Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правило максимизации полезности потребителя (потребительского выбора).






В основе потребительского выбора покупателя лежат его предпочтения. При этом предполагается, что этот выбор представляет собой лучшую комбинацию благ (или потребительский набор) из всех возможных комбинаций. Лучшую - набор приносит покупателю наибольшую полезность.

Допустим, потребитель определенную часть своего дохода тратит на приобретение товаров X и У. Возникает вопрос, на какое количество товаров Х и У должен предъявить спрос покупатель, чтобы максимизи­ровать свою полезность? Предположим, что вначале потребитель оценивает предельную полезность товара X больше, чем товара У.Тогда он начнет увеличивать потребление товара X и сокращать по­требление товара У. Но согласно закону убывающей предельной полезности при увеличении потребляемого количества товара Х его пре­дельная полезность начинает снижаться, а предельная полезность товара У — увеличиваться. В конце концов, должно установиться равенство оценок предельных полезностей товаров X и У. В такой ситуации потребитель не будет тратить ни на рубль больше, чтобы приоб­рести дополнительное количество товара X, и ни на рубль меньше, чтобы сократить количество потребляемого товара У. Создается идеальное положение, когда человеку невыгодно потреблять одно благо вместо другого и вообще как-то менять структуру потребления. Любое изменение приведет только к ухудшению его благосостояния, т. е. покупатель склонен изменять структуру потребления, переключаясь с одного товара на другой, последовательно продвигаясь к такому состоянию, когда менять уже ничего не нужно. В таком состоянии достигается равенство оценок предельной полезности товаров Х и У.

Таким образом, правило максимизации полезности с точки зрения теории предельной полезности состоит в том, что потребитель так должен распределить (израсходовать) свой доход, чтобы отношение предельной полезности к цене было одинаковым для всех товаров, при этом денежные средства должны быть истрачены полностью:

Где MU – предельная полезность товаров Х и У, Р – их цена.

Отношение MU / Р показывает величину предельной полезности в расчете на каждый затраченный рубль.

Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей двух благ равняется отношению цен этих благ.

 

8. Средние издержки – классификация, определение. Каким образом и почему изменяются средние издержки при наращивании объемов производства в коротком периоде.

Постоянные издержки – это такие издержки, величина которых не меняется с изменением объема производства. Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного предприятия и потому должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относятся, как правило, проценты по займам, арендные платежи, амортизационные отчисления от стоимости зданий и оборудования, страховые взносы. Постоянные издержки, по определению, существуют при любом объеме производства, включая нулевой. В краткосрочном периоде постоянных издержек не избежать. Постоянные издержки обозначают FC. Так как это неизменная величина, то на графике постоянные издержки будут изображаться в виде прямой линии.

Переменные издержки – это такие издержки, величина которых меняется с изменением объема производства. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть труда и тому подобные переменные ресурсы. В начале наращивания производства переменные издержки увеличиваются, но темпы их роста со временем замедляются. В теории издержек они имеют символ VC. В отличие от постоянных издержек, величина которых не меняется при изменении объема выпуска, переменные издержки растут при увеличении объема выпуска, и уменьшаются при его снижении.

Переменные издержки – это издержки, которыми бизнесмен может управлять, величина которых может быть изменена в течение краткосрочного периода времени путем изменения объема производства.

Общие (валовые) издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при любом объеме производства. При нулевом объеме производства общие издержки равны постоянным издержкам фирмы.

Под средними понимаются издержки фирмы на производства и реализацию единицы товара (АС =ТС/Q). Этот вид из­держек имеет особое значение для понимания рыночного равновесия, по­скольку предприниматель стремится их минимизировать. Кривая средних издержек обычно имеет U-образную форму.

Сначала средние из­держки весьма высокие. Это связано с тем, что большие постоянные из­держки распределяются на незначительный объем продукции. По мере рос­та производства постоянные издержки приходятся на все большее число единиц продукции, и средние издержки быстро падают, доходя до миниму­ма в точке М. По мере роста объема производства основное влияние на ве­личину средних издержек начинают оказывать не постоянные, а перемен­ные издержки. Поэтому вследствие закона убывающей доходности кривая начинает идти вверх. Следует обратить внимание, что кривая средних издержек непосредст­венно зависит от кривых средних по­стоянных издержек (AFC) и средних переменных издержек (AVC). Посто­янные издержки остаются неизменны­ми на протяжении краткосрочного пе­риода, поэтому по мере увеличения количества произведенной продукции величина средних постоянных издер­жек убывает. Что касается средних пе­ременных издержек, то они сначала ниже, чем средние постоянные издер­жки, но затем начинают возрастать, приближаясь к средним валовым издержкам. Поскольку ТС = FC + VC, то, разделив обе части этого уравне­ния на Q, получаем: АС = AFC + AVC. Другими словами, кривую АС мож­но получить, если суммировать кривые AFC и AVC. Кривая средних издержек имеет большое значение для предпринимате­ля, поскольку позволяет определить, при каком объеме производства из­держки на единицу продукции будут минимальными.

Выделяют:

  • Средние постоянные издержки AFC которые рассчитываются путем деления постоянных издержек фирмы на объем производства
  • Средние переменные издержки AVC, исчисляемые путем деления переменных издержек на объем производства:

Средние переменные издержки первоначально сокращаются, пока не достигнут своего минимума, а затем начинают расти. Эти издержки зависят от объема производства.

  • Средние валовые издержки или полная себестоимость единицы изделия ATC(англ.averagetotalcosts), которые определяют как сумму средних переменных и средних постоянных издержек или как частное от деления валовых издержек на объем выпуска:

Остается рассмотреть еще одну очень важную концепцию издержек производства – концепцию предельных издержек (MC). Предельные издержки – это дополнительные, или добавочные, издержки, возникшие в результате производства еще одной дополнительной единицы продукта. Для каждой добавочной единицы продукта предельные издержки можно определить просто по изменению общих издержек, вызванному производством этой единицы. Предельные издержки получаются как разность между издержками производства n еди­ниц и издержками производства n—1 единиц: МС = ТСn – ТСn-1. На рисунке ниже показана динамика предельных издержек.

 

 

Кривая предельных издержек не зависит от постоянных издержек, по­тому что постоянные издержки существуют независимо от того, произво­дится ли дополнительная единица продукции. Сначала предельные издерж­ки сокращаются, оставаясь ниже средних издержек. Это объясняется тем, что если издержки на единицу продукции убывают, следовательно, каждый последующий продукт стоит меньше средних издержек предшествующих продуктов, т. е. средние издержки выше предельных. Последующий рост средних издержек означает, что предельные издержки становятся выше предшествующих средних издержек. Таким образом, линия предельных из­держек пересекает линию средних издержек в ее минимальной точке М.

Прокомментируем основные соотношения между средними и предельными издержками.

1. Предельные издержки (МС) не зависят от постоянных издержек (), так как последние не зависят от объема производства, а МС – это приростные издержки.

2. Пока предельные издержки меньше средних (МС < АС), кривая средних издержек имеет отрицательный наклон. Это означает, что производство дополнительной единицы продукции уменьшает средние издержки.

3. Когда предельные издержки равны средним (МС = АС), это значит, что средние издержки перестали уменьшаться, но еще не стали расти. Это точка минимальных средних издержек (АС = min).

4. Когда предельные издержки становятся больше средних (МС > АС), кривая средних издержек идет вверх, что свидетельствует об увеличении средних издержек в результате производства дополнительной единицы продукции.

5. Кривая МС пересекает кривую средних переменных издержек (АVС) и средних издержек (АС) в точках их минимальных значений.

 

9. Конкуренция и конкурентная фирма. Ситуации прекращения производства продукции: а) в краткосрочном периоде; б) в долгосрочном периоде.

Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Конкуренция – это способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Посредством конкуренции происходит распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства.

Методы конкурентной борьбы:

- ценовая – соперничество при помощи маневрирования ценами;

- неценовая – повышение технического уровня качества продукции, овладение передовыми технологиями, послепродажное обслуживание, реклама).

Конкуренция выполняет следующие функции:

1) Регулирующая функция – воздействиt на производство товаров, чтобы оно осуществлялось в соответствии со спросом, ограничении рыночной власти.

2) Инновационная функция – инновации как средство повышения экономической эффективности.

Различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – осуществляемая между множеством продавцов однородной продукции при свободном ценообразовании.

Основные черты рынка совершенной конкуренции:

- значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;

- объемы производства и предложения отдельного производителя составляет незначительную долю, поэтому отдельная фирма не может повлиять на цену;

- продукция однородная, стандартная;

- все участники рынка обладают одинаковой информацией о положении цен на рынке;

- фирмы могут свободно выходить из одной отрасли и входить в другую;

Была характерна для экономики развитых стран XIX в. В наибольшей степени к такому рынку можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, биржи, валютные, фондовые рынки (рынок зерна, ценных бумаг, валюты).

Несовершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, фирма в условиях несовершенной конкуренции обладает определенной властью над ценой. К ней относятся следующие модели рынка: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Конкурентная фирма - фирма, принимающая цену на свою продукцию как данную, не зависящую от реализуемого ею объема продукции на совершенно конкурентном рынке.

Цель фирмы - максимизация прибыли, которая представляет собой разницу между валовым доходом (TR) и совокупными издержками (ТС) за период продаж (валовой доход - это цена реализованного блага (Р), умноженная на объем продаж (Q): TR = Р х Q).

На свой доход фирма может влиять только посредством изменения объема продаж. Следовательно, главная проблема фирмы - поиск объема выпуска продукции, максимизирующего прибыль в условиях эластичного спроса на продукцию фирмы.

Доход от единицы продукции является средним доходом, а дополнительный доход от продаж еще одной единицы продукции - предельным доходом. В связи с тем, что совершенно конкурентная фирма не влияет на цену, предельная выручка есть цена товара, т.е. дополнительные единицы товара могут быть проданы по постоянной цене.

Равновесие конкурентной фирмы в коротком периоде (это период, в течение которого производственные мощности фирмы фиксированы, однако объем выпуска может быть изменен (увеличен, уменьшен) посредством изменения объема использования переменных факторов. Общее количество фирм в отрасли сохраняется постоянным)

В коротком периоде конкурентная фирма не располагает достаточным временем для того, чтобы увеличить объем выпуска. Поэтому она должна выбрать оптимальный объем продаж для максимизации прибыли или минимизации убытков. Эта задача может быть решена двумя путями. Первый путь предполагает сравнение получаемого валового дохода и валовых издержек. Этот путь дает возможность проверить общей прибыльностью оптимальный объем выпуска в коротком периоде. Второй путь означает сравнение предельного дохода и предельных издержек, позволяющее проверить тот же параметр выпуска предельной прибыльностью.

На рис показано, что равновесные цена и объем выпуска в коротком периоде равны соответственно Pf и Qf. При данной цене конкурентная фирма достигнет объема выпуска на уровне Qf (Р = МС) и получит сверхприбыль (Pf XYZ).

Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы выражает функциональную зависимость объема предложения от изменения рыночной цены, т.к. фирма будет максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки до точки равновесия МС=Р, т.е. эта функция предложения будет определяться кривой предельных издержек. Эта кривая в краткосрочном периоде будет иметь восходящий характер и совпадать с отрезком кривой предельных издержек, который лежит выше точки минимума средних переменных издержек.

Фирма максимизирует прибыль при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину. Фирма будет минимизировать свои убытки при таком объеме продукции, при котором валовые издержки превышают валовой доход на наименьшую величину. Если нет производства, при котором валовой доход превышает переменные издержки, фирма будет минимизировать убытки в краткосрочном периоде путем закрытия. Фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки только в том случае, когда предельный доход равен предельным издержкам МR=MC=P (в точке, где цена равна предельным издержкам). При определенной фактической прибыли или избытка должны быть сопоставлены цены и средние валовые издержки.

Равновесие конкурентной фирмы в долгом периоде (это период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и издержек. Количество предприятий в отрасли в долгом периоде может изменяться).

В долгосрочном периоде число фирм на рынке может измениться за счет прихода в отрасль новых фирм. В результате объем предложения растет, цены снижаются и сокращается объем прибыли, получаемой каждым продавцом. Снижение цен и прибыли ужесточают конкуренцию и некоторые фирмы покидают отрасль, тогда объем рыночного предложения сокращается, а цены растут. Рост цен и получение экономической прибыли привлекут новых производителей. Процесс входа и выхода прекратится тогда, когда экономическая прибыль будет отсутствовать. Это случится, когда цена совпадет с минимумом долгосрочных средних издержек p=minLАС. Таким образом, в долгосрочном периоде экономическая прибыль совершенно-конкурентной фирмы будет равна 0.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.