Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская летопись.Идеи и образы ПВЛ.






«Повесть временных лет» - выдающийся исторический и литературный памятник, отразивший становление древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления.

Созданная в первые десятилетия XII в., она дошла до нас в составе летописных сводов более позднего времени. Самые старшие из них - Лаврентьевская летопись - 1377 г., Ипатьевская, относящаяся к 15 в., и Первая Новгородская летопись 14 в.

Однако «Повесть временных лет» не является древнейшим летописным сводом. Более двух веков многие поколения ученных занимались изучением вопроса о возникновении и развитии летописания на Руси. В настоящее время благодаря исследованиям акад. Шахматова можно говорить об истории русского летописания. Акад. Шахматов доказал, что в основе этого историко-литературного памятника лежа более древние летописные своды, в частности, Древнейший Киевской свод.

Летописание возникает в Софийском монастыре, но в конце 11 в. Летописание было перенесено в Киево-Печерский монастырь. А.А.Шахматов считает, что автором Киево-Печерского летописного свода был Никон Великий, который был одним из основателей Киево-Печерского монастыря. В конце 11 в. возникает Киево-Печерский или Начальный свод.

Начальный свод стал основой «Повести временных лет».

Идейно-тематическое содержание летописи:

· Русская земля, ее исторические судьбы, начиная с момента возникновения и кончая первым десятилетием XII в.

Летописцев интересуют судьбы славянских народов в далеком прошлом (V—VI вв .), расселение восточных славянских племен в бассейне Днепра и его притоков, Волхова и озера Ильмень, Волго-Окского междуречья, Южного Буга и Днестра; нравы и обычаи этих племен. Летописцы ищут объяснения происхождения названий как отдельных племен, так и городов, обращаясь к устной легенде. Ими осознается великая культурная миссия первых славянских «учителей» и «философов» Кирилла и Мефодия, и в летопись заносятся сведения о деятельности этих великих братьев, связанной с изобретением азбуки «словенской».

· Тема единства

Летописные сказания необычайно злободневны, публицистичны, исполнены резкого осуждения княжеских усобиц и распрей, ослабляющих могущество Русской земли, призыва блюсти Русскую землю, не посрамить земли Русской в борьбе с внешними врагами, в первую очередь со степными кочевниками — печенегами, а затем половцами.

· Тема Родины

Тема родины является определяющей, ведущей в летописи. Интересы родины диктуют летописцу ту или иную оценку поступков князя, являются мерилом его славы и величия.

· Высокая патриотическая идея могущества Русской земли, ее политической самостоятельности, религиозной независимости от Византии.

Образы “ПВЛ” можно разделить на две группы: созданные с помощью приемов народного творчества и исторические образы.

Охарактеризованы приемами народного творчества:

1) Князь Олег –храбрый, мужественный и мудрый воин, умён, хитёр. Назван «вещим» - волшебник. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных и даже он, «вещий» не может.

2) Князь Игорь также мужественный и смелый. Он заботлив и внимателен к нуждам своей дружины, но жаден. Это и погубило его, когда он решил собрать больше дани с древлян.

3) Княгиня Ольга – жена Игоря. Мудрая, верная памяти своего мужа, хитростью отвергает сватовство не только древлянского князя Мала, но и греческого императора. Жестоко мстит убийцам своего мужа. В описании 4 местей Ольги подчеркивается мудрость, твердость и непреклонность характера русской женщины. Все описание мести строится на лаконичном и сценическом диалоге княгини с древлянами.

4) Святослав – сын Игоря. Он суровый, простой, сильный, мужественный и прямодушный воин. Ему чужды коварство, лесть, хитрость присущие его врагам-грекам (льстивы, обманывают Святослава). С малой дружиной он одерживает победу над превосходящими силами врага. Он презирает богатство и ценит только свою дружину. Он живет интересами дружины и даже отказывается принять христианство, как его просит княгиня Ольга, потому что боится насмешек дружины. Гибнет Святослав в неравном бою с печенегами у днепровских берегов. Его убил печенежский князь Куря и сделал из его черепа чашу. Автор видит причину гибели Святослава в том, что он отказался принять христианство.

5) Князь Владимир – сын Святослава. Это противоречивый образ. С одной стороны, мы видим князя-язычника с его необузданными страстями до крещения, с другой – идеальный правитель-христианин, наделенный всеми христианскими добродетелями: кротостью, смирением, любовью к нищим, инокам и монахам.

6) Русский юноша Кожемяка. В 992 году Владимир воевал с печенегами, и они решили устроить схватку между двумя сильнейшими воинами. Сказание подчеркивает превосходство мирного ремесленника над профессиональным воином – печенежским богатырем. В русском юноше Кожемяке воплощена исполинская сила, которой обладает русский народ. Печенег хвастлив и заносчив, Кожемяка скромен.

7) Старец в Белгороде. В истории о белгородском киселе описана осада печенегами Белгорода. Люди хотели уже сдаться врагам, но один старец придумал, как обмануть печенегом. В один колодец поставили болтушку для киселя, а в другой – сладкую сыту. Печенеги поверили, что жители города получают еду из-под земли. Это победа смекалки, находчивости над легковерием врага.

Совсем по-другому описаны исторические личности, которые жили незадолго до и во время написания летописи. Князьям придается официальный характер. Это не просто люди, а общественные деятели. Особое место в летописи занимает сказание об убийстве Бориса и Глеба. Здесь мы видим контраст двух идеальных князей-мучеников Бориса и Глеба, “христолюбивых страстотерпцев”, и окаянного Святополка. Это сказание в повести носит агиографические черты.

В повести об ослеплении Василька Теребовльского в 1097 главными образами являются Давыд, Святополк и Василько.

· Давыд вероломен, коварен, для него ничто клятвы на кресте.

· Святополк колеблется, ему не верится в справедливость наветов Давыда, но в конце концов он принимает участие в заговоре.

· Василько доверчивый, благонравный, воспитанный, слушается старшего брата. Он не верит в то, что можно нарушить клятву на кресте. Но повесть не идеализирует Василька. Он не только жертва наветов, жестокости и коварства Давыда, но и сам обнаруживает жестокость и коварство по отношению к виновникам зла и ни в чем не повинным людям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.