Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совокупный спрос и совокупное предложение






Совокупный спрос (АД) – это потребность со стороны населения, фирм и государства, представленная на рынке в денежной форме. Он определяется суммой расходов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке:

расходы населения (С);

расходы фирм на капитальное оборудование (I);

расходы правительства (G);

чистый экспорт (Х) – разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

На совокупный спрос оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Важнейшей детерминантной совокупностью спроса является цена. Кривая совокупного спроса (АД) показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено при каждом возможном уровне цен.

Ценовые факторы оказывают воздействие таким образом, что проявляются в изменении совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Это приводит к изменению его объема и выражается в движении вдоль кривой АД. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:

, отсюда или ,

где: Р – уровень цен в экономике; Y – реальный объем выпуска продукции; M – количество денег в экономике; V – скорость обращения денег.

На рис. 12.1 приведены различные сочетания P и V (при постоянном предложении денег).

 

Рис. 12.1. Изменение величины совокупного спроса

Кривая АД имеет отрицательный наклон, который объясняется тремя эффектами:

  1. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса) выражается в том, что с ростом цен растет спрос на деньги, а при неизменном предложении денег растет ставка процента. Это приводит к сокращению объема инвестиций в экономику, а значит и к снижению объема совокупного спроса.
  2. Эффект реальных кассовых остатков, или эффект богатства (эффект Пигу) означает уменьшение богатства, вызванное ростом цен, приводит к сокращению потребления и, следовательно, совокупного спроса.
  3. Эффект импортных закупок состоит в том, что рост цен внутри страны при стабильных ценах на импортные товары приводит к сокращению экспорта. Следовательно, сокращается совокупный спрос в национальной экономике.

Помимо ценовых факторов, определяющих величину совокупного спроса, существуют неценовые факторы. Они вызывают изменение характера совокупного спроса, что проявляется в смещении кривой АД влево или вправо.

К неценовым факторам АД относится все то, что влияет:

1. На потребительские расходы домохозяйств:

рост населения;

рост доходов;

изменения в ожиданиях;

изменения в задолженности;

изменения в подоходном налоге.

2. На инвестиционные расходы фирм:

перспективы получения прибыли на капитал;

уровень налогов на бизнес;

технологический уровень производства;

уровень использования производственных мощностей.

3. На государственные расходы:

изменения, связанные с деятельностью правительства.

4. На чистый экспорт:

динамика и уровень доходов в стране;

изменение валютного курса;

условия на внешних рынках.

Уравнение количественной теории денег дает два неценовых фактора: предложение денег (М) и скорость обращения денег (V). Воздействие неценовых факторов на изменение совокупного спроса проявляется посредством смещения кривой АД влево или вправо.

Рис. 12.2. иллюстрирует изменение характера совокупного спроса под воздействием неценовых факторов. Наблюдается отклонение кривой вправо от АД к АД1. Данный сдвиг показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастает. Сдвиг кривой АД влево от АД к АД2 показывает сокращение совокупного спроса. Это означает, что приобретаются в меньшем объеме товары и услуги, чем прежде, при различных уровнях цен.

 

Рис. 12.2. Изменение спроса

Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, произведенное в экономике в течение года. Оно используется как синоним ВНП, ВВП.

Кривая совокупного предложения показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок предпринимателями при разных значениях общего уровня цен в экономике - AS.

На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияет количество и качество применяемых факторов производства:

На кривую AS воздействуют как ценовые, так и неценовые факторы.

Ценовые факторы воздействуют таким образом, что изменяют объем совокупного предложения. Это отражается в перемещении вдоль кривой AS.

Неценовые факторы воздействуют таким образом, что изменяют характер совокупного предложения. Это отражается в сдвиге AS влево или вправо. К их числу относятся:

1. Уровень технологии производства.

2. Производительность труда.

3. Изменение объема применяемых ресурсов.

4. Изменение условий бизнеса.

5. Изменение в структуре рынка.

6. Изменение цен на ресурсы – факторы производства.

Выделяют три участка кривой AS: горизонтальный (Кейнс), промежуточный, вертикальный (классики).

 

Рис. 12.3. Кривая совокупного предложения

Кривая совокупного предложения ведет себя по-разному в краткосрочном и долгосрочном периодах. Различие между краткосрочным и долгосрочным периодами связывают с поведением номинальных и реальных величин.

Дж. Кейнс, рассматривавший экономику в краткосрочном периоде, исходил из того, что номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) изменяются медленно, то есть “жестки”. Происходит это потому, что имеются временно фиксированные элементы затрат – зарплата, рента и т. д. Наиболее важной из них является заработная плата.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.