Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие молодежного движения США в 30-х гг.






В 30-е гг. были созданы новые студенческие организации. В 1932г. – Студенческая лига индустриальной демократии, в 1931г. – Национальная студенческая лига.

Отличительной чертой этого периода было объединение различных студенческих формирований в единые структуры. В 1934г. появился Американский конгресс молодежи, 1935г. – Американский союз студентов. Конгресс молодежи в основном занимался решением экономических проблем американской молодежи.

Активизировалась деятельность молодежных организаций, выступавших за права афроамериканского населения. В 1931-1935 гг. прошла кампания в защиту «Девяти из Скотсборо», в 1937г. организован Конгресс негритянской молодежи Юга

Другим направлением деятельности молодежных объединений США являлось участие в пацифистском движении. В 1933г. был организован Студенческий конгресс против войны, сыгравший положительную роль в сближении позиций различных студенческих формирований. В студенческой среде Великобритании 30-х гг. широкое распространение получило «Оксфордское обязательство» – резолюция Оксфордского университета об отказе «воевать за короля и страну при любых обстоятельствах». Эта идея была поддержана американскими студентами, был создан «Объединенный студенческий комитет за мир», проведена антивоенная студенческая забастовка.

В этот же период молодежные структуры США начинают энергично поддерживать отношения с организациями других стран, участвовать во всемирных конгрессах молодежи за мир (1936, 1938 гг.)

В 1940-х гг. происходит спад молодежного движения в стране, отказ студенческих организаций от коалиционных стратегий.

В 1930-е гг. демократическая партия во главе с Ф.Рузвельтом начала разрабатывать и осуществлять молодежные программы по контролю над молодежной безработицей и осуществлению материальной поддержки молодым людям. Программы включались в целый ряд правительственных мероприятий. Были созданы молодежные лагеря труда, где выходцы из семей со средним достатком трудились на благо сельского и лесного хозяйства. Рузвельт дал молодежи рабочие места, а она, в свою очередь, занялась восстановлением сельскохозяйственных и лесных угодий. Стремясь не допустить увеличения числа безработной молодежи, правительство через Федеральную администрацию по оказанию чрезвычайной помощи с 1933г. стало выделять средства высшим учебным заведениям для оказания помощи студентам.

Реализацией государственной молодежной политики занималась «Национальная администрация по делам молодежи». Ее деятельность велась в двух направлениях: привлечение безработной молодежи к строительным работам, оплачивавшимся за счет государства, и оказание помощи материально необеспеченным школьникам, студентам.

В 1940-х гг. молодежные программы меняют свою направленность, главное место стала занимать подготовка кадров для военной промышленности и службы в армии. Это повлекло новые студенческие волнения.

Рост политической активности и организационной самостоятельности молодежного движения вызвал стремление политических партий США более активно работать с молодыми избирателями. В 1931г. была создана Национальная федерация молодых республиканцев, а в 1932г. – Клубы молодых демократов Америки. Более активным стало молодежное ответвление при демократической партии, в 30-е гг. в составе клуба было до 4 млн. чел.

Религиозные молодежные организации также искали новые формы работы с молодежью, стремились учесть ее интересы и требования. В 30-е гг. возникли Объединенное христианское молодежное движение, Христианский молодежный совет Северной Америки, Национальный католический молодежный совет.

В начале второй мировой войной правительство страны инициирует создание ряда студенческих организаций, поддерживавших внешнюю политику США (1941г «Студенты – защитники демократии»). Впоследствии подобные объединения сливаются в рамках «Студенческой лиги Америки».

Т.о. именно в 30-е гг. молодежь и студенчество впервые заявили о себе как об активной силе, способной оказать влияние на жизнь страны. Отличительной чертой этого этапа было стремление молодежи к объединению своих структур. 30-е гг. стали также периодом активной государственной политики по отношению к молодежи.

3. Американская молодежь в 40–50-х гг.

В период второй мировой войны политическая деятельность молодежного движения значительно снизилась. Организации, стоявшие в авангарде молодежного протеста 30-х гг. распались либо были ослаблены.

Возникают новые студенческие организации, выступавшие за создание «мирового правительства», развивавшие идеи политической, экономической интеграции. Так, в 1947г. появились «Объединенные мировые федералисты». В 1949г. некоторые молодежные ассоциации выступали с критикой деятельности НАТО (Американская молодежь за свободный мир).

Формируются молодежные структуры при политических партиях. В 1948г. была создана организация «Молодые прогрессисты Америки» (при Прогрессивной партии США).

Наиболее крупной и заметной молодежной организацией 50-х гг. была Национальная студенческая ассоциация США.

В 50-е гг. происходило дальнейшее развитие организационных форм и методов политики по отношению к молодежи. Были созданы комитет, национальный совет по проблемам молодежи и детей и т.д.

Действовали бойскаутские организации, «профессиональные» молодежные объединения – Будущие фермеры Америки, Будущие домохозяйки, Будущие бизнесмены, Достижения молодых.

Одновременно делались попытки организационного оформления политической активности консервативно настроенной молодежи. Впервые появились «праворадикальные» (фашистские) молодежные организации. В 1952г. возникло Межвузовское общество индивидуалистов. Цель – распространение ультраконсервативных идей среди молодых людей. В 1952-1955г. действовала фашистская организация «Студенты за Америку». В 1960г. была создана при участии молодежной структуры республиканской партии организация «Молодые американцы за свободу». Сейчас занимаются проблемами нелегальной иммиграции.

Одним из первых заметных проявлений политической активности студентов в 50-е г. были выступления за гражданские свободы. Студенты поддерживали борьбу преподавателей против «присяги о лояльности», против увольнения оппозиционно настроенных лекторов. Протест имел локальный характер, выражался в сборе подписей под петициями в поддержку гражданских прав и академических свобод.

Вместе с тем появились предпосылки объединения усилий студентов различных учебных заведений. Действовала Американская ассоциация университетских студентов за академическую свободу, Студенческий союз за гражданские свободы (в Беркли). В мае 1960г. в Сан-Франциско прошла демонстрация 8 тыс. студентов с требованиями запретить деятельность парламентской комиссии по расследованию антиамериканской деятельности.

В 1950-х гг. начались студенческие выступления против ядерного оружия, имевшие пацифистскую и религиозную окраску. В 1958г. было образовано студенческое отделение «Национального комитета за разумную ядерную политику», в 1959г. возник «Союз студентов, выступающих за мир». Деятельность подобных движений заключалась в распространении литературы, проведении дискуссий и митингов. В 1959-1960г. ими было уже организовано несколько демонстрации.

В 50-е гг. созревали предпосылки массового движения молодежи, возникли организации, возглавившие ее протест в 60- начале 70-х гг.

4. Молодежное и студенческое движение в 60-е – начале 70-х гг.

В 60-70х гг. молодежь шла в первых рядах движения за гражданские права афроамериканцев, за прекращение войны США во Вьетнаме. Выступления студентов за свои права, за демократизацию системы образования охватили университеты и колледжи по всей стране. Наиболее заметной силой молодежного протеста было студенчество.

Кризис традиционных ценностей, протест против последствий НТР к середине 60-х гг. отхватили широкую массу молодежи и студентов. В определенной степени это выразилось в движении хиппи, молодежной контркультуре. На рубеже пятидесятых и шестидесятых годов среди американской молодежи все больше становилось людей, отвергающих навязываемые обществом потребления ценности. Молодым была непонятна бесконечная погоня за деньгами, юноши и девушки из вполне респектабельных семей уходили из родительского дома, отказывались от перспективной карьеры, бросали элитные колледжи. Примерами для подражания американская молодежь все чаще называла не добившихся миллиардных состояний бизнесменов, а героев революций в " третьем мире" и рок-музыкантов. Появились битники, а затем - " дети цветов" хиппи.

На этом фоне всеобщего недовольства стали формироваться и набирать силу массовые движения социального протеста. Прежде всего - пацифистские и антирасистские. Если родители негров презирали, то дети протянули им руку дружбы: " Я хотел бы быть негром, ибо ощутил, что в том, что может предложить мир белых, мало экстаза, недостаточно жизни, радости, печали, музыки, темноты, ночи" - говорит один из героев романа Джека Керуака " На дороге". Сотни и тысячи молодых белых отправились в южные расистские штаты, чтобы помочь афроамериканцам в борьбе за равноправие. Страх, тупое упорство, ненависть, агрессивный консерватизм - со всем этим " джентльменским набором" пришлось столкнуться молодым американцам, участвовавшим в борьбе за равноправие. Не удивительно, что именно они, прошедшие школу движения за равные права, составили костяк массовых протестных движений шестидесятых. В 1960г. афроамериканские студенты организовали свой «Студенческий координационный комитет ненасильственных действий» (лозунг - «власть черным»). Подъем движения черных в 1955—1968 гг. получил в американской литературе название «негритянской революции». Один из лидеров Мартин Лютер Кинг. В 1966г. была создана партия " Черные пантеры" в негритянском пригороде Сан-Франциско - Окленде бывшими студентами Меррит-колледжа Б. Силом и Х. Ньютон. Движение за гражданские права добивалось доступа к участию в общественной и политической жизни, отмены сегрегационных барьеров при приеме на работу, на транспорте, при найме жилья, иными словами, стремилось интегрировать негритянское население в существующую систему.

Созданная в 1960 году организация «Студенты за демократическое общество» не была единой. В ее составе были как умеренные либералы, так и анархисты. Сходились они в одном - существующая в Соединенных Штатах социально-экономическая система бесчеловечна, несправедлива и нуждается в изменении. Молодежь, прежде всего студенчество, в современных условиях является «главной угнетенной прослойкой общества и главным авангардом грядущих перемен». Ничего общего молодые американцы не хотели иметь и с " левыми" партиями - социалистами, коммунистами и прочими " оппозиционерами". Поэтому движение молодых получило название " новые левые" и характеризовалось приверженностью к новым методам действия, отсутствием иерархии и деидеологизированностью. " Движение является сообществом бунтарей, обладающих общими радикальными ценностями" - так характеризовал СДО один из его лидеров Том Хейден.

На протяжении 60-х годов СДО создавала отделения во многих учебных центрах США, в том числе в таких крупнейших университетах, как Колумбийский, Принстонский, Йельский, Мичиганский, Калифорнийский и др. Поворотным моментом в истории студенческого движения стало начало боевых действий во Вьетнаме. Армия США еще комплектовалась по принудительному призыву на военную службу, и это означало для американских парней возможность погибнуть в Индокитае.

В 1967г. СДО организовало «Неделю протеста против войны во Вьетнаме" на всей территории США, которую завершил грандиозный антивоенный марш, в котором участвовало 400 тысяч человек. Одним из главных направлений деятельности СДО в антивоенной области стало противостояние вербовщикам на армейскую службу, действовавшим во всех университетах. Лидеры СДО старались разъяснять, что антивоенные выступления неотделимы от выдвинутого прежде лозунга " власть - студентам! " и борьбы за переустройство университетов. Почти все американские университеты активно сотрудничали с военным ведомством. Они не только содействовали набору студентов в вооруженные силы, но и выполняли заказы военного ведомства на научные исследования. Многие студенты были поражены, узнав о масштабах сотрудничества их университетов с Пентагоном и ЦРУ. Так, выяснилось, например, что Пенсильванский университет содействовал исследованиям по применению бактериологического оружия, используемого затем против вьетнамских мирных жителей. Эти и другие факты окончательно развеивали мифы об " интеллектуальной независимости" университетов и " гуманизме" профессуры и университетского начальства.

Осенью 1964г. прошли массовые студенческие волнения в Калифорнийском университете в Беркли. Университет Беркли, один из самых престижных вузов США, считался самым либеральным. Но и здесь студенты были отстранены от участия в управлении вузом и не имели возможности заниматься политикой. Совершенно стихийно в студенческой среде возникло " Движение Свободное Слово" (Free Speech Movement), выступившее за демократизацию образования, участие студентов в управлении университетом и право на создание политических организаций в вузах. Примечательно, что ДСС было полностью спонтанным и самоорганизованным движением.

Практически тогда же в университете Беркли появилось и получило крайне широкое распространение за его пределами и за пределами США движение " антиуниверситета" - teach-in (" тичин"). Идея " тичина" заключалась в отрицании традиционной системы образования с отношениями " обучающий - обучающийся" и переходе к образованию в форме свободной дискуссии на темы, которые официальное образование старалось обходить стороной (власть, личность и свобода, война, расизм и т.д.).

Когда в 1965 году президент Джонсон активизировал боевые действия во Вьетнаме, студенты в Беркли одними из первых включились в кампании протеста. В университете появились листовки с призывами к военнослужащим не подчиняться приказам, а к военнообязанным - уклоняться от призыва на службу. В помещении официального студенческого союза, где проходила вербовка добровольцев в военно-морской флот, активисты попытались установить стол с антипризывной литературой. В ответ на распоряжение администрации покинуть помещение состоялась массовая студенческая забастовка. Такое развитие событий для американских университетов того времени было вполне обычным.

Весной 1968 года во всем мире студенты захватывали свои университеты, строили баррикады на улицах и сражались с полицией. В Штатах наиболее накаленной была обстановка в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Здесь, в апреле 1968 года, студенты в течение нескольких недель удерживали ряд университетских корпусов, а в кампусах шли настоящие бои студентов с полицией. Восстание в Колумбийском университете было организовано СДО по ряду причин. Колумбийский университет, как и университет в Беркли, пользовался имиджем либерального вуза, но, тем не менее, входил в число учебных заведений элиты. Кроме того, с 1956 года при университете действовал Институт оборонных исследований, созданный военным ведомством и проводящий военные разработки. Существенную роль играл здесь и расовый вопрос. Колумбийский университет находится на границе с Гарлемом, районом проживания негров. И, несмотря на это, студентов-афроамериканцев в нем было абсолютное меньшинство - менее двух процентов от общего числа учащихся. Поводом к выступлению послужило выселение негритянских семей с обжитых мест в связи со строительством спортивного университетского комплекса. Студенты поддержали жителей Гарлема мощной забастовкой и захватили учебные помещения.

За взрывом в Колумбийском университете последовали волнения в других учебных заведениях США. Только с октября 1968 года по май 1969 студенческие выступления охватили около 200 университетских городков. Активные антивоенные действия способствовали росту популярности СДО и " новых левых" в целом среди молодежи. К концу шестидесятых свыше 750 тысяч человек участвовали в " новом левом" движении (в том числе более 100 тысяч были членами СДО), а три миллиона американцев ему симпатизировали (даже будущий президент Билл Клинтон успел уклоняться от призыва, драться на баррикадах с полицией и покуривать травку на сходках хиппи). Результат действия СДО и в самой армии - только в 1969 дезертировало 73 тысячи солдат. В конце концов, власти пошли и на вывод войск из Вьетнама и на отмену призывной системы, только бы избежать обострения ситуации в самих Штатах: " СДО развилось до такой степени, что представляет собой опасную силу, которая угрожает традиционным ценностям и институтам общества" (доклад комиссии Конгресса США по внутренней безопасности).

В начале 70-х гг. ассоциации (СДО и т.д.) распались и прекратили свое существование. Причины спада молодежного движения в 70-х гг. Неорганизованность, раздробленность самого движения, достижение им поставленных целей (прекращение войны во Вьетнаме, отмена призыва в армию, снижение возрастного избирательного ценза до 18 лет и т.д.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.