Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молодежное движение в Германии до Первой мировой войны.






В ХIХ – начале ХХ века в Германии большую роль в жизни сельского общества играли юношеские и девичьи союзы, в которые принимались молодые люди 16–18 лет. Это было торжественным событием в жизни молодых людей. Юноши, принятые в союз, должны были опекать девушек из девичьих союзов. Члены молодежных союзов имели обязанности и по отношению к общине: девушки украшали цветами и зеленью церкви и капеллы к праздникам, а также другие общественные постройки, вместе с юношами очищали источники. Юноши должны были участвовать в похоронах односельчан. За общественные работы молодые получали угощение для своих пирушек. Совместная деятельность молодых давала возможность присмотреться потенциальным женихам и невестам друг к другу.

К сер. 19 в. вначале в Германии, а затем почти во всех странах Европы и в США возникли руководимые священниками молодёжные союзы. Одним из первых в сер. 19 в. был организован католическим священником Колпингом союз подмастерьев в Эльберфельде.

Параллельно с ними существовала еще одна разновидность молодежного движения – спортивные союзы. В них занимались обычно по системе " германского отца физкультуры" Фридриха Яна, проповедовавшего еще в первой половине 19-го века формирование " сильного и естественного немца" с помощью средств физкультуры.

«Перелетные птицы» – движение студенческой молодежи (1896г.) против урбанизма, рационализма, старой системы образования. К 1913 году численность участников первого в мире контр-культурного движения оценивалась в 60 тыс. членов. Мощное влекущее воздействие бунтарского народнического духа “перелетных птиц” в той или иной мере испытали на себе почти все юноши и девушки Германии первой четверти ХХ в.

Особенности «Перелетных птиц»:

– идеи независимости молодого поколения от старшего;

– проводили регулярные слеты, фестивали, дискуссии и основывали собственные поселения, где юноши и девушки, образуя “коммуны”, приучались к сельскому труду, к общению с природой;

– изучение национальных традиций, воссоздание фольклорных песен, традиционных игр и костюмов.

Наследником идей «Перелетных птиц» стал Великогерманский союз.

7. Молодежное движение в Германии в период Веймарской республики (1919–1933 гг.).

Школьная система в кайзеровской Германии была неповоротливой. Учителя, как правило, не проявляли никакой инициативы, в школах господствовала казарменная дисциплина, и ученики воспринимались исключительно как объекты для передачи сухих знаний. Лишь под влиянием движения “Перелетные птицы” (Wandervogel), а так же после 1918 года под влиянием членов “Союзной молодежи”, которые активно выступали за проведение школьной реформы, положение вещей в школе начало меняться.

Молодежное движение Веймарской республики помогало гуманизировать отношения в школьных классах, поддерживало неуклонно возрастающее участие родителей в деятельности, культивировало культурные и художественные направления работы школы, содействуя возникновению музыкальных и театральных групп, выступало за увеличение роли спорта и физкультуры в школе.

Молодежное движение боролось за то, чтобы молодежь обладала в школе большими индивидуальными возможностями, продвигая вперед внешкольную активность, которая должна была стать существенным компонентом воспитательного процесса. Поэтому молодежное движение развивало представления о том, что учитель должен быть не только посредником в передаче знаний, а предводителем молодежи - “первым среди равных”. На основании этого молодежное движение начало сформировывать группы из юношей и девушек, выступавших за совместное обучение. Важнейшим компонентом педагогических воззрений молодых активистов был тезис о самовоспитании молодежи, что было сформулировано в 1913 году на знаменитом слете Мейснера. Эта идея была весьма революционной для школьной системы кайзеровской Германии, так как предполагала право молодежи на формирование собственных убеждений, независимо от влияния взрослых.

После 1918г. внутри молодежного движения культивируется представление о “новом человеке”, которое опирается на веру большинства участников молодежных групп в их духовную особенность. Поэтому своих членов они готовили для жизни в обществе на основании новых политических и социальных условий. Прогрессивные педагоги - Людвиг Гурметт, выступавший за обновление школьного воспитания, черпали свои идеи именно в потенциале “Союзнической молодежи”. Создатели ряда экспериментальных школ кайзеровского периода заимствовали свои идеи у движения “Перелетных птиц”: Немецкий сельский воспитательный приют Германа Лютца, Вынекенская свободная школьная община Викенсдорфа и т.д.

Наибольшего расцвета экспериментальное направление нашло в период Веймарской республики, когда были созданы общественные школы и высшие народные школы, в которых в качестве учителей работали выходцы из молодежного движения. Многие высшие народные школы были созданы непосредственно членами ”союзнической молодежи”. Все демократические реформы образования и воспитания Веймарской республики были проникнуты молодежными движениями.

Другим аспектом взаимодействия воспитания и молодежных организаций стало переселенчество. Переселенческое движение вышло в 1918 году из молодежного движения.

Основными молодежными организациями Веймарской республики являлись:

– левые молодежные организации (Коммунистический союз молодежи Германии, «Соколы»);

– праворадикальные молодежные объединения (" Великогерманский союз", лидер – адмирал Адольф фон Трота (1868-1940), Немецкий молодежный орден, Молодежь Бисмарка). Основные лозунги – «Вождь и дружина», «Кровь и почва», «Нация и социализм», «Борьба против Версаля и Веймара».

– евангелические, католические молодежные организации;

– профсоюзные молодежные организации (Немецкий рабочий фронт).

 

8. Гитлерюгенд и унификация молодежной политики в Германии в 1933–1945гг.

Гитлерюгенд – молодежная нацистская организация военизированного типа, главный кадровый резерв НСДАП. Принадлежность молодежи к " Гитлерюгенд" была обязательной. Гитлер считал, что существование тысячелетнего рейха можно обеспечить лишь путем соответствующего воспитания молодого поколения. Все существовавшие ранее в Германии молодежные клубы и союзы вошли в состав " Гитлерюгенд", который охватывал около 60% немецкой молодежи. 25 марта 1938 вышло распоряжение, регулирующее структуру " Гитлерюгенд".

Молодежь охотно воспринимала идеи НСДАП поскольку:

-идеи соответствовали настроениям, ожиданиям радикально настроенной молодежи (недовольство Веймарской республикой, традиционным типом партий, поиск дисциплины, увлеченность романтикой движения и т.д.);

-в силу активного PR национал-социалистами своей деятельности. Специально для молодёжи нацисты пустили в оборот следующий лозунг: “Новое время, новые символы, новые люди”. Обращаясь к молодёжи различных социальных групп, национал-социалисты прославляли “безграничную свободную волю сознательной молодёжи”.

– национал-социалисты использовали удачный опыт фашистских молодежных организаций Италии.

В 1922г. впервые создается молодежный отдел НСДАП – «Молодежный союз НСДАП». Участниками были молодые немцы в возрасте от 14 до 18 лет. Целью союза являлось стремление «вновь пробудить и взрастить в молодёжи качества, коренящиеся в германской крови».

До 1932 года национал-социалистические молодежные объединения в сфере организованной молодёжи находились в качестве меньшинства. К 1932 году численный состав ведущих организаций выглядел следующим образом: спортивные объединения – 2 миллиона человек; католические молодежные союзы –1 миллион человек; евангелические молодежные союзы – 600 000 человек; профсоюзная молодёжь – 400 000 человек; социалистическая рабочая молодёжь – 90 000 человек; коммунистический молодежный союз – 55 000 человек.

С 1933г. началась активная политика «Гитлерюгенда», направленная на запрет других молодежных организаций. 1933г. – роспуск Государственного комитета немецких молодежных организаций. В этот период произошел запрет деятельности Коммунистического союза молодежи, часть организаций присоединилась к «Гитлерюгенду», распущен «Великогерманский союз молодежи». В 1933г. большинство евангелической молодёжи перешло в “Гитлерюгенд”. В 1934 году “Гитлерюгенд” начал открыто препятствовать и ограничивать деятельность католических союзов через террористические действия, пропагандистские мероприятия, региональные запреты и закрытия отдельных союзов и другие акции (например, постановление, что дети, не состоявшие в католических союзах, имеют больше прав). В 1935г. спортивные организации вливаются в Гитлерюгенд.

В 1936г. был издан закон о «Гитлерюгенде», который гарантировал данной организации право быть единственным носителем воспитательных функций. В 1939г. возникли школы “Адольф Гитлер”, чуть позже была создана Имперская школа руководства “Гитлерюгенда” и Академия молодежного руководства. Данные заведения были центральными образовательными учреждениями партии, это позволяло желающим делать профессиональную карьеру в «Гитлерюгенде».

25 марта 1938г. вышло распоряжение, регулирующее структуру " Гитлерюгенд". Организация охватывала немецкую молодежь в возрасте от 10 до 18 лет и делилась по возрастным категориям.

Главным направление работы “Гитлерюгенда” во время войны становится всесторонне вовлечение молодёжи в военные усилия государства. В 1942-1944 годах практически вся молодёжь допризывного возраста прошла обучение в специально подготовленных лагерях.

Организация была распущена после поражения третьего рейха.

9. Молодежные организации западногерманского общества в 1940–1950х гг. Тенденции в развитии государственной молодежной политики.

В целом, в рамках молодежного движения Германии можно было выделить следующие направления:

– левые молодежные организации; социал-демократические молодежные организации (в т. ч. молодежные организации СДПГ; Молодые социалисты в СДПГ, Соколы, Молодые друзья природы);

– либеральные молодежные структуры (Молодые демократы);

– леворадикальные группировки;

– консервативные объединения (в т.ч. организации ХДС/ХСС).

– неофашистские ассоциации;

– альтернативные движения.

Период конца 40 –50-х гг. характеризовался слабым участием молодежи в жизни общества.

В первые послевоенные годы в Германии постепенно возрождались или создавались заново различные молодежные организации. В 1940-х гг. был создан «Союз немецких студентов» (СНС), важную роль в нем играла студенческая организация ХДС/ХСС «Круг христианско-демократических студентов». В 1945–1946 гг. начали действовать молодежные организации СДПГ – «Молодые социалисты» (МС) и «Соколы». СвДП в 1947г. учредила организацию «Молодые демократы» (МД), а ХДС/ХСС – «Юнге Унион» (ЮУ). Появлялось большое количество конфессиональных, культурно-просветительных, спортивных, профессиональных молодежных объединений. В 1946г. возникла организация «Свободная немецкая молодежь». В 1951г. ее деятельность была запрещена (идеи коммунизма).

В 1950г. молодежными организациями основных политических партий Германии был образован Круг политической молодежи, исполнявший роль координатора в их деятельности.

«Молодые социалисты» (социал-демократическое молодежное движение) включали членов СДПГ в возрасте до 35л. В отличие от них социал-демократическая молодежная организация «Соколы» являлась самостоятельным молодежным объединением. Основная форма работы с молодежью – культурно-просветительная деятельность.

«Молодые друзья природы» (МДП) являлись сообществом в рамках организации «Друзья природы», объединявшей молодежь от 14 до 25 лет. Не являются политической организацией, характеризовали себя как «молодежная культурная организация». До конца 60-х гг. в основном занимались проведением туристских походов, спортивных мероприятий, организацией кружков, выставок, концертов.

«Молодые демократы» являлись молодежным союзом, близким либеральной ориентации СвДП. Выдвигали идеи «самоорганизации граждан», защиты прав и свобод, распространяли либеральные ценности в обществе.

В 50-х гг. Юнге Унион призван был распространять христианско-демократические идеи среди молодежи, членство в ХДС/ХСС не являлось обязательным.

В 40–50-е гг. возникли различные молодежные фашистские организации, во главе которых стояли бывшие лидеры Гитлерюгенда. В 1959г. насчитывалось 18 праворадикальных молодежных объединений с 2300 членами. Это были «Молодые викинги», «Союз верной родине викингов», молодежный союз «Орел». Молодые викинги (1000 чл.) являлись одной из наиболее активных фашистских организаций. С 10-летнего возраста ее члены занимались военной подготовкой, в ней копировалась система фашистского воспитания, форма одежды, дисциплина. Около 5 тыс. членов в возрасте от 7 до 16 лет насчитывалось в рядах «Союза верной родине молодежи», девиз которого – «борьба за единство нашего рейха».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.