Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Романтизм как ведущее идейно-художественное направление XIX века. Английский театра эпохи Романтизма.






Историко-культурный контекст. Основные исторические события и ключевые личности этого времени. Философская основа английского романтизма.

Своеобразие английского романтизма: превалирование поэтического творчества над теоретическим и философским обоснованием романтизма.

Этапы развития английского романтизма. Традиционное деление английских романтиков на « старших » (Вордсворт, Кольридж, Саути) и « младших » (Байрон, Шелли, Китс). Условность и неактуальность такого деления относительно вопросов проблематики и специфики романтизма. Актуальность темы романтического бунта. Максимализм и нонконформизм как основа мировоззрения. Театр и театральность в жизни английских романтиков «младшего» поколения. Декларационный характер их произведений. Культ Шекспира в художественном пространстве английского романтизма.

Дж.-Г. Байрон – центральная фигура английского романтизма. Его жизнь и творчество как образец индивидуального романтического мифотворчества. Феномен байронизма в контексте европейской и отечественной культурных традиций.

Драматургия Дж.-Г. Байрона («Манфред» (1817), «Каин» (1821), «Сарданапал» (1821), «Мариино Фальерно, дож Венецианский»(1821), «Вернер, или наследство»(1822)). Ее место в контексте творчества поэта-романтика.Близость проблематики, образных систем, повествовательных структур «восточным повестям». Специфичность жанра драматической поэмы («Манфред», «Каин»). Своеобразие романтического героя Байрона.

«Вернер, или Наследство» – самая популярная пьеса Байрона. Своеобразие жанра пьесы – «готическая трагедия тайн». Особенности конфликта, композиции и системы образов «готического» произведения. Мелодраматизм сюжета как причина популярности пьесы.

Значение драматургии Байрона для развития европейской литературной традиции.

Драматургия П.-Б. Шелли (1792-1822): «Прометей освобожденный», «Ченчи». Своеобразие его романтического метода. Обращение Шелли к наследию античности – драма «Прометей освобожденный». Актуальный политический пафос пьесы.Смысловые парафразы произведения Шелли и поэмы Мильтона «Потерянный Рай» (Юпитер – Сатана). Сочетание в его образе черт романтика-революционера с христианским милосердием.

Историческая драма «Ченчи» (1819) как вершинное произведение Шелли-романтика. Своеобразие трактовки романтического героя. Оригинальность проблематики произведения.

Театральная жизнь Англии начала XIX века.

Сосуществование на английской сцене просветительских традиций (рационализм, аналитичность) и романтических экспериментов (эмоциональная экспрессивность, интуитивизм).

Тенденции отхода от воссоздания бытовой среды в английском театре. Предромантические опыты организации «готических» спектаклей. Изображение на сцене катастроф и страстей. Иррационализм действия спектакля, аффективные состояния персонажей и спецэффекты и экзотический антураж оформления сцены. Основной конфликт «готического» спектакля: противостояние универсума и титанической личности.

Яркие актерские индивидуальности и формирование амплуа романтического театра Англии: С. Сиддонс – «муза трагедии»; Дж.-Ф. Кембл – «благородный герой». Дж.-Ф. Кук – «романтический злодей». Вершина актерского мастерства английской сцены – творчество Э. Кина.

Значение театра английского романтизма для дальнейшего развития мировой художественной культуры.

Основная литература:

1. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

2. Зарубежное искусство XIX в. Англии, Франции, Италии, США. Хрестоматия. – СПб., 2002.

3. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб., 2011.

Литература

1. Великий романтик Байрон и мировая литература. – М., 1991.

2. Гаррард Дж. Сравнительный анализ героинь «Дон Жуана» Байрона и «Евгения Онегина» Пушкина // Вопросы литературы. 1996. №6. С. 153-178.

3. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. – М., 1978.

4. Дьяконова Н.Я. Лирические отступления в поэме Байрона «Дон Жуан» // Изв. РАН. Литература и языкознание. 1993. № 5. С. 11-20.

5. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978.

6. Зверев А. Звезды падучей пламень: Жизнь и поэзия Байрона. – М., 1988.

7. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М., 1999.

8. История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение. XVII в. – СПб., 2011.

9. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.