Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие государственных и муниципальных финансов и их роль в экономике страны.






Г. и м. финансы – важнейшее звено фин.с-мы, обеспечивающее органы гос. власти и МСУ ден. ср-вами для осуществления ф-ий, предусм-х Конституцией РФ и др. законод-ми актами.

2 трактовки понятия «гос финансы».
1. гос финансы - совокупность фин отношений, обесп достижение целей внешней и внутренней (в т.ч. социальной) гос политики.
2. гос финансы - совокупность элементов - фин институтов, их связей и алгоритмов взаимодействия по достижению поставленных целей.

Мун финансы - это ден отношения, складываю­щиеся между органами местного самоуправления, с одной стороны, и органами гос власти, юр и физ лицами, с др стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспр-я нац в связи с формированием, распр-ем и исп-ем централизованных фондов ден средств мун-ых образований, обеспечивающих потребности органов местного самоуправления при решении эк и соц задач. Основная задача организации местных финансов - обеспече­ние органов местного самоуправления фин ресурсами в объеме, достаточном для самост решения вопросов местного значения.

Сущность г. и м. финансов - они охватывают ту часть ден. отношений по поводу распределения и перераспр-я стоимости созданного общ.совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках гос-ва и МСУ для покрытия расходов, необходимых для выполнения гос-вом и МСУ своих ф-ий.

В РФ исходя из фед. устройства гос.финансы вкл.2 уровня:

1) Финансы фед. орг. Власти 2) Финансы органов власти субъектов РФ.

Мун. финансы явл. низшим звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень.

Роль ГиМФ выражается в из функциях

1.Ф-ция перераспределения - Происходит концентрация ден.ср-в в руках гос-ва и их накопление с целью удовлетворения общегос. потребностей. осущ-ся через с-му централиз. фондов. Ее результатом явл. перераспред-ие доходов рентабельных отраслей народного хоз-ва в отрасли с низкой рентабельностью: - из пром-ти в с/х; - содержание за счет бюд-та учреждений непроизвод. сферы (медицина, образование); - перераспред-ие доходов между различ. соц. гр. населения; - перераспред-ие между различ.территор. образованиями.

2.Регулирующая ф-ия - Связана с образованием и исп-ем бюд. фонда. Бюд. фонд образуется за счет налоговых сборов, пошлин, доходов от гос. собственности, займов и т.д.
Через налоги гос-во может либо сдерживать эк.активность и частное потребление либо наоборот стимулировать, тоже самое касается и заимов.
Формирование гос. собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общ.У,. С др. стороны приватизация сферы обществ. услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение) может сдерживать потребление этих услуг отдельными гр. населения, что приведет снижению их уровня жизни.

Исп-ие бюд. фонда осущ-ся через целевые расходы путем распределения бюд. ср-в по различ. направлениям деят-ти гос-ва и по сферам общ.произ-ва. Т.о. достигается сосредоточение фин. ресурсов на приоритетных с т. зр. гос-ва направлениях хоз. деят-ти. Осуществляя бюд. расходы гос-во может изменить структуру общ. произ-ва, влиять на результаты хозяйствования, проводить соц. преобразования. Бюд. фонд может исп-ся в интересах ускорения НТП страны(нов.механизмы бюд. финанс-ия науки, совершенствование гос. с-мы поддержки и переподготовки кадров и т. д.).

3.Контролирующая ф-ия -Позволяет узнать на сколько своевременно и полно фин. ресурсы поступают в распоряжение гос-ва и МСУ, позволяет узнать как фактически складываются пропорции в распределении бюд.ср-в, эф-но ли они исп-ся.

В узком смысле эта ф-ия реализуется по след.направлениям:

- Контроль за правильностью и своевременностью перечисление ср-в в централиз.фонды.

- Контроль за соблюдением заданных пар-ров централиз. фондов.

- Контроль за цел. и эф. исп-ием фин. ресурсов, осуществляемый на основе составления план.и отчет. смет образования и расходования ден. ср-в.

Широкое понимание контрол. ф-ии сводится к сравнению результатов фин. политики гос-ва с постав.целями и установ. критериями, т. е. речь идет о реализации долгосрочной фин. политики.

 

10. Доходы и расходы федерального и местного бюджетов: сущность, источники формирования и направления использования.

Бюджет —общ отн-я по поводу формирования и исп-я централизованной фед властью фонда ден средств.

Фед бюджет — центральный элемент бюджетной системы.

Структура доходов феде бюджета определяется, 1. потребностями гос-ва в фин ресурсах; 2. возможностями гос-ва по мобилизации этих ресурсов; 3. особенностями проводимой эк-ой политики.

Структура расходов фед бюджета определяется функциями гос-ва.

Доходы фед бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы фед бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы фед бюджета составляют:

-фед налоги и сборы, установленные налоговым законодательством; -таможенные пошлины, там сборы и иные там платежи; -гос пошлина.

Неналоговые доходы фед бюджета формируются за счет:

-доходов от использования имущества; -доходов от продажи имущества; -части прибыли унитарных предприятий.

В доходах фед бюджета также учитываются:

-Прибыль Банка России; -доходы от внешнеэк деятельности; -доходы от реализации гос запасов и резервов.

Доходы федо бюджета могут передаваться бюд-ам субъектов Федерации и местным бюджетам.

Из фед бюджета финансируются след расходы:

-обеспечение деятельности президента РФ, Фед собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, фед органов исп власти и их территориальных органов;

-функционирование фед судебной системы;

-осуществление международной деятельности;

-нац оборона и обеспечение безопасности гос-ва, осуществление конверсии оборонных отраслей пром-ти;

-фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

-гос поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

-гос поддержка атомной энергетики;

-ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий фед масштаба;

-исследование и исп-ие космического пространства;

-формирование фед собственности;

-обслуживание и погашение гос долга РФ;

-компенсация гос внеб фондам расходов на выплату гос пенсий и пособий, др соц выплат,

-фед инвест программа;

-офиц статистический учет.

Местный бюджет (бюджет мун обр-я) — форма образ-я и расходования ден средств в расчете на фин год, предназначенных для обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Доходы местных бюджетов в соответствии с Бюд кодексом РФ формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от фед и рег-х регулирующих налогов и сборов.

Основные доходные источники — налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хоз деятельности и мун кредит.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

-налоговые доходы; -неналоговые доходы, -доходы, полученные местными бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений.

совокупность расходов местных бюджетов - 2 группы.

1. относятся собственные расходы мун образования, связанные с решением задач местного знач и обслуживанием мун долга. Направления:

-содержание собственных органов управления; -проведение местн выборов; -реализация мун заказа; -исполнение собственных законов; -фин поддержка отраслей местного хоз-ва; -фин помощь бюджетным учреждениям иных уровней власти; -обслуживание долговых обязательств; -спец целевые программы местного значения; -инвестиции в местную инфраструктуру.

Покрываются средствами собств источников доходов (налоговых и неналоговых поступлений), трансфертов, заемных средств.

2. относятся расходы, связанные с осуществлением отдельных гос полномочий, переданных органам местного самоупр-я:

-обеспеч гос гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, доп образования, оплата труда работников мун учреждений;

-создание и организ деят-ти комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- выравнивание бюджет обеспеченности поселений;

-соц поддержка и соц обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей- сирот, безнадзорных, ветеранов, малоимущих;

-орг оказания специализированной мед помощи в специал-ых мед учреждениях;

-выплата гражданам адресных субсидий на оплату жилья и комм услуг;

-субвенции на выполнение фед полномочий по гос регистрации актов гражданского состояния;

-строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования;

-предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидация их последствий;

-организация и осуществление программ и проектов в области охраны ор среды и экологической безопасности;

-субвенции на покрытие доп расходов убытки по тепло- и электроснабжению);

-осущ поселениями полномочий по первичному воинскому учету;

-орг-ия библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта РФ и др.

 

11.Государственные внебюджетные социальные фонды: понятие и источники формирования.

В РФ созданы и действуют 3 гос соц-х внеб-х фонда.

1) бюджет Пенс фонда Российской Федерации; 2) бюджет Фонда соц страхования РФ; 3) бюджет Феде фонда обязательного мед страхования.

Бюджетами территориальных гос внеб фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного мед страхования.

ПФР является самост финансово-кредитным учреждением и создан в целях гос управления финансами пенс обеспечения в РФ.

ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» ПРФ является гос учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обяз пенс страхования. При этом решаются 2 задачи: 1)Средства пенс системы становятся сферой самост бюджетного процесса. 2) Основной источник финан-ия пенс выплат - страховые взносы и платежи, которые уплачиваются за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами является страховой платеж.

Создание ПФР – переход к обязательному пенс страхованию.

Формирование бюджета ПФ закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», с дополнениями и изменениями. Бюджет ПФР формируется за счет:

-страховых взносов; -средств фед бюджета; -сумм пеней и иных фин санкций; -доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств; -добровольных взносов физ лиц и организаций; -иных источников.

Ден средства хранятся на счетах ПФР, открываемых в учреждениях ЦБ РФ, а при их отсутствии на счетах, открываемых в кредитных организациях.

В составе бюджета ПФР отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета ПФР.

Трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех частей: базовая, страховая и накопительная.

базовая финансируется за счет сумм единого соц налога (взноса, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, накопительная – за счет сумм страховых взносов.

ФОНД СОЦ СТРАХОВАНИЯ

гос внеб фонд, находящийся вфед собственности России, создается в целях гарантированного финансирования выплат пособийпо временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до3-летнего возраста, а такжедля др целей соц страхования. Ден средства фонда явл.гос собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, другихфондов и изъятию не подлежат.

Средства ФСС образуются за счет:

-страх взносов работодателей;

-страховых взносов граждан, занимающихся индивид трудовой деятельностью;

-страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях при условии уплаты ими страх взносов в Фонд;

-доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные гос ценные бумаги и банковские вклады.

-добровольных взносов граждан и юр лиц; поступления иных фин средств,

-ассигнований из фед бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций);

-пр поступлений

ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕД СТРАХОВАНИЯ (ФОМС) – самостоятельные гос кредитные учреждения, реализующие гос политику в области омс граждан как составной части гос соц страхования. ФОМС предназначены для аккумулирования страховых взносов, обеспечения фин стабильности гос системы ОМС и выравнивания фин ресурсов на его проведение.

Средства фондов находятся в гос собственности, не входят в состав бюджетов др фондов и изъятию не подлежат. Фед и территориальные фонды ОМС не наделены правом издания каких-либо нормативных документов, обязательных для плательщиков страховых взносов на ОМС. Право издания инструкций о порядке взимания и учета страх взносов предоставлено только Правительству РФ.

Задачи мед страхования — гарантировать гражданам при возникновении страх случая получение мед помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия.

Доходы фонда ОМС складываются из:

-страх взносов предприятий; -ассигнований из госбюджета; -добровольных взносов; -доходов от исп временно свободных ден средств фонда ОМС

 

12. Бюджетный дефицит: понятие, причины, источники финансирования, влияние на экономику.

Дефицит - это превышение расходов над доходами, т.е. такое состояние соотношения гос. доходов и гос. расходов, при котором расходы превышают запланированные доходы.

Государство не может профинансировать все запланированные программы, что приводит к уменьшению жизненного уровня населения и снижения темпов развития экономики всего гос-ва.

Определить бюджетный дефицит можно разными способами:

-Абсолютное выражение= доходы - расходы

-в % к ВВП, в % к НД, в % к общей величине расходов, в % к доходам.

Величина превышения гос. расходов над гос. доходами устанавливается зак-ом и прописывается в законе о бюджете. Чем точнее расчеты размеров дефицита, тем более эффективные методы его финансирования можно использовать.

Основная причина появления дефицита бюджета - это несбалансированное исп-е средств гос-ом.

Одной из причин, порождающей дефицит - это фин-ие военных действий, которые вынуждают гос-во тратить средств больше, чем планировалось (происходит за счет эмиссия денег, увеличение налогов). Это может привести к серьезным трудностям в экономике и скорее всего не смогут компенсировать всех затрат, необходимых для проведения военных действий или послевоенного восстановления.

Дефицит может порождаться экономическим спадом в гос-ве или в мире. В период кризиса сокращаются фин. возможности предприятий, уровень доходов населения и уровень доходов населения и корпораций. Эк-ий спад порождает снижение налоговых поступлений в казну гос-ва, сокращение доходов.

Одна из причин дефицита - неэффективное управление фин потоками гос-ва. Нерациональные доходные потоки, так и расходные. Пр.: принципы сбора налогов могут тормозить общее развитие экономики страны, что приводит к получению доходов ниже потенциально возможных.

Еще возможно нерац направление расходов, что приводит к диспропорции развития экономики, и к увеличению расходов, от которых можно было отказаться.

Можно выделить 2 основных фактора, влияющих на дефицит:

-Нерациональная система расходов бюджетных средств.

-Неэффективная система формирования доходных статей бюджета.

Финансирование бюджетного дефицита - это покрытие недостатка ден средств в целях сокращения размеров бюджетного дефицита, чтобы государство могло качественно и в полном объеме выполнять свои функции.

Существует два способа финансирования бюджетного дефицита:

1.Проведение политики гос займов; 2.Эмисиия новых ден средств.

Первый метод предполагает доп привлечение ден ресурсов на возвратной основе; средств могут быть привлечены из внутренних и из внешних источников. Это является доп нагрузкой на бюджет в будущем. Этот метод позволяет достаточно быстро погасить возникший дефицит.

Второй метод - влечет за собой негативные последствия - в виде инфляционных процессов и последующего увеличения нагрузки на бюджет.

Объем финансирования определяется как разница между размером гос доходов и расходов. Финансирование чревато негативными последствиями для экономики, но является абсолютно необходимым процессом для поддержания деятельности государства.

Дефицит оказывает негативное влияние на экономические процессы, протекающие внутри государства. Покрытие бюд дефицита предполагает привлечение ресурсов на расширение производства, сокращения безработицы и т.д.

Метод првлечения гос. займов, привлечение которых в прошлом может оказаться причиной будущего бюджетного дефицита. Лишь отсрачивает проблему. Если государство привлекает средства населения, то их доходы сокращаются, и, как следствие, снижается совокупный спрос. Внутренний заем сокращает свободные капиталы в стране, которые могли быть вовлечены в производство. Внешние заимствования лишь откладывают решение проблемы на потом. Гос заем приводит к снижение инвестиционной активности.

Денежная эмиссия позволяет избежать сокращения инвестиционных ресурсов, увеличить гос. расходы и повысить совокупный спрос, но она же приводит к развитию инфляционных процессов.

метод чистого экспорта. В этом случае сокращаются расходы бюджета на обслуживание гос.долга, однако данный метод приводит к сокращению ресурсов, которые могли быть использованы государством для собственного развития. экономика страны может отстать от других стран.

Ни один из методов покрытия государственного дефицита не обеспечивает беспроигрышного положения и несет за собой определенные риски.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.