Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просвещение как основное идейно-художественное движение XVIII в. Французский театр эпохи Просвещения.






Историко-культурный контекст развития театрального искусства Франции XVIII столетия. Основные исторические события и ключевые личности.

Истоки философских исканий эпохи Просвещения во Франции: синтез идей рационализма (Р. Декарт); сенсуализма (Дж. Локк); национальной традиции сенсуалистического и материалистического понимания мира (П. Гассенди, П. Бейль) XVII в. Предложение просветителями качественно новых взглядов на государственноое устройство (Ш. Монтескьё, Д. Дидро), философию истории (Вольтер), религию (Вольтер, Д. Дидро, К.-А. Гельвеций, П.-А. Гольбах).

Этапы эпохи Просвещения во Франции.

1. 1715 (смерть Короля-Солнца)1751 гг.

2. 1751 (выход первого тома Энциклопедии) – 1770-е гг.

3. 1770-ые – 1789 год (Великая французская буржуазная революция).

Их характеристика. Круг проблем, авторы и программные произведения.

Место театра в культуре Франции XVIII столетия.

Специфика существования классицизма в это время. Проявление эпигонистиеских тенденций в эксплуатации расиновской модели конфликта между чувством и долгом в пьесах авторов XVIII столетия (творчество К.-П.-Ж. де Кребийона-старшего).

Творчество Вольтера в русле актуализации творческого метода классицизма. Выражение им взглядов на современное искусство в трактате «Рассуждение о трагедии» (1730). Открытие Шекспира для французской публики. Влияние творчества Шекспира на формирование творческого метода Вольтера-драматурга.

Трагедии Вольтера как феномен просветительского классицизма. Специфика интерпретации проблемы власти в трагедиях: «Эдип» (1718); «Смерть Цезаря» (1731) и «Брут» (1730). Парафраз трагедии страсти («Отелло») в вольтеровской «Заире» (1732). Развитие антирелигиозной проблематики в пьесе Вольтера «Фанатизм, или Пророк Магомет» (1742).

Творчество М.-Ж. Шенье в контексте революционной ситуации Франции. «Революционный классицизм» – ведущее художественное направление конца XVIII столетия. Его специфика: обращение к актуальной политической проблематике; тираноборческий пафос, критика королевской власти и раскрытие ее механизмов манипуляции общественным мнением, осуждение религиозного фанатизма («Карл IX», «Жан Калас» (1792)); репрезентация республиканских идеалов на материале древнеримской истории («Гай Гракх» (1792)).

Классицистская комедия в культуре XVIII столетия. Продолжение традиций «высокой комедии» Мольера в творчестве новых авторов (Реньяр, Дюфрени, Данкур, Лесаж, Детуш, Пирон). Творчество П.-К. де Шамблена де Мариво. Исследование «метафизика сердца» – кредо творчества Мариво. Проблематика его комедий. Преображающая сила любви («Арлекин, воспитанный любовью»). Игра случая и непредсказуемость человеческих чувств («Двойное непостоянство» (1723), «Игра любви и случая» (1730)). Философские комедии Мариво: «Остров рабов» (1725); «Остров разума» (1727). Мариво как автор мещанских драм («Мать-наперсница» (1735)). Своеобразие героев комедий Мариво их связь с традицией комедии масок. Феномен «мариводажа» и его роль для становления французского литературного языка.

Творчество П.-О.-К. Бомарше. Своеобразие личности драматурга. Его театральная деятельность: учреждение Общества драматургов (1777); эмансипация драматургов от книгоиздателей и актеров; признание авторских прав за драматургом.

Первые драматургические опыты Бомарше – веселые «парады» («Жан-дурак на ярмарке», «Колен и Колетта», «Семимильные сапоги»). Бомарше – автор мещанских драм («Евгения» (1767)). Концепция современной драматургии и театра в его трактате «Опыт о серьезном драматическом жанре». Отрицательное отношение Бомарше к трагедии как жанру, лишенному актуальности.

Трилогия о Фигаро как вершинное явление Бомарше – драматурга: «Севильский цирюльник», «Безумный день или женитьба Фигаро», «Преступная мать». Проблематика произведений трилогии. Система образов трилогии и их эволюция. Фигаро – главный герой комической трилогии. Биографический контекст образа и его актуальный публицистический потенциал. Особенности творческого метода Бомарше.

Комедия как актуальный сатирический памфлет. Пародирование просветителей Даламбера, Дидро и Руссо в комедии Палиссо «Философы» (1760). Публицистический пафос комедии периода Революции. Противостояние роялистов и республиканцев в комедии Ф. д’Эглантина «Филинт Мольера». Политический памфлет С. Марешаля «Страшный суд над королями. Пророчество в одном действии» (1793).

Сентиментализм как ведущее художественное направление эпохи.

Становление жанра «слезной комедии» во Франции XVIII столетия.

Трактат Л.-С. Мерсье «Новый опыт о драматическом искусстве» (1773) как декларация принципов «просветительского реализма».

Реформа театра Д. Дидро. Этический пафос эстетического кредо Дидро: «Беседы о «Побочном сыне» (1757) и «Рассуждение о драматической поэзии» (1758). Обобщение Дидро опыта театральной деятельности в трактате «Парадокс об игре актера…» (1773-1778). Отражение опыта общения драматурга с актерами-современниками И. Клерон, Д. Гарриком. Влияние трактата Дидро на формирование национальных театральных школ Европы.

Ведущие французские театры (Комеди Франсез, Театр Итальянской комедии) и яркие актерские индивидуальности (А. Лекуврер, К. Демар, М. Дюкло, М. Барон, Ж. Госен, И. Клерон, М. Дюмениль, А.-Л. Лекен)).

Основная литература:

1. Вокруг «Парадокса…». – М., 2011.

2. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

3. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб., 2011

Литература:

1. Вольтер Ф.-М. Эстетика. – М., 1974.

2. Дидро Д. Эстетика и литературная критика. – М., 1980.

3. История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение. XVII в. – СПб., 2011.

4. Карская Т.Я. Французский ярмарочный театр. – М., 1948.

5. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

6. Эстетика Дидро и современность. – М., 1989.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.