Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента






Цель констатирующего этапа эксперимента: выявление уровня агрессивности дошкольников старшей разновозрастной группы.

Эмпирическая база исследования: старшая разновозрастная группа МБДОУ «Детский сад «Ляйсан» села Какре Елга Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан.

Эксперимент проводился в период с 18 апреля 2016 г. по 14 мая 2016 г. В эксперименте участвовало 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 5-7 лет.

С целью диагностики уровня агрессивности дошкольников нами были использованы следующие четыре методики:

1) Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. (Приложение 1);

2) Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина) (Приложение 2);

3) Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.) (Приложение 3);

4) Проективная методика “Рисунок несуществующего животного” (автор Колосова С.Л.) (Приложение 4).

Далее дадим краткое описание данных диагностик.

1. Анкета для родителей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 16-20 баллов

· Высокий уровень агрессивности -- 11-15 баллов.

· Средний уровень агрессивности -- 6-10 баллов.

· Слабый уровень агрессивности --1-5 баллов.

 

2. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина).

Возраст испытуемых - 5-7 лет.

Испытатель (воспитатель) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов - в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл - том случае ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой); 2 балла - в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценки результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов.

· Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов.

· Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.

· Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.

 

3. Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.)

Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течении учебного занятия в ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).

Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).

Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов

· Высокий уровень агрессивности - 10 - 14 баллов.

· Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.

· Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов.

4. Методика “Рисунок несуществующего животного” (автор - Колосова С.Л.)

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.

Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем! ”

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма баллов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 11-15 баллов

· Высокий уровень агрессивности -- 7-10 баллов.

· Средний уровень агрессивности --4-6 баллов.

· Слабый уровень агрессивности --0-3 баллов.

Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности). По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:

1) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 14% детей имеют слабый уровень агрессивности, 30% средний, 42% высокий и 14% повышенный уровень агрессивности (см. табл.1 и диагр.1).

 

Таблица 1 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

 

Ф.И.ребенка Количество баллов Уровень агрессивности
слабый средний высокий повышенный
  Салават Ю.          
  Раиль Я.          
  Ефим Г.          
  Региль М.          
  Никита Б.          
  Павел З.          
  Амир М.          
  Рудольф Р.          
  Азамат Л.          
  Камиль Г.          
  Эльвина З.          
  Диля Ш.          
  Камиля Ш.          
  Динара И.          
      2 ребенка 14, 29 % 4 ребенка 28, 57 % 6 детей 42, 86 % 2 ребенка 14, 29 %

 

Диаграмма 1. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

ДИАГРАММА

 

2) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»: 20% детей имеют слабый уровень агрессивности, 50% средний, 20% высокий и 10% повышенный уровень агрессивности (см. табл.2 и диагр.2):

Таблица 2 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»

Ф.И.ребенка Количество баллов Уровень агрессивности
слабый средний высокий повышенный
  Салават Ю.          
  Раиль Я.          
  Ефим Г.          
  Региль М.          
  Никита Б.          
  Павел З.          
  Амир М.          
  Рудольф Р.          
  Азамат Л.          
  Камиль Г.          
  Эльвина З.          
  Диля Ш.          
  Камиля Ш.          
  Динара И.          
      3 ребенка 21, 43 % 7 детей 50 % 3 ребенка 21, 43 % 1 ребенок 7, 14 %

 

 

Диаграмма 2. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»

ДИАГРАММА

 

3) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем): 28, 57% детей имеют слабый уровень агрессивности, 42, 86% средний, 21, 43% высокий и 7, 14% повышенный уровень агрессивности (см. табл.3 и диагр.3):

Таблица 3. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.

№ п/п Имя ребенка компоненты
                                   
  Салават + - + + + - + + - + - + - + - + +  
  Раиль + + - + - + + - + + - + - + - + +  
  Ефим + - + + - + - + - + - + + - + - -  
  Региль - + - + + - + - + - + - + - + + -  
  Никита - - + - + + - + - + + + - - - - -  
  Павел + + - + - + + - - + - - - - - - -  
  Амир + + - + - + + + + + - + - + - - -  
  Рудольф + + + + + + + + + - + - + + + + +  
  Азамат + - + + - - - - + - - + - - + - -  
  Камиль - + - + - + + - + - + + - + + - -  
  Эльвина + - - - - + - - - + - - - - - - -  
  Диля - + - - + - - + + - - - - - - - -  
  КАмиля + - - + - + + - - - - - + - - - -  
  Динара - + - - + - - - - - - - - - - - -  

 

Диаграмма 3. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.

ДИАГРАММА

 

4) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова): 28% детей имеют слабый уровень агрессивности, 28% средний, 35% высокий и 9% повышенный уровень агрессивности (см. табл.4 и диагр.4):

Таблица 4. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)

Ф.И.ребенка Количество баллов Уровень агрессивности
слабый средний высокий повышенный
  Салават Ю.          
  Раиль Я.          
  Ефим Г.          
  Региль М.          
  Никита Б.          
  Павел З.          
  Амир М.          
  Рудольф Р.          
  Азамат Л.          
  Камиль Г.          
  Эльвина З.          
  Диля Ш.          
  Камиля Ш.          
  Динара И.          
      4 ребенка % 4 ребенка % 5 детей % 1 ребенок 9, 14 %

 

 

Диаграмма 4. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)

ДИАГРАММА

 

5) По результатам четырёх методик: 3 (%) детей имеют слабый уровень агрессивности, 7 детей (%) средний, 3 детей (%) высокий и 1 ребенок (%) повышенный уровень агрессивности (см. табл.5 и диагр.5):

Примечание:

П - Повышенный уровень агрессивности

В - Высокий уровень агрессивности

СР - Средний уровень агрессивности

СЛ- Слабый уровень агрессивности

Таблица 5. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по четырём методикам на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п Имя ребенка Результаты по методикам Выводы об уровне агрессивности
         
  Салават Ю. В В В В В
  Раиль Я. В В СР В В
  Ефим Г. В СР СР В СР
  Региль М. В СР СР В СР
  Никита Б. СР СР СР СР СР
  Павел З. СР СР СР СР СР
  Амир М. П В В В В
  Рудольф Р. П П П П П
  Азамат Л. СР СР СР СР СР
  Камиль Г. В СР СР СР СР
  Эльвина З. СЛ СЛ СЛ СЛ СЛ
  Диля Ш. СЛ СЛ СЛ СЛ СЛ
  Камиля Ш. В СР СЛ СЛ СР
  Динара И. СЛ СЛ СЛ СЛ СЛ

 

Диаграмма 5. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников почетырём методикам на констатирующем этапе эксперимента.

ДИАГРАММА

По результатам констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что из 14 детей у четверых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности.

Средний уровень агрессивности - у семи детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.

Слабый уровень агрессивности по результатам четырёх используемых методик был выявлен у троих детей экспериментальной группы.

Таким образом, по результатам констатирующего этапа эксперимента, мы выявили, что из 14 детей в особом внимании нуждаются 4 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Это следующие дети:

- Рудольф Р. (повышенный уровень агрессивности)

- Амир М. (высокий уровень агрессивности)

- Салават Ю. (высокий уровень агрессивности)

- Раиль Я. (высокий уровень агрессивности)

Данным детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

Так, например, из беседы с воспитателем, мы выяснили, что Рудольф Р. (повышенный уровень агрессивности) часто в группе, если ему что-то не нравится, старается от всех отвернуться и играть самостоятельно, если ему начинают мешать, например, отнимают игрушку, он очень злится и может зачинить драку с обидчиком. Но в то же время он как-то хочет привлечь к себе внимание, если первым выполнил задание, непременно тут же хочет его показать (тянет руку), когда группа идёт на прогулку, всегда стремится пойти за руку с воспитателем, и если кто-то препятствует этому, он обязательно оттолкнет, постарается завладеть рукой. До 5 лет не посещал детский сад, практически не умеет вести себя в коллективе.

Мальчик Амир М. (высокий уровень агрессивности) мало общается со сверстниками, бывает погружен в себя, задумчив. В игре со сверстниками ведет себя достаточно агрессивно, толкает детей, кричит, если ей что-то не нравится. Амир вообще довольно своеобразно ведет себя в группе. У него свой особый мир, который открыт для окружающих, но многим не понятен. Он все делает по-своему, что подтверждается результатами оценок воспитателей: для нее характерны негативизм и раздражительность.

Мы предполагаем, что причинами агрессивного поведения детей являются в большей степени ситуация в семье ребенка. Из обследованных 14 детей – 8 из неполноценных семей, где нет отца. 1 ребенок из неблагополучной семьи, где родители иногда уходят в запой, где постоянно драки, побои.1 ребенок – приемный из детского дома, где приемный родитель фактически постоянно в отъездах. Чтобы содержать семью, одиноким мамам приходится много работать, практически они заняты самим сообой. Родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало «достается» теплых слов, нежных касаний, и поэтому соответственно сами дети с трудом вспоминали (а многие не могли назвать ни единого слова) теплые, хорошие слова, которые они говорили своим маме и папеВ семьях агрессивных детей дистанция между родителями и детьми огромна, родители мало интересуются развитием детей, детям не хватает тепла и ласки, отношение у родителей к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения родители предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Также одной из причин агрессивного поведения детей может являться и неограниченный просмотр телевизионных передач, особенно передач и художественных фильмов с элементами агрессии и насилия. Таким образом, обозначилась насущная необходимость обучения детей с агрессивным поведением открытому проявлению своих чувств, переживаний, показывая им способы как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.