Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Театр как феномен культуры Античности.






Истоки древнегреческого театра. Представление о синкретичности культуры Древнего мира. Миф – основа мировоззрения древнего человека. Специфика мифологического сознания (концентричность, ахронность, апсихологичность, символизм) и его отражение в театральной практике. Своеобразие природы конфликта в античной драматургии. Эволюция идентификации театральных представлений в культуре Древнего мира: от мистерии к развлечению. Их связь с магическими и обрядовыми практиками.

Специфика организации театральных представлений в культуре Древнего мира. Типы театральных сооружений Античности: греческий амфитеатр и его римская модернизация, феномен римского цирка. Примеры наиболее знаменитых из них: театр Диониса в Афинах, театр Помпея в Риме, театр в Эпидавре, Римский Колизей. Их объемно-пространственные решения.

Драматург, актер и зритель в контексте античного театра. Мифология и политическая конъюнктура в античной драматургии. Укорененность пьес древнегреческих авторов в социокультурном контексте эпохи. Их актуальный полемический характер. Особенности исполнительской практики в греческом и римском театрах. Социальный статус актера в культуре Древней Греции. Средства создания им художественного образа (маска, костюм, голос, пластика). Феномен хора в древнегреческом театре: состав, зрительный образ, роль в пьесе, роль в представлении, сценическое существование. Специфика адресата театрального представления.

Основные этапы развития театра Античности: греческий; эллинистический; римский. Основные характеристики каждого из этапов: популярные жанры, актуальные сюжеты, степень профессионализма исполнителей и особенности исполнения.

 

Основная литература:

1. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

2. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб., 2011.

3. Эмихен Г. Греческий и римский театр. Изд. 2-е. – М., 2012.

Литература:

1. Аристотель. Поэтика. – СПб., 2000.

2. Боннар А. Греческая цивилизация. В 3 т. – М., 1992.

3. Варнеке Б. В. История античного театра. – Одесса, 2003.

4. Иванов В. И. Дионис и прадиониссийство. – СПб., 2000.

5. История зарубежного театра. – СПб., 2005.

6. История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение. XVII в. – СПб., 2011

7. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

 

2. Древнегреческая трагедия: генезис, своеобразие конфликта, эволюция героя. Основные этапы ее развития в контексте культуры Античности.

Генезис древнегреческой трагедии. Ее связь с дионисийским культом, дифирамбами и пр. магическими и обрядовыми практиками. Первые драматургические опыты и становление исполнительских практик.

Поэтика древнегреческой трагедии. Мифологическая основа сюжетов древнегреческих трагедий. Своеобразие конфликта, его небытовой характер. Феномен рока в античной трагедийной драматургии. Специфика героя и понятие трагической вины в древнегреческой трагедии. Эволюция героя древнегреческой трагедии: титан-богоборец (Прометей) – герой (Эдип, Орест) – женщина (Медея, Федра).

Основные этапы развития древнегреческой трагедии.

Творчество Эсхила (525-456 до н.э.). Влияние актуальных политических событий на его драматургию: формирование полисной системы, феномен афинской демократии, греко-персидские войны. Связь с мифологией и эпической поэзией; религиозно-философский и поэтический масштаб ее проблематики; титанизм образов; эпическая обстоятельность (трилогический принцип). Феномен героя драматургии Эсхила. Образ титана Прометея в драматургии Эсхила («Прометей Прикованный»).

Творчество Софокла (496-406 до н.э.). Театральная реформа Софокла. Введение в представление второго актера.Драматургический и сценический потенциал реформы. Возможность наиболее объемного развития конфликта: акцентирование внимания на внутренних противоречиях персонажа перед лицом судьбы. Феномен героя драматургии Эсхила. Образ царя Эдипа («Эдип-царь»).

Творчество Еврипида (485-406 до н.э.). Отражение кризисных настроений, характерных для того времени в его драматургии (кризис полисной системы, обострение социальных противоречий, поражение Афин в войне со Спартой). Феномен героя драматургии Еврипида. Усугубление внутреннего конфликта персонажа в его драматургии. Актуализация проблемы выбора его персонажей и переосмысление понятия трагической вины.Отказ от традиционных приемов построения действия («бог из машины», игра случая, интрига и т.д.). Образы Федры («Иполлит») и Медеи («Медея»).

Своеобразие историко-культурного контекста эпохи эллинизма. Систематический характер философии Аристотеля (384-322 до н.э.). «Поэтика» в контексте его философских взглядов. Основные положения «Поэтики». Понятие «мимесиса»: искусство как «подражание» наиважнейшим явлением жизни по принципам «вероятности» и «правдоподобия». Утверждение Аристотелем познавательного и воспитательного значения искусства. Понятие «катарсиса» – «очищение» души через страх, сопереживание страданию. Современные интерпретации природы катарсиса: этическая, религиозная и медицинская теории. Катарсис как на элемент трагической фабулы, знак очищения героя от скверны преступления или греха (Дж. Элс). Учение Аристотеля о предмете трагедии, ее составных частях (фабула, характер героя). Значение «Поэтики» для последующего развития театрального искусства. Обращение к «Поэтике» Аристотеля в последующие исторические эпохи. Трактат Аристотеля как основание противоречащих друг другу концепций театра. Ее интерпретации теоретиками драмы Ренессанса, классицизма, Просвещения и др.

Роль древнегреческой трагедии в развитии европейского театра.Современные постановки древнегреческих трагедий.

 

Основная литература:

1. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

2. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб., 2011.

3. Эмихен Г. Греческий и римский театр. Изд. 2-е. – М., 2012.

Литература:

1. Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе //Античность и современность. – М., 1978.

2. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. – М., 1967.

3. Анненский И. История античной драмы. Курс лекций. – СПб., 2003.

4. Аристотель. Поэтика. – СПб., 2000.

5. История зарубежного театра. – СПб., 2005.

6. История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение. XVII в. – СПб., 2011

7. Костелянец Б. О. Рождение трагедии: суверенный человек и мировой порядок // Костелянец Б. О. Мир поэзии драматической. – Л., 1992.

8. Лосев А.Ф. история античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. – М., 1975.

9. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

10. Ярхо В.Н. Античная драма. – М., 1990.

 

3. Древнегреческая комедия: генезис, своеобразие конфликта, эволюция героя. Основные этапы ее развития в контексте культуры Античности.

Генезис древнегреческой комедии. Происхождение комедиииз обрядовых практик земледельческих культов: дионисийские и элевсинские мистерии. Генетическая связь комедии с ямбическими песнями культа Деметры. Влияние политических событий на выбор проблематики комедий.

Поэтика древнегреческой комедии. Связь комедии с актуальным историческим моментом. Своеобразие конфликта в комедии. Средства художественной выразительности в комедии. Специфика организации сюжета. Своеобразие системы образов. Комический герой как социокультурный тип. Его маргинальный характер. Комические приемы на уровне организации текста пьесы: социальная сатира, пародия, гротеск и пр. Комические средства выразительности для создания соответствующего образа в театральной практике: маска, костюм, речь и интонирование, пластика.

Основные этапы развития древнегреческой комедии: древняя аттическая, средняя аттическая, новая аттическая.

Древняя аттическая комедия: творчество Аристофана (ок. 446 – ок. 385 до н.э). Социально-политическая направленность, сатирическая соль, личностная инвектива, элементы фантастики и утопии, свободная композиция.

Средняя аттическая комедия. Проблема изучения этого этапа: отсутствие оригинального драматургического материала.

Новая аттическая комедия: творчество Менандра (342 до н. э. – 291 до н. э.). Популярность жанра в культуре эллинистического общества. Его ориентированность на частную жизнь человека, семейные ценности, воспитание чувств. Отказ комедиографов от политического религиозной и политической проблематики. Упрощение конфликта комедии, его социально-бытовой характер. Галерея социальных типов в комедиях Менандра. Популярность комедий Менандра в римской культуре. Переделки его произведений Плавтом и Теренцием.

Своеобразие историко-культурного контекста эпохи эллинизма. Систематический характер философии Аристотеля (384-322 до н.э.). Возможность реконструкции учения Аристотеля о комедии, как о жанре, показывающем худших людей в смешном виде («Колеантовский трактат»). «Поэтика» в контексте его философских взглядов.

Значение древнегреческой комедии для истории развития европейского театра. Современные постановки древнегреческих комедий.

 

Основная литература:

1. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

2. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб., 2011.

3. Эмихен Г. Греческий и римский театр. Изд. 2-е. – М., 2012.

Литература:

1. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. – М., 1967.

2. Аристотель. Поэтика. СПб., 2000.

3. Гусейнов Г.Ч. Аристофан. М., 1988.

4. История зарубежного театра. – СПб., 2005.

5. История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение. XVII в. – СПб., 2011.

6. Лосев А.Ф. история античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. – М., 1975

7. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

8. Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. СПб., 2004.

 

4. Театр как феномен культуры Древнего Рима: истоки, типы представлений, драматургия и сценические практики, мировое значение.

Истоки древнеримского театра. Ранние формы италийских театральных представлений: фесценнины, ритуальные пляски, ателлана, сатура. Их связь с мифологией и обрядовыми практиками. Греческое культурное влияние на римскую театральную практику в III-II вв. до н.э.

Основные этапы формирования древнеримского театра.

Республиканский театр (III в. До н.э. – I в. н. э.). Типы театральных представлений этого времени и их организация. Уличные балаганные представления шутов-флиаков. Иконография представлений и устройство временных сооружений для них. Представления профессиональных актеров. Их иконография и наиболее известные архитектурные проекты (театр Помпея, 55 г. до н.э.). Особенности актерской игры в это время: формирование системы амплуа (актер спокойный и актер порывистый).

Театр императорского Рима (II – IV вв.). Место театральных представлений в общественной жизни Рима. Социальные, политические и культурные задачи театральных представлений.

Своеобразие театрализованных представлений императорского Рима и их организация. Специфика организации зрелищ в Риме эпохи Империи. Гипертрофированность архитектурных форм сооружений (Колизей). Массовый зритель и его вкусы. Разнообразие типов зрелищ в императорском Риме: скачки, гладиаторские бои, травля зверей, выступления хоров, игра в мяч, представление сцен из мима и трагедий.

Основные типы театральных представлений театра эпохи Империи: пантомима (сольный танец актера на мифологический сюжет), мим и пиррихий. Высокая исполнительская техника артистов этих представлений.

Значение римского театра для дальнейшего развития театрального искусства.

 

Основная литература:

1. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

2. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб., 2011.

3. Эмихен Г. Греческий и римский театр. Изд. 2-е. – М., 2012.

Литература:

1. Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел. – М., 1959.

2. Гиро П. Быт и нравы древних римлян. – Смоленск, 2001.

3. Головня В.В. История античного театра. – М., 1972.

4. История зарубежного театра. – СПб., 2005.

5. История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение. XVII в. – СПб., 2011.

6. Сергеенко М.Е. Очерки по истории Древнего Рима. – М., 1938.

7. Трубочкин Д.В. Все в порядке! Старец пляшет… – М., 2005.

8. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

5. Драматургия Древнего Рима: круг авторов, жанровое своеобразие пьес, система образов. Эволюция древнеримской драматургии в зависимости от изменения историко-культурного контекста.

Истоки древнеримской драматургии. Ее связь с местными латинскими, этрусскими и др. культурными традициями. Ориентация древнеримской драматургии на греческие (эллинистические) образцы – познеаттическую комедию. Разработка собственной жанровой системы в культуре театра Древнего Рима. Целевая аудитория древнеримского театра. Ее влияние на формирование жанров драматургии. Связь драматургических опытов с политической системой Древнего Рима на разных этапах его исторического развития: Республика и Империя.

Жанровое разнообразие драматургии в римском театре эпохи Республики: трагедия на мифологический сюжет, на исторический сюжет (претекста), комедия на римский сюжет (тогата), на греческий сюжет (паллиата), литературный мим. Паллиата как новый этап в развитии комедии менандровского типа, на латинском языке. Использование приема контаминации и привнесение в текст реалий римского быта. Своеобразие языка плавтовских комедий.

Развитие паллиаты в творчестве Тита Макция Плавта и Публия Теренция Афра.

Драматургия Тита Макция Плавта. Ее характерные черты. Любовная коллизия как основа сюжета. Социально-бытовая проблематика плутовской комедии. Основные средства комического: сатира, пародия, гротеск, гипербола. Специфика образной системы плавтовской комедии. Социальные типы и их роль в пьесах Плавта. Раб – двигатель интриги. Паразит и сводник как основные объекты плавтовской сатиры.

Драматургия Публия Теренция Плавта. Ее характерные черты. Стилистическая утонченность и морализаторский пафос – свойства паллиаты Теренция. Популярность драматургии Теренция в последующие эпохи развития театрального искусства. Отсутствие указаний на современную действительность одна из характерных черт мира комедий Теренций и их популярности.

Своеобразие римской драматургии периода Империи и проблемы ее изучения. Трагедии Луция Аннея Сенеки (ок. IV в. до н.э.) на греческие сюжеты – единственно дошедшие до нас произведения данного жанра. Философские взгляды Сенеки. Специфичность стоицизма Сенеки, его религиозный характер. Их отражение в его драматургии. Пагубность человеческих страстей – основная мысль «греческих» трагедий Сенеки. Специфика образной системы персонажей его произведений. Одноплановость героев трагедий Сенеки. Особенности стиля трагедий Сенеки в преобладании в них риторического элемента.

Влияние древнеримской драматургии на формирование театральной системы классицизма в эпохи Ренессанса и Нового времени. Проблемы актуализации этой драматургии в современном культурном пространстве.

 

Основная литература:

1. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

2. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб., 2011.

3. Эмихен Г. Греческий и римский театр. Изд. 2-е. М., 2012.

Литература:

1. Гиро П. Быт и нравы древних римлян. – Смоленск, 2001.

1. Головня В.В. История античного театра. – М., 1972.

2. История зарубежного театра. – СПб., 2005.

3. История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение. XVII в. – СПб., 2011.

4. Сергеенко М.Е. Очерки по истории Древнего Рима. – М., 1938.

5. Трубочкин Д. В. Все в порядке! Старец пляшет… – М., 2005.

6. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

 

6. Театр в историко-культурном контексте культуры Средних веков: истоки, типология представлений, историческое значение.

Своеобразие Средневековья как культурной эпохи. Религиозность сознания как главная черта мировоззрения человека этой эпохи. Театрализация как одна из характерных черт средневековой культуры. Место театра в культуре Средних веков.

Этапы развития театра в Средние века и типы театральных представлений эпохи.

Литургическая (церковная) драма (X в.). Ее происхождение и связь с религиозной культурой. Тропы – истоки ее драматургической основы. Ее типы: пасхальный и рождественский циклы. Ее жанровое своеобразие: диалогический характер драматургической основы, символическая жестикуляция целебрантов. Ее эволюционирование. Проникновение в богослужебную драму бытовых, мирских элементов. Изгнание литургической драмы из храма указом папы Иннокентия III (1230).

Полулитургическая драма (XII-XIII в.). Специфика мест представлений полулитургической драмы. Ее отрыв от церковного календаря. Расширение тематических границ. Использование элементов низовой культуры в представлениях. Своеобразие ее хронотопа (симультанность сценического действия) и особенности языка.

Расширение участников театральных представлений. Участие горожан в его исполнении. Неоднозначность восприятия шута средневековым человеком: страх и смех. Его зрительный образ в представлении. «Действо об Адаме» (XIII в.) как пример полулитургической драмы.

Мистерия (XIV-XVI вв.) в контексте городской культуры Средневековья. Организаторы и участники Духовных игр.

Иерархия зрителей (Бог, персонаж, зритель) и специфика организации представления (симультанная площадная сцена и передвижные платформы-педженты). Сюжет мистерии. Приоритет слова над действием. Возможность включения бытовых эпизодов комического содержания. Типы мистериальных представлений. Их эволюция. Запрет Контрреформации на мистерии в XVII столетии.

Миракль – тип средневековой мистерии. Чудо (житие святого, чудесное деяние святого или Мадонны) – сюжетная основа миракля. Истоки миракля: исполнение гимнов в честь святых, чтение их житий во время храмовых служб. Жан Бодель из Арраса «Чудо Св. Николая».

Моралите – аллегорическое представления. Его дидактический характер. Персонажи моралите – персонифицированные отвлеченные понятия (Церковь, Синагога, Лицемерие и т.д.). Проникновение в моралите социальных типов. Эволюционирование моралите в комедию нравов в Новое время.

Площадной театр Средневековья (IX-XIII вв.) в контексте смеховой культуры эпохи: истоки, типология, историческое значение.

Представление о смеховой культуре Средневековья. Ее истоки. Феномен карнавала в городской культуре. Карнавальная маска и ее метафизическая роль. Двойственная природа карнавального смеха.

Площадной театр и принципы карнавальности. Феномен фарса. Его фольклорные истоки. Пародийный – антифеодальный и антиклерикальный – пафос фарсовой драматургии. Эволюция фарсов. Искусство актеров-фарсеров, разработка своеобразной манеры игры. Специфика фарсовой мимики и жестикуляции. Понятие о фарсовой буффонаде. Влияние фарса на развитие европейской комедии Ренессанса и Нового времени.

Историческое значение театральной системы Средневековья.

Основная литература:

1. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

2. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб., 2011.

Литература:

1. Андреев М.П. Средневековая европейская драма. Происхождение и становление (X-XIII в). – М., 1989.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1990.

3. Даркевич В.П. Народная культура Средневековья. – М., 1988

4. Дунаева Е.А. Народный театр французского Средневековья. – М., 1990.

5. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.

6. История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение. XVII в. – СПб., 2011.

7. Колязин В. От мистерии к карнавалу. Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего Средневековья. – М., 2002.

8. Словарь средневековой культуры / Под общей ред. А.Я. Гуревича. – М., 2003.

9. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

 

7. Феномен «ученого театра» в контексте Ренессанса. Его поэтика, проблематика, организация представлений.

Своеобразие историко-культурного европейского контекста XIII-XVI вв. Антропоцентризм как основная черта культуры того времени. Представление о человеке в эпоху Ренессанса: универсальная личность. Представление о творческой личности и ее миссии в мире, характерные для искусства Ренессанса. Искусство как способ миропознания. Место театра в системе искусств эпохи Ренессанса. Понятие о ренессансном гуманизме. Обращение ренессансных гуманистов к наследию Античности. Причины возникновения интереса к Античности. Формирование исторического сознания и религиозный символизм. Образ Античности в представлении ренессансного гуманиста: формирование культурного мифа о двух просвещенных эпохах и мрачном средневековье между ними (Ф. Петрарка). Театральность ренессансной культуры в практиках повседневности (этикет), праздников (аллегорические шествия, крестные ходы и пр.), искусстве (живопись, скульптура).

Театральные центры в ренессансной Италии: Феррара, Флоренция, Венеция.

Организация театральных представлений в ренессансной Италии. Появление сцены-коробки и живописной перспективной декорации. Отражение в новой театральной архитектуре представлений о мире человека Ренессанса. Наиболее известные театральные сооружения того времени (театр «Олимпико» в Виченце арх. А. Палладио, 1585).

Своеобразие драматургии итальянского Ренессанса. Организация мистериальных представлений в городской культуре Италии. Участие в их оформлении ведущих архитекторов (Ф. Бруннелески); художников (Леонардо да Винчи; С. Боттичелли).

Постановки светских мистерий при участии великих художников (Леонардо да Винчи и др.).

Опыт постановок античных пьес под руководством гуманиста Помпония Лето (1427-1497).

Феномен «ученого театра» в культуре Ренессанса. Основные жанры «ученого театра» Ренессанса: ученая комедия, ученая трагедия, ученая пастораль.

Жанровое своеобразие «ученой комедии». Актуализация драматургами Ренессанса «Поэтики» Аристотеля и драматургии Луция Аннея Сенеки и их интерпретация творцами-гуманистами. Формирование правила «трех единств»: действия, места и времени. Развитие фабулы на основе перипетий. Главенство одной темы. Образная система «ученой комедии». Иерархия амплуа. Возможность введения в текст изображения современных автору социальных проблем и типов. «Мандрагора» Н. Макиавелли (1469-1527) – вершинное произведение жанра.

Жанровое своеобразие «ученой трагедии». Истоки жанра в «Поэтике» Аристотеля и драматургии Сенеки. Драматургия Дж. Чинтио (1504-1573) как пример жанра «ученой трагедии» Ренессанса. Постановка Анджело Индженьери «Эдипа-царя» Софокла на сцене театра «Олимпико» в Виченце.

Жанровое своеобразие «ученой пасторали». Идейный смысл «ученой пасторали». Ее религиозный смысл. Причины популярности этого жанра в культуре Ренессанса. Сценография Бернардо Буонталенти (1536-1608). Создание им на сцене особого иллюзорного мира.

 

Основная литература:

1. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

2. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб., 2011.

3. Молодцова М.М. Четыре шедевра итальянского «ученого театра» эпохи Возрождения. – СПб, 2011.

Литература:

1. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия, Испания, Англия. – Л., 1973.

2. Де Санктис Ф. История итальянской литературы. – М., 1967.

3. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. – М., 2012.

4. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. – М., 2001.

5. История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 1. – М., 1956.

6. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.

7. История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение. XVII в. – СПб., 2011.

8. Молодцова М.М. Четыре шедевра итальянского «ученого театра» эпохи Возрождения. – СПб., 2011.

9. Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 т. /Сост. и ред. С.С. Мокульского. – М., 1953.

10. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

 

8. Феномен commedia dell'arte в историко-культурном контексте Ренессанса. Его роль в развитии мирового театра.

Истоки искусства commedia dell'arte. Его связь с древнеримской ателланой, фарсом, «ученой» драмой Ренессанса. Карнавальные представления труппы Анджело Беолько (Рудзанте) и их роль в разработке принципов комедии масок (трюки, диалекты, вокал и танец). 1555 г. – первое упоминание комедии масок Жоашеном дю Беле (французский поэт, живший в Риме).

Commedia dell'arte в контексте культуры итальянского Ренессанса. Реализация в ней основных принципов ренессансного мировоззрения: антропоцентризм, гуманизм, творчество как миропознание и др. Центры развития: Венеция (север) и Неаполь (юг). Причины популярности представлений commedia dell'arte именно в этих городах.

Основные принципы искусства commedia dell'arte.

Маска в commedia dell'arte. Северный (венецианский) ансамбль масок: Панталоне, Доктор, Бригелла, Арлекин. Южный (неаполитанский) ансамбль масок: Тарталья, Скарамуччио, Бригелла, Ковьелоо, Пульчинелла. Маска Коломбины/Смеральдины. Особенности сценического образа (костюм, пластика, речь) Роль в сюжете представления. Связь масок Комедии с социокультурным контекстом эпохи. Его отражение в названиях масок, их характеристиках внешности, речи (итальянские диалекты), пластики. Персонажи без масок в commedia dell'arte (Лелио, Изабелла).Их характеристика.

Роль актерских индивидуальностей в создании образов-масок: Анджело Беолько (Рудзанте), Изабелла Андренни (Изабелла), Франческо Андреини (Капитан Спавенто), Сильвио Фьорилли (Пульчинелла), Тиберио Фьорилли (Скарамуш), Тристано Мартинелли (Арлекин). Совершенствование и обогащение маски Арлекина: Джузеппе Доменико Бьянколелли (1636-1688), Томмазо Висентини (1682-1739).

Импровизация как характерная черта представления commedia dell'arte. Религиозно-символический смысл театральной речевой импровизации. Литературная эрудиция актера как основа речевой импровизации. Злободневность подобных театральных представлений. Их органическая связь с историческим моментом.

Пластическая импровизация в контексте ренессансного антропоморфизма. Философско-религиозный смысл тела актера как совершенно инструмента. Природа жеста актера commedia dell'arte. Синкретический характер пластической выразительности сценических образов масок: эксцентрика, клоунада, пантомима, акробатика. Понятие «лацци». Его характеристика и роль в создании художественного образа.

Commedia dell'arte в европейском культурном контексте.Гастрольная деятельность итальянских трупп в Европе. Их влияние на формирование национальных театральных культур.

Commedia dell'arte за пределами эпохи Ренессанса. Вырождение традиции комедии масок XVII-XVIII вв. Вытеснение ее в пространство низовой культуры по мере утверждения театральной системы классицизма в XVII веке. Конфликт между развлекательным характером поздней комедии масок и морализаторским и дидактическим пафосом драматургии эпохи Просвещения в XVIII веке. Деятельность К. Гоцци и К. Гольдони.

Историческое значение commedia dell'arte для развития мирового театра.

Историческое значение итальянского театра эпохи Ренессанса.

Основная литература:

1. Дживелегов А. К. Итальянская народная комедия. Искусство итальянского Возрождения. – М., 2012.

2. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

3. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб., 2011.

Литература:

1. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия, Испания, Англия. – Л., 1973.

2. Де Санктис Ф. История итальянской литературы. – М., 1967.

3. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. – М., 2012.

4. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. – М., 2001.

5. История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 1. – М., 1956.

6. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.

7. Миклашевский К. La commedia dell arte, или Театр итальянских комедиантов XVI-XVII веков. – Пг., 1914.

8. Молодцова М.М. Комедия дель арте. – Л., 1990.

9. Молодцова М.М. Четыре шедевра итальянского «ученого театра» эпохи Возрождения. – СПб., 2011.

10. Реизов Б.Г. Карло Гольдони. – Л., М., 1957.

11. Стрелер Дж. Театр для людей. – М., 1984.

12. Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 т. /Сост. и ред. С. С. Мокульского. – М., 1953.

9. Испанский театр XVI–XVII вв. в историко-культурном контексте Ренессанса (Лопе да Вега), маньеризма (Тирсо де Молина) и барокко (Кальдерон): истоки, поэтика, драматургия, сценическая практика.

Особенности историко-культурного контекста формирования испанского национального театра. Понятие о чести как основополагающем элементе испанской культуры. Основные исторические вехи и принципы имперской политики Испании.

Театральность культуры Испании «Золотого века» и роль театра в культуре Испании XVI-XVII вв. Типы театральных представлений и их организация в Испании в XVI-XVII вв.: площадной театр, корраль, придворный театр. Организация театрального пространства: иерархия пространств сцены и зрительного зала. Своеобразие представления в испанском театре. Актер в испанском театре. Средства художественной выразительности в создании образа и особенности сценической речи.

Основные этапы развития театрального искусства Испании XVI– XVII вв.

Истоки театрального Искусства Испании. Испанский романс как один из источников национальной драмы. Влияние романа Фернандо де Рохаса «Селестина» на театральную практику, ее идеологию и эстетику. Лопе де Руэда – родоначальник испанского народного театра. Фарс – основа драматургии Лопе де Руэда.

Ренессансный театр. Представление о мире и человеке в ренессансном театре Испании «Золотого века». Специфика положительного героя как человека чести. Роль обмана и его осмысление положительным героем.

Мигель де Сервантес Сааведра, его значение в формировании национального театра. Жанровый диапазон драматургии Сервантеса.

Расцвет испанского ренессансного театра во второй половине XVI в. Концепция национального театра Лопе да Вега. Творчество да Вега как основа репертуара театра «Золотого века». Жанровый диапазон драматургии Лопе да Вега: религиозные драмы, крестьянские и дворцовые комедии, трагедии и «комедии плаща и шпаги». Комедия «Собака на сене» – вершинное произведение Лопе да Вега. Религиозно-философский смысл произведения.

Театр маньеризма. Маньеризм как период в истории развития искусства. Его основные черты и их воплощение в искусстве театра. Своеобразие конфликта в маньеристической драматургии. Изменение отношения к обману в пьесах этого направления. Проблема положительного героя в маньеристической драме.

Маньеристическая драматургия Тирсо де Молина (Габриэль Тельес). Ее жанровый диапазон: ауто сакраменталес, комедии положений, комедии «плаща и шпаги» и др. Комедия «Севильский озорник, или Каменный гость» как вершинное произведение драматурга. Переосмысление амплуа галана в образе Дона Хуана. Проблема преступления и возмездия в пьесе. Философско-религиозный смысл пьесы. Символическое значение образа Каменного гостя.

Театр барокко. Барокко – художественный метод, стиль и период в истории искусства. Трагическое мироощущение эпохи и его отражение в различных сферах художественного творчества. Своеобразие театральных представлений эпохи барокко.

Драматургия дона Педро Кальдерона де ла Барки (1600-1681) как феномен барочной культуры. Жанровый диапазон драматургии Кальдерона: аутос сакраменталес, крестьянские драмы («Саламейский алькальд»), драмы чести («Стойкий принц»), религиозно-философские драмы («Жизнь есть сон»), комедии положений («Дама-невидимка»). Проблема выбора героя и своеобразие конфликта, религиозный символизм в драматургии Кальдерона и ее философские смыслы.

Историческое значение испанского театра XVI-XVII вв.

 

Основная литература:

1. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

2. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб., 2011.

3. Силюнас В. Театр «Золотого века». – М., 2012.

Литература:

1. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия. Испания. Англия. – Л., 1973.

2. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX- XX вв. – М., 2001.

3. История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 1. – М., 1956.

4. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.

5. История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение. XVII в. – СПб., 2011.

6. Силюнас В. Испанский театр XVI-XVII веков. От истоков до вершин. – М., 1995.

7. Силюнас В. Стиль жизни и стиль искусства. Испанский театр маньеризма и барокко. – СПб., 2000.

8. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

 

10. Феномен «елизаветинского театра» в историко-культурной традиции английского Ренессанса. Феномен В. Шекспира и роль его драматургии в развитии мирового театра.

Историко-культурный контекст развития английского искусства в XVI – первой половине XVII вв. Философские системы, определившие развитие культурной жизни Англии в это время (Т. Мор, Я. Бёме, Ф. Бэкон).

Место театра в жизни английского города XVI – первой половины XVII вв. Типы театров того времени: публичные, придворные и частные. Роль театральных постановок в процессах самоидентификации английской нации и формирования английской государственности. Театральные здания того времени и их характеристика.

Театральное представление: организация и восприятие. Роль слова в пространстве «елизаветинского театра». Проблема актера в театре елизаветинской эпохи и система амплуа в елизаветинском театре.

Основные этапы развития драматургии в елизаветинском театре.

Ранний этап. Истоки драматургии: моралите и интермедии. Влияние «ученой» драматургии на становление английского театра. «Гордобук» Гальфрида Монмутского (1561) как первый опыт национальной драматургии. Его связь с античной традицией (использование хора для комментирования внесценического действия). Народная драма и ее авторы-памфлетисты: Грин, Пил, Нэш, Кид. Полемический социально-сатирический пафос жанра. Усложненность языка в аристократической драматургии Дж. Лили. Трагедия мести («кровавая драма», «ужасная трагедия») как самый популярный жанр. Т. Кид («Испанская трагедия» (1582-1592)) как его основоположник. Кризисные настроения в драматургии К. Марло: «Тамерлан» (1586), «Трагическая история доктора Фауста» (1588-1589).

Шекспировский этап. Шекспир – культурный миф елизаветинской эпохи. Религиозно-философский пафос драматургии Шекспира. Отражение кризиса идей гуманизма в его пьесах. Жанровый диапазон драматургии.

Концепция человека в творчестве Шекспира. Преломление представлений о человеке в комедиях и трагедиях этого автора. Системы образов персонажей. Герой комедии/трагедии как культурный тип. Женские образы в произведениях, их специфика. Преломление темы любви в произведениях. Нарастание кризисных мотивов в его творчестве. «Гамлет» – вершинное произведение Шекспира-трагедиографа.

Исторические хроники Шекспира в историко-культурном контексте Англии второй половины XVI в. Их политические, религиозно-философские, культурные смыслы. Концепция власти в творчестве Шекспира. Варианты образов королей в исторических хрониках.

Драматургия последнего периода творчества Шекспира. Проблема с определением жанра этих произведений. Кризисный характер их проблематики. Специфика системы образов.

Выдающиеся актеры елизаветинской сцены: Ричард Бербедж и Эдуард Аллейн.

Поздний этап. Бэн Джонсон – современник В. Шекспира. Его трактат «Защита поэзии» – декларация близости Б. Джонсона эстетике классицизма. Жанровый диапазон драматургии Б. Джонсона: трагедии («Заговор Катиллины»), комедии («Вольпоне», «Алхимик»), «маски» – театрализованные карнавальные представления: эволюционирование жанра в оперу-балет.

Значение «елизаветинского театра» для развития мирового театрального искусства.

Основная литература:

1. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

2. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб.,

Литература:

1. Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. – М., 1965.

2. Аникст А.А. Шекспир: ремесло драматурга. – М., 1974.

3. Бартошевич А.В. Театральные хроники. Начало двадцать первого века. Беседы с Екатериной Дмитриевской в газете «Экран и сцена»№. М., 2013.

4. Бартошевич А.В. Шекспир на английской сцене, конец XIX – первая половина XX в.: Жизнь традиций и борьба идей. – М., 1985.

5. Бартошевич А.В. Шекспир. Англия. ХХ век. – М., 1994.

6. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Италия. Испания. Англия. – Л., 1973.

7. Горбунов А. Шекспир и его младшие современники. (Эволюция стилей и жанров) // Горбунов А. Шекспировские контексты. – М., 2006.

8. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX- XX вв. – М., 2001.

9. История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 1. – М., 1956.

10. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.

11. История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение. XVII в. – СПб., 2011.

12. Козинцев Г. Наш современник Вильям Шекспир. – М., 1966.

13. Минц Н.В. Старое и всегда современное. Парадоксы Шекспира (Шекспир в английском театре XVII-XIX в.). – М., 1991.

14. Пинский Л.Е. Шекспир. – Л., 1971.

15. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

16. Шенбаум С. Шекспир. Краткая документальная биография. – М., 1985.

 

11. Театральное искусство Франции в историко-культурном контексте Нового времени (XVII в.). Трагедия в контексте системы классицизма: поэтика (Н. Буало), драматургия (П. Корнель, Ж. Расин) и практика (Т. Дюпарк, М. Шанмеле).

Историко-культурный контекст развития театрального искусства во Франции XVII столетия.Основные события и периоды Французской истории.

Французская мысль в европейском научно-философском контексте. Формирование философских систем Спинозы, Бекона, Паскаля, Ньютона, Кеплера, Гассенди, Гоббса и Локка. Определяющая роль для развития менталитета французов XVII века философской системы Р. Декарта. Актуальность картезианства для становления эстетики французского классицизма.

Формирование классицистской эстетики во Франции. Ее значение для становления национальной культуры и политический смысл. «Итальянские корни» французского классицизма. Авторские предисловия к драмам как элементы формирования классицистской эстетики во Франции. Роль полемики между «древними и новыми» авторами в утверждении классицизма как ведущей поэтической системы.

Оформление доктрины классицизма в трактате Н. Буало «Поэтической искусство» (1674).

Эволюция французского классицизма: П. Корнель, Ж. Расин, Мольер.

Драматургия П. Корнеля – становление «классицистского канона». Своеобразие поэтики драматургии П. Корнеля. Феномен «героя Корнеля». Трагикомедия «Сид» (1636-1637) – вершинное произведение драматургии П. Корнеля.Своеобразие жанровой природы «Сида».

Драматургия Ж. Расина – расцвет классицистской трагедии. Особенности его мировоззрения драматурга и их отражение в творчестве.

Эволюция творчества Ж. Расина: от декларации гражданского пафоса«Фиваида, или братья-соперники» (1664, театр Пале-Рояль) и «Александр Великий» (1665, театр Мольера, позже – Бургундский отель ) к средоточению на внутренних переживаниях персонажа («Андромаха» (1667), «Британик» (1669), «Береники» (1670). Развитите темы гибельности человеческих страстей в произведениях зрелого Расина («Баязет» (1672), «Митридат» (1673)).

Последние пьесы Ж. Расина: «Эсфирь» (1689) и «Гофолия» (1690). Особенности поэтики драматургии Расина. Созвучие античной идеи рока янсенистскому пониманию благодати, как дара Бога. Фатализм произведений Ж. Расина в контексте барочной эпохи и ее понимания человека.

Своеобразие решения конфликта между долгом и страстью в драматургии Ж. Расина. Камерный, интимный характер конфликтов его произведений.

Феномен «героя Расина» и его актуальность в историко-культурном контексте расцвета и начала упадка абсолютизма. Роль монолога в раскрытии душевного состояния героя.

Оригинальность интерпретации Расином темы любви: любовькак болезнь, безумие, страдание, ослепление, плен души и ее пытка.

Организация действия в пьесах Ж. Расина.

Трагедия «Федра» (1677) как вершинное произведение Ж. Расина. Предисловие к трагедии и отражение в нем авторской интерпретации произведения.

Сценическая жизнь расиновской «Федры»: М. Шанмеле (первая исполнительница), Рашель, С. Бернар, Е. Семёнова (1823), М. Ермолова (1890), А. Коонен (1921).

Ж. Расин как театральный деятель. Представление драматурга об «образцовом» исполнении трагедий. Создание им художественной традиции «искусства декламации». Наиболее выдающиеся актеры школы Расина: Т. Дюпарк, М. Шанмеле.

Значение французской классицистской трагедии для развития мировой художественной культуры.

Основная литература:

1. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

2. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб., 2011.

Литература:

1. Буало Н. Поэтическое искусство. – М., 1957.

2. Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму: Статьи о французской и немецкой литературах. – СПбГУ, 2001.

3. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. – М., 2001.

4. История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 1 – М., 1956.

5. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.

6. История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение. XVII в. – СПб., 2011.

7. Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. – М., 1987.

8. Кадышев В. Расин. – М., 1990.

9. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М., 1980.

10. Михайлов Л. Театр Корнеля //Корнель П. Театр: в 2 т. – М., 1983

11. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.