействие   4, 6
  Словесное воздействие   27, 3
  Угрозы и санкции   8, 9
  Аргументы   36, 4

 

Таким образом, по результатам анкетирования воспитателя и наблюдения за детьми старшей группы сделали следующий вывод: чаще всего конфликты в этом возрасте возникают из-за ролей и по поводу правильности игровых действий, а наиболее распространенным способом разрешения конфликтов между детьми является использование аргументов, высказываний, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников.

 

Интерпретация полученных результатов и педагогические рекомендации по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста в игровой деятельности

 

В результате анкетирования воспитателей младшей, средней и старшей групп детского сада и наблюдения за конфликтами между детьми в ходе игровой деятельности получили данные, занесенные в таблицу 7.

Таблица 7

Возрастные группы детей Коли-чество зарегистриров. конфликтов Разру- шение игры Выбор общей темы Состав участников Из-за ролей Из-за игрушек Сюжет игрушек Правильность игровых действий
3-4 лет (млад.гр.) (100%) (22.8%) - - (4.6%) (72, 6%) - -
4-5 лет (сред.гр.) (100%) (20%) (5%) - (25%) (35%) (5%) (10%)
5-6 лет (старш. гр.) (100%) (4.6%) - (9.1%) (31.8%) (18.2%) (9%) 6 (27, 2%)

 

На основании анализа данных таблицы 7 сделали следующие выводы:
- у детей младшей группы наибольшее количество конфликтов возникает из-за обладания игрушками – 16 конфликтов из 22-х зарегистрированных, что составляет 72, 6%; а также из-за разрушения игры – 5 конфликтов из 22 (22, 8%). Кроме того, был зарегистрирован 1 (4, 6%) конфликт между детьми «из-за распределения ролей»;

- у детей средней группы причины конфликтов уже более разнообразны: больше всего конфликтов по-прежнему из-за игрушек – 7 конфликтов из 20 зарегистрированных (35%); примерно на том же уровне остается количество конфликтов из-за разрушения игры – 4 (20%); в то же время резко возрастает число конфликтов из-за ролей – до 5 (25%), что отражает процесс становления сюжетно-ролевой игры в этом возрасте; здесь же отмечаются и новые виды конфликтов: конфликты при выборе общей темы игры – 1 (5%), при определении игрового сюжета – 1 (5%), а также конфликты по поводу правильности игровых действий – 2 (10%);

- в старшей группе наибольшее число конфликтов составляют конфликты из-за ролей – 7 из 22 зарегистрированных (31, 8%); затем идут конфликты по поводу правильности игровых действий – 6 (27, 2%), число которых возрастает более чем в два раза по сравнению с предыдущим возрастом; одновременно уменьшается количество конфликтов из-за игрушек – до 4 (18, 2%). Здесь же появляются конфликты по поводу состава участников игры – 2 (9, 1%) и увеличивается число конфликтов по поводу сюжета – 2 (9, 1%). Наконец, очень резко, более, чем в четыре раза, сокращается число конфликтов из-за разрушения игры – до 1 (4, 6%).

На диаграмме 1 представлена возрастная динамика основных причин возникновения конфликтов (в %):

Диаграмма 1

 

На диаграмме 1 видно, что с возрастом резко уменьшается количество конфликтов из-за игрушек. Так же существенно снижается число конфликтов из-за разрушения игры. Переломным здесь является возраст 5-6 лет. Одновременно этот возраст является пиковым для конфликтов по поводу распределения ролей, число которых здесь достигает своего максимума. Конфликты по поводу правильности игровых действий, появляясь позже других, неуклонно возрастают в общем числе конфликтов.

В результате анализа способов разрешения конфликтов между детьми в игровой деятельности (по данным анкетирования воспитателей и наблюдения) была составлена таблица 8.

Таблица 8

Возрастные группы детей Способы разрешения конфликтов
Физическое воздействие Опосредованное воздействие Психологическое воздействие Словесное воздействие Угрозы и санкции Аргументы
3-4 лет (млад.гр.) (36, 4%) (4, 6%) (18, 2%) (22, 5%) (4, 6) (13, 7%)
4-5 лет (сред.гр.) 5 (25%) (5%) (10%) (30%) (5%) (25%)
5-6 лет (старш. гр.) (18, 2%) (4, 6%) (4, 6%) (27, 3%) (8, 9%) (36, 4%)

 

Как видно из таблицы 8, у детей 3-4 лет основным «аргументом» в спорах со сверстниками является применение тех или иных средств физического воздействия. В возрасте 4-5 лет происходит определенный перелом и на первое место выходят способы «словесного воздействия», а в последующем наблюдается все большее использование различных обоснований своих действий с помощью разнообразных объяснений своего поведения и поведения сверстников, само- и взаимооценок себя и партнеров.

Возрастную динамику способов разрешения конфликтов между детьми в игровой деятельности (в %) представлена на диаграмме 2:

Диа грамма 2

 

На диаграмме 2 видно, что такие формы поведения детей в ситуации игрового конфликта, как «физическое воздействие» и «аргументы», имеют достаточно выраженные тенденции соответственно к снижению и к увеличению. В свою очередь, приемы «словесного воздействия» достигают своей кульминационной точки в возрасте 4-5 лет, а затем постепенно идут на убыль.

Таким образом, в целом можно отметить два особых возрастных периода:
во-первых, это возраст 5-6 лет, когда дети начинают активно обсуждать такие вопросы, как распределение ролей, правильность игровых действий, выбор общей темы игры, что свидетельствует, по нашему мнению, об интенсивном развитии игры как совместной деятельности;

во-вторых, это возраст 5-6 лет, где, в добавление к предыдущим, начинает специально обсуждаться и вопрос о том, кто с кем будет играть, т.е. определяется состав участников игры. Это, в свою очередь, отражает дальнейшее развитие совместной игры в направлении формирования определенных, достаточно устойчивых взаимоотношений между детьми внутри дошкольной группы.

Вместе с тем полученные данные показывают и то, что конфликты по поводу игрушек и ролей не исчезают даже у старших дошкольников. Они сосуществуют вместе с новыми видами конфликтов: по поводу выбора общей темы игры, определения состава участников, уточнения игрового сюжета.

Кроме того, по поводу способов разрешения конфликтов между детьми в целом следует отметить особое значение среднего дошкольного возраста как определенного переломного момента в развитии совместной игры у детей. Здесь впервые отмечается преобладание способов «словесного воздействия» на соперников в ситуации конфликта над средствами открытого давления. Другими словами, конфликт как открытая конфронтация с применением физической силы определенным образом эволюционирует и все более превращается в словесный спор, т.е. происходит определенное «окультуривание» поведения детей в процессе реализации своих желаний. Вначале происходит замещение физических действий словом, затем словесные способы воздействия усложняются и предстают в виде различного рода обоснований, оценок, что, в свою очередь, открывает путь к обсуждению спорных вопросов и нахождению взаимоприемлемого варианта решения.

Изучение динамики психологического конфликта показало, что независимо от особенностей такого конфликта ребенок не в состоянии разрешить его самостоятельно, не может полноценно развиваться ни как субъект деятельности, ни как личность. Такие дети требуют к себе особого, индивидуального подхода, нуждаются в помощи взрослого (психолога или педагога) по налаживанию полноценных отношений со сверстниками.

 

Заключение

 

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.
Однако развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который далеко не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением и разрешением противоречия. Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности дошкольной организации, школы, да и любой организации, государства, общества и человечества в целом.
Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.
Поскольку основной вид самостоятельной деятельности дошкольников – игра, она и становится основной самоорганизации любой детской группы. Вокруг нее и в ней строятся реальные взаимоотношения детей.
Умеет ли играть интересно, справедливо ли поступает в совместной игре – это критерии, которые во многом определяют отношение сверстников к ребенку, их симпатии. А войти в общество сверстников совершенно необходимо для эмоционального благополучия ребенка (так же как для взрослого – важно чувствовать себя полноценным членом производственной группы).

Неумение играть может вызвать отвержение ребенка обществом сверстников, обернуться непоправимыми последствиями, глубокими личностными травмами для дошкольника. Первоначальный внешний конфликт (не принимают в игру) переходит во внутриличностный – снижается самооценка ребенка, у него возникает чувство малоценности или, наоборот, негативизм, который уже с трудом поддается психолого-педагогической коррекции.
Изменения в поведении ребенка – вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, и педагогическая коррекция оказывается уже неэффективной. Вот почему ранняя диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников приобретают столь огромное значение. Незнание их делает малоэффективными все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка.
Мы провели экспериментальное исследование основных причин возникновения и способов разрешения конфликтов между детьми в игровой деятельности и проследили возрастную динамику основных причин возникновения и способов разрешения конфликтов (результаты анкетирования воспитателей и протоколы наблюдений за детьми представлены в приложении 2).
Как показали полученные нами данные, до 75% конфликтов у младших детей возникает из-за игрушек, в среднем дошкольном возрасте наибольшее число конфликтов составляют конфликты по поводу распределения ролей, а конфликты по поводу правильности игровых действий возрастают к концу дошкольного возраста.

По поводу способов разрешения конфликтов между детьми необходимо отметить, что с возрастом конфликт как открытая конфронтация с применением физической силы определенным образом эволюционирует и все более превращается в словесный спор, т.е. происходит определенное «окультуривание» поведения детей в процессе реализации своих желаний. Вначале происходит замещение физических действий словом, затем словесные способы воздействия усложняются и предстают в виде различного рода обоснований, оценок, что, в свою очередь, открывает путь к обсуждению спорных вопросов и нахождению взаимоприемлемого варианта решения.
Таким образом, цель исследования – изучить причины и особенности возникновения конфликтов в игровой деятельности у детей дошкольного возраста – достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – основные причины возникновения конфликтов изменяются с возрастом ребенка: чем старше ребенок, тем разнообразнее причины конфликтов, – подтверждена.

Кроме того, некоторые педагогические рекомендации по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста отражены во второй части курсовой работы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.